г. Пермь |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А60-60462/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Даниловой И.П.,
судей Васевой Е.Е., Мартемьянова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балакиревой Н.Ю.,
лица, участвующие в деле не явились, извещены,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 декабря 2017 года
принятому судьей Соболевой Н.В.,
по делу N А60-60462/2017
по заявлению Департамент по управлению муниципальным имуществом (ОГРН 1026605252178, ИНН 6608004472)
к Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046602689495, ИНН 6658040003)
о признании незаконным решения от 02.06.2017, действия по исключению 26.09.2017 из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Аникма" (ОГРН 1056603795797, ИНН 6670103820),
установил:
Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью "Аникма" от 02.06.2017, действий по исключению 26.09.2017 из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью "Аникма" (далее - общество "Аникма"), обязании налогового органа в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда аннулировать запись об исключении из ЕГРЮЛ общества "Аникма".
Решением суда от 20.12.2017 года в удовлетворении заявления Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга отказано.
Не согласившись с решением суда, Департамент по управлению муниципальным имуществом обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылается на то, что сведения, указанные в пункте 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговым органом в объявлении о ликвидации юридического лица указаны не были.
Письменные отзывы от лиц, участвующих в деле не поступили.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направила, что в порядке п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество "Аникма" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2005, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
02.06.2017 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга было принято решение о предстоящем исключении общества "Аникма" из ЕГРЮЛ, 26.09.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности указанного юридического лица.
Между тем, заявитель пояснил, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2017 по делу N А60-31495/2017 с общества "Аникма" в пользу Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга были взысканы денежные средства в размере 1 485 735 руб. 64 коп.
Заявитель полагает, что действия налогового органа по исключению общества "Аникма" из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица затрагивают права и законные интересы заявителя как кредитора и нарушают порядок, установленный п. 3 ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга не нарушен порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п.1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п.2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, исполнение положения п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица, в данном случае общества "Аникма" из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц.
В силу п.3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица публикуется в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующими юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п.4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Следует отметить, что со стороны заявителя и других заинтересованных лиц указанных заявлений не поступало.
В соответствии со ст. 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу ст. 51 Гражданского кодекса РФ данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Соотношение положений п. 1, п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ с общими положениями данного закона и смысла государственной регистрации позволяет сделать вывод об установленной в ст. 21 Закона N 129-ФЗ публичной обязанности регистрирующего органа инициировать исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, в целях обеспечения достоверности данного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом.
Вместе с тем при исполнении данной обязанности инспекцией должны быть соблюдены все установленные законом процедуры без каких-либо отступлений, что будет являться гарантией обеспечения прав как самого юридического лица, исключаемого из реестра, так и всех заинтересованных лиц (в том числе, его участников и кредиторов).
В силу п.7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Иными словами, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.
Правильность такого толкования рассматриваемых норм подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п.1 Постановления Пленума N 67 от 20.12.2006 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о Банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", согласно которой процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Налоговым органом в материалы дела представлены справки Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга N