г. Пермь |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А60-44657/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Союз-Транс" - Шарова А.А., паспорт, доверенность от 28.08.2017;
от Администрации города Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети - Павлова Е.А., паспорт, доверенность от 09.01.2018; Симонов Г.С., удостоверение, доверенность от 01.03.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Союз-Транс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 декабря 2017 года
по делу N А60-44657/2017,
принятое судьей Ковалевой М.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-Транс" (ИНН 6679033381, ОГРН 1136679007299)
к Администрации города Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети
об оспаривании решений об отказе в предоставлении субсидии за 4 квартал 2016 года и за 1 квартал 2017 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Союз-Транс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконными решений Администрации г. Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети (далее - Комитет) об отказе в предоставлении субсидии за четвертый квартал 2016 года и за первый квартал 2017 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель жалобы отмечает, что выводы суда о непредставлении документов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела; считает, что распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" не является обязательным для применения правовым актом, имеет рекомендательный характер; все приведенные администрацией доводы не являются основанием для отказа в предоставлении субсидии, администрация вправе была предоставить свой расчет размера субсидий с указанием оснований для ее перерасчета.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представители администрации в судебном заседании и в письменном отзыве просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между ООО "Союз-Транс" (перевозчик) и Администрацией города Екатеринбурга в лице Комитета заключен договор от 18.09.2014 N 3-077/2014 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
28.12.2015 между обществом и Комитетом заключено также соглашение N 8/2016 о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на возмещение части затрат в связи с предоставлением услуги по перевозке пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на 2016 год.
ООО "Союз-Транс" осуществило перевозку пассажиров по городским маршрутам в течение 4 квартала 2016 года, 1 квартала 2017 г. и обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг за указанные периоды.
Письмами от 23.05.2017 и 04.07.2017 Комитет уведомил общество об отказе в предоставлении субсидии за 4 квартал 2016 г. и за 1 квартал 2017 г. соответственно. Из протокола заседания комиссии от 17.05.2017 N 40/42/01.2-11 следует, что обществу отказано в предоставлении субсидий за 4 квартал 2016 г. поскольку:
- документы, представленные в подтверждение строки 11.2 сведений о фактических результатах работы, не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- выявлена недостоверность данных по перевозке пассажиров по Е-карте и проданным разовым билетам, представленных ООО "Союз-Транс".
Из протокола заседания комиссии от 29.06.2017 N 56/42/01.2-11 следует, что обществу отказано в предоставлении субсидий за 1 квартал 2017 г. поскольку:
- сведения об общехозяйственных расходах недостоверны (в общехозяйственные расходы включена сумма на ремонт транспортных средств в размере 56,7 тысяч рублей);
- сведения о начисленной амортизации недостоверны (сумма амортизации завышена на 156,9 тысяч рублей);
- выявлено несоответствие нормы расходов топлива в соответствии с Распоряжением Минтранса N АМ-23-р (строка 11.2 сведений о фактических результатах работы).
Считая отказы администрации в предоставлении субсидии незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал недоказанными выводы Комитета о представлении заявителем недостоверных данных о доле перевозок пассажиров по Е-картам и разовым билетам, поскольку данные натурного обследования имеются у Комитета лишь за период с 27.04.2017 по 27.06.2017. Однако в удовлетворении заявленных требований суд отказал, исходя из того, что заявитель не представил администрации полный пакет документов, предусмотренных пунктом 16 Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург", на 2015-2017 годы", утв. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2714 (далее также - Положение, Положение о порядке предоставления субсидий N 2714).
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по названным вопросам. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 23.12.2014 N 37/26 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрены субсидии из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке предоставления субсидий N 2714 субсидии перевозчикам предоставляются в целях возмещения части следующих затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению:
расходы на оплату труда;
страховые взносы;
расходы на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов;
расходы на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
расходы на приобретение и ремонт автомобильных шин;
амортизационные отчисления;
общехозяйственные расходы;
прочие расходы (с учетом процентов за пользование кредитными ресурсами).
Согласно пункту 5 данного Положения условиями предоставления субсидий являются:
1) соответствие перевозчика критериям отбора, установленным в главе 2 настоящего Положения;
2) наличие фактически понесенных и документально подтвержденных затрат в связи с оказанием транспортных услуг, перечень которых определен настоящим Положением;
3) заключение соглашения о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 9 Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие 7 требованиям, среди которых:
- ведение раздельного бухгалтерского учета затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе видов деятельности с выделением вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию";
- ведение учета реализованной билетной продукции по каждому маршруту перевозки пассажиров;
- наличие убытков от осуществления вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию".
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- непредставление документов, указанных в пункте 10 настоящего Положения, либо представление документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства;
- несоответствие перевозчика критериям, указанным в пункте 9 настоящего Положения (пункт 15 Положения).
