г. Москва |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А41-69885/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Тэка-Сервис"- Лукьянов В.В. (по доверенности от 11.01.2018),
от административного органа по делу - Министерства экологии и природопользования Московской области - Зайцев Е.А. (по доверенности от 20.03.2018), Мусиев Р.А. (по доверенности от 29.12.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тэка-Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017 по делу N А41-69885/17, принятое судьей И.В. Гейц, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тэка-Сервис" к Министерству экологии и природопользования Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЭКА-СЕРВИС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании предписания от 16.06.2017 г. N 4920/24/2017 и постановления от 04.08.2017 г. N 111840/48/2017.
22.08.2017 г. определением суда требование о признании незаконным постановления от 04.08.2017 г. N 111840/48/2017 выделено в отдельное производство и ему присвоен отдельный номер арбитражного дела.
В настоящем деле рассматривается требование о признании незаконным постановления от 04.08.2017 г. N 111840/48/2017.
Решением от 15.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Тэка-Сервис" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Тэка-Сервис" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 123, 266 и 268 АПК РФ, изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 16.06.2017 г. при проведении административным органом осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:409, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, вблизи д. Никифоровское, было выявлено проведение Обществом земляных работ, связанных с выемкой песчаного грунта.
ООО "ТЭКА-СЕРВИС" владеет лицензией на пользование недрами МСК 80195 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных на месторождении "Никифоровское" площадью 40,3 Га, на участке, расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский район, срок действия лицензии до 01.07.2020 г.
В соответствии с лицензией на пользование недрами МСК 80195 ТЭ добыча осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0090428:409, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
ООО "ТЭКА-СЕРВИС" в 2016 году на земельном участке с кадастровым номером 50:03:0020280:413 приступило к работам по строительству рыбонагульного пруда с попутной добычей песков строительных на месторождении "Никифоровское" площадью 40,3 га.
В соответствии с п. 2.3 Условий пользования недрами к лицензии МСК 80195 ТЭ (с учетом изменений в лицензию на пользование недрами, утвержденных Распоряжением Министерства от 18.11.2016 г. N 986-РМ), до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых песков строительных при строительстве рыбоводного нагульного пруда; копии полученных документов представить в Министерство не позднее 30 дней с момента их получения; недропользователь обязан осуществлять разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на оформленном земельном участке, допускающем его использование по целевому назначению; запрещается проведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных при строительстве рыбоводного нагульного пруда.
При проведении проверки административным органом было выявлено, что при въезде на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090428:409 оборудован пропускной пункт со шлагбаумом, по территории участка оборудована технологическая дорога и пункт мойки колес; выявлены следы производства земляных работ, а именно на площади около 12 га проведены вскрышные работы, а также частичная выемка песчаного грунта (координаты центра участка 55.638515, 36.595695); вскрышные породы складированы в отвалы, песчаный грунт складирован в виде насыпей в месте ранее проведенных работ с последующей погрузкой песчаного грунта на грузовые автомобили при помощи экскаваторов; глубина производства работ около 4-5 метров; на территории участка производства работ располагается строительная техника - 2 экскаватора, 2 фронтальных погрузчика, 2 бульдозера, а также более 10 единиц грузовых автомобилей; на момент осмотра на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0090428:409 проводились работы по выемке песчаного грунта, погрузке грунта на грузовые автомобили с последующим вывозом за пределы осматриваемого участка.
20.06.2017 г. в связи с выявленными нарушениями административным органом в отношении неустановленного вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ.
04.07.2017 г. по результатам проведенного административного расследования административным органом от Общества получены объяснения и в присутствии представителя Общества произведен осмотр вышеуказанного земельного участка, о чем составлен акт осмотра от 04.07.2017 г., и в котором указаны нарушения требований лицензии; копия акта представителем Общества получена; возражений на акт осмотра не представлено.
27.07.2017 г. административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, которым действия Общества квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
04.08.2017 г. административным органом в отношении Общества вынесено постановление N 111840/48/2017 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вывод суда первой инстанции о соблюдении административным органом в ходе административного производства статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ является верным. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в виде административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Объективной стороной указанного правонарушения являются действия по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Субъектами ответственности по данной статье могут быть как физические, так и должностные и юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения состоит, как правило, в умышленных действиях либо в бездействии.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно п. 2.3 условий к лицензии на пользование недрами МСК 80195 ТЭ, до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование Недропользователь обязан оформить документы, необходимые для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, копии документов представить в Министерство не позднее 30 дней с момента их получения.
Запрещается проведение работ но разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования.
В Министерство экологии и природопользования Московской области документы, необходимые для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования от ООО "ТЭКА-СЕРВИС" в Министерство не поступали.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию (статья 12 Закона о недрах).
