город Омск |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А70-13926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-790/2018) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2017 по делу N А70-13926/2017 (судья Минеев О.А.)
по заявлению акционерного общества "ЕВРАКОР" (ОГРН 5077746549755; ИНН 7701716324)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (ОГРН 1097232029839, ИНН 7202201256)
о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.09.2017 N 082S19170005960
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
Акционерное общество "ЕВРАКОР" (далее - заявитель, Общество, АО "ЕВРАКОР") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Управление) о признании недействительным решения от 27.09.2017 N 082S19170005960 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2017 по делу N А70-13926/2017 заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области от 27.09.2017 N00082S19170005960 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано недействительным. Этим же решением с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области в пользу АО "ЕВРАКОР" взысканы судебные расходы в размере 3000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ, Закон индивидуальном (персонифицированном) учете), поскольку исходные сведения о застрахованных лицах за ноябрь 2016 года были направлены АО "ЕВРАКОР" в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статью 15, пункт 2.2 статьи 11, статью 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учёте, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), указал на то, что страхователь имеет право без предъявления к нему финансовых санкций уточнить и дополнить сведения, информация о которых за данный отчетный период уже была представлена в территориальный орган в установленный законом срок. Если же страхователь впервые представил сведения о застрахованных лицах после истечения установленного срока, то имеет место состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и финансовые санкции в этом случае применяются.
По мнению Пенсионного фонда, 30.03.2017 заявитель не уточнял и не исправлял представленные 12.12.2016 сведения, а впервые представил сведения о 3882 застрахованных лицах, в связи с чем первоначально представленные сведения о 71 застрахованном лице являются неполными. Поскольку сведения за ноябрь 2016 года о 3882 застрахованных лицах изначально не были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда, следовательно, страхователь правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 1 941 000 руб. (3882 х 500 руб.).
Отзыв на апелляционную жалобу АО "ЕВРАКОР" не представлен.
АО "ЕВРАКОР" и Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. В связи с чем в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
12.12.2016 АО "ЕВРАКОР" представило в уполномоченный орган Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета за ноябрь 2016 года по форме СЗВ-М в отношении 71 застрахованного лица. Указанные сведения были представлены страхователем с типом формы "исходная".
30.03.2017 заявителем в уполномоченный орган Пенсионного фонда представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за ноябрь 2016 года в отношении 3882 застрахованных лиц, ранее не отраженных в исходной форме отчета.
В связи с поступлением формы СЗВ-М ("дополняющая") за ноябрь 2016 года должностными лицами Пенсионного фонда в отношении АО "ЕВРАКОР" проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.08.2017 N 082S18170004622.
В ходе проведённой проверки Пенсионным фондом был сделан вывод о том, что страхователь представил неполные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года, что является нарушением пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
27.09.2017 Пенсионным фондом вынесено решение N 082S19170005960, которым АО "ЕВРАКОР" привлечено к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 941 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, АО "ЕВРАКОР" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
04.12.2017 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, которое обжаловано Пенсионным фондом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ АО "ЕВРАКОР" является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 этой же статьи 11 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем третьим статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения Обществу вменено предоставление им в определенные Законом N 27-ФЗ сроки неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, согласно оспариваемому решению Пенсионного фонда в установленный законом срок (12.12.2016) Обществом представлены сведения за ноябрь 2016 года на 71 застрахованное лицо и 30.03.2017 (с пропуском срока) представлены корректирующие сведения в отношении еще 3882 застрахованных лиц.
Вместе с тем, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях АО "ЕВРАКОР" нарушений положений пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по следующим основаниям.
Для представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом изложенного, сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах за отчетный месяц - за ноябрь 2016 года предоставляются страхователями не позднее 12.12.2016 (10.12.2016, 11.12.2016 - выходные дни).
В соответствии со статьей 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н.
Согласно нормам Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации указал на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Из материалов настоящего дела следует, что АО "ЕВРАКОР" первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2016 года - 12.12.2016, то есть в установленный срок.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных, 30.03.2017 Обществом направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 3882 застрахованных лиц.
Осуществив проверку поданных 30.03.2017 индивидуальных сведений, Управление пришло к выводу о представлении неполных сведений в отношении 3882 застрахованных лиц за ноябрь 2016 года, в связи с чем, вынесло решение от 27.09.2017 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 1 941 000 руб.
Имея в виду приведенное выше правовое регулирование, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что Управлением обозначенный выше факт предоставления Обществом неполных сведений за ноябрь 2016 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен только после направления АО "ЕВРАКОР" формы СЗВ-М ("дополняющей"), что свидетельствует о том, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до момента обнаружения (выявления) такой ошибки Пенсионным фондом.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Учитывая изложенное, приведенные выше нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), а также то, что в рассматриваемом случае Общество самостоятельно исправило допущенные ошибки до выявления их Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Пенсионного фонда достаточных правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Приведенные выше выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558 по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, и направлены на формирование единой правоприменительной практики по делам об оспаривании решений органов Пенсионного фонда Российской Федерации о привлечении к ответственности за правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, оспариваемое решение Пенсионного фонда 27.09.2017 N 082S19170005960 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не соответствует требованиям Закона N 27-ФЗ и нарушает законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела,
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заинтересованного лица, изложенную им в суде первой инстанции, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы, поскольку ее податель не платил государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2017 по делу N А70-13926/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.