Пунктом 16 Положения установлен перечень документов, которые перевозчики, претендующие на получение субсидий, должны предоставить в Комитет:
1) сведения о фактических результатах работы за отчетный период по форме, приведенной в приложении N 4 к настоящему Положению;
2) заверенные руководителем копии бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации на последнюю отчетную дату;
3) реестр билетно-учетных листов реализованной билетной продукции по маршрутам за отчетный период по форме, приведенной в приложении N 5 к настоящему Положению;
4) акт сверки с оператором регистрации электронной оплаты проезда пассажиров в автобусах, следующих по маршрутам регулярного городского сообщения, по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящему Положению;
5) заверенные руководителем копии сводов по начисленной заработной плате, подтверждающих затраты на оплату труда персонала, занятого обслуживанием и организацией пассажирских перевозок;
6) реестр договоров и реестр счетов-фактур по затратам на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, реестр актов на списание материалов, использованных для технического обслуживания и ремонта;
7) заверенные руководителем копии договоров и реестр счетов-фактур на поставку топлива, горюче-смазочных материалов;
8) заверенные руководителем копии договоров и реестр счетов-фактур на приобретение автомобильных шин;
9) ведомость начисления амортизации основных средств;
10) заверенные руководителем ведомость расходов на коммунальные услуги (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение), реестр счетов-фактур, копии договоров;
11) копии договоров на приобретение билетной продукции, копии документов, подтверждающих учет билетной продукции на складе, копии документов, подтверждающих выдачу билетной продукции под отчет материально ответственному лицу (кондуктору), копии лицевых счетов кондукторов по учету билетной продукции;
12) расчет нормативных затрат;
13) пояснительную записку к представленному пакету документов;
14) скан-копии документов, перечисленных в подпунктах 1 - 13 настоящего пункта, на электронном носителе.
Основаниями для отказа в выплате перевозчику субсидии являются следующие факты:
не представлены или представлены не в полном объеме документы, указанные в п. 16 настоящего Положения;
представленные перевозчиком документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;
выявлен факт предоставления перевозчиком недостоверных сведений (пункт 20 Положения).
Таким образом, для получения субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению, перевозчик обязан доказать наличие у него за спорный период убытков от данного вида деятельности, в том числе путем представления Комитету достоверных сведений о фактических результатах работы за отчетный период.
Формой, приведенной в приложении N 4 к Положению о порядке предоставления субсидий N2714, предусмотрено, что перевозчик должен рассчитать и указать в числе прочего сведения о расходах на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов (ГСМ), а также об амортизационных отчислениях.
При этом в соответствии с примечанием к данным сведениям нормативные затраты определяются в соответствии с пунктом 23 Положения, согласно которому нормативные расходы на приобретение топлива и ГСМ определяются исходя из норм расхода топлива и ГСМ, установленных в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации, и фактического пробега подвижного состава за отчетный квартал; при расчете стоимость топлива и горюче-смазочных материалов определяется исходя из среднерыночных цен, сложившихся в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в отчетном квартале.
Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р введены в действие методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
В соответствии с пунктом 1 данных рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
Согласно пункту 3 методических рекомендаций норма расхода топлива и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены в том числе для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок.
Таким образом, в целях получения субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению, перевозчик обязан рассчитывать расходы на приобретение топлива и ГСМ по нормам, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Не имеет отношения к рассматриваемому спору ссылка заявителя на судебную практику, которая касается порядка включения расходов на ГСМ для целей исчисления налога на прибыль организаций. При исчислении налога организация не претендует на безвозмездное и безвозвратное получение из бюджета денежных средств. В настоящем же случае общество обращается за получением средств из бюджета, в связи с чем обязано доказать не само по себе наличие убытка, а наличие такого убытка, которое возникает объективно, при несении разумных расходов.
Обязанность по соблюдению утвержденных норм при получении субсидии следует как из прямого указания в пункте 23 Положения, так и из принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Как установлено Комитетом при рассмотрении заявок общества на предоставлении субсидий, при исчислении расходов на ГСМ оно руководствовалось приказами от 01.01.2016 N 02/16 и 01.01.2017 N 02/17.
Однако норма расходов на ГСМ, установленная данными приказами (34,3л/100 км в летний период и 39,4л/100 км в зимний период), не соответствует норме, рассчитанной в соответствии с Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р: в летний и зимний период она составит соответственно лишь 29,25л/100 км и 31,5 л/100 км.
Приведенный Комитетом расчет обществом не оспаривается. Доводы о том, что фактически списание топлива производилось в 4 квартале 2016 г. по норме, соответствующей установленной (в подтверждение чего представлены акты списания ГСМ от 31.10.2016, 30.11.2016 и 31.12.2016 (л.д.15-16 том 2)), отклоняются, поскольку соответствующий расчет в данных актах (с указанием фактически применяемой нормы расходов на ГСМ) заявителем не приводился. Между тем он обязан обеспечить ясность и достоверность расчетов, основанных на сведениях своего бухгалтерского учета, уже на момент представления документов в Комитет.
Факт завышения амортизационных отчислений заявителем не оспорен. Не соглашаясь с отказом в предоставлении субсидий, общество указывает, что администрация могла выплатить субсидию частично, исходя из документально подтвержденных затрат.
Однако, подписав соглашения о предоставлении субсидий от 28.12.2015 заявитель согласился в том числе с объемом представляемых документов, необходимых для получения субсидии. Именно заявитель, претендуя на получение из бюджета денежных средств, обязан доказать наличие у него убытка от деятельности по перевозке пассажиров. Поскольку заявитель полных и достоверных документов в подтверждение своих убытков администрации не представил, ее отказ в предоставлении субсидии является правомерным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального права.
Согласно подп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1500 руб. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 декабря 2017 года по делу N А60-44657/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Союз-Транс" (ИНН 6679033381, ОГРН 1136679007299) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от 14.02.2018 N 164.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.