В силу пункта 10 части второй статьи 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Таким образом, земельным законодательством не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения на период добычи полезных ископаемых без перевода данных земель в земли соответствующей категории.
Указанная позиция согласуется с Постановлением Верховного суда РФ от 04.12.2015 N 308-АД15-10495.
Из материалов дела следует, что 06.03.2017 г. ЗАО "Шарапово" (арендодатель) и ООО "ТЭКА-СЕРВИС" (арендатор) заключили договор N 01-02/17 аренды земельного участка (из категории земель сельскохозяйственного назначения), в соответствии с которым Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 2 481 051 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольское с/п, в районе д. Власово, с целью строительства рыбоводных нагульных прудов с попутной добычей песка в соответствии с разработанным и утвержденным согласно действующего законодательства "Рабочего проекта строительства рыбоводных нагульных прудов на участке расположенном в Московской области, Одинцовском районе, Никольское с/п, в районе д. Власово с попутной добычей песков"; кадастровый номер земельного участка: 50:20:0090428:0409; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование земельного участка: для сельскохозяйственного производства, сроком на 11 месяцев (с 01.07.2017 г. по 31.05.2018 г.).
Также из материалов дела следует, что одним из существенных условий лицензии, выданной Обществу, является обязанность оформить правоустанавливающие документы на пользование земельным участком, а именно: п. 2.3 условий лицензии, предусмотрено, что до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, недропользователь обязан оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых песков строительных при строительстве рыбоводного нагульного пруда; запрещается проведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных при строительстве рыбоводного нагульного пруда.
При этом в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами МСК 80195 ТЭ добыча осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0090428:409, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, обществом допущено пользование недрами с нарушением пункта 2.3 Условий пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое) к лицензии на пользование недрами МСК 80073 ТЭ, а именно: пользование недрами (добычи песчаного материала) на непредназначенном для целей недропользования земельном участке категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, что является нарушением требований статьи 42, части 1 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 22, пункта 1 статьи 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кроме того, следует отметить, что лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в том числе при соблюдении ее владельцем заранее оговоренных условий (абзац третий статьи 11 Закона о недрах) и свидетельствует о наличии волеизъявления субъекта лицензионной деятельности на добровольное приобретение специального правового статуса, в том числе с учетом действующих ограничений в части содержания охраны земель и их правового режима, поскольку осуществление всех видов права пользования недрами непосредственно связано с использованием земли на установленных законодателем условиях.
В соответствии с нормами законодательства правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбирать условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с его категорией и основным видом разрешенного использования, однако этот выбор не должен входить в противоречие с нормами и принципами земельного законодательства.
Осуществление заявителем работ по разработке недр на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" подтверждено имеющимися в деле доказательствами.
Данная деятельность заявителя нарушает нормы и основополагающие принципы земельного законодательства, нормы законов о землях сельскохозяйственного назначения и о недрах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, арбитражному суду не представлено, в связи с чем, оно обоснованно привлечено к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств исключения из лицензии условия, предусмотренного п. 2.3, наличии законодательно закрепленной обязанности по выполнению условий лицензии (п. 10 ст. 22 Закона о недрах), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий заинтересованного лица, при наличии достаточных к тому оснований, доказательств иного в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества о том, что производство по делу об административном правонарушении было возбуждено по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении неустановленного лица и доказательства, полученные при расследовании данного правонарушения, не могут быть использованы в качестве доказательств при производстве по настоящему делу, не обоснованы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.06.2017 г. при проведении на основании обращения гражданина административным органом осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:409, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, вблизи д. Никифоровское, было выявлено проведение Обществом земляных работ, связанных с выемкой песчаного грунта, в связи с чем, в отношении неустановленного лица было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
По результатам проведенного административного расследования административным органом от общества получены объяснения и в присутствии представителя общества произведен осмотр вышеуказанного земельного участка, по результатам которого в присутствии представителя общества был составлен протокол осмотра от 04.07.2017 г., и в котором указаны нарушения требований лицензии.
27.07.2017 г. на основании результатов осмотра, произведенного 04.07.2017 г. в отношении Общества в присутствии представителя Общества, извещенного о времени и месте совершения процессуального действия, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что обществом, вопреки доводам жалобы об использовании участка в сельскохозяйственных целях, в материалы дела не представлены доказательства, что на земельного участке осуществляется добыча сельскохозяйственной продукции (рыбы).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017 по делу N А41-69885/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69885/2017
Истец: ООО "ТЭКА-СЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, , МОСКОВСКАЯ область, р-н. КРАСНОГОРСКИЙ, г.
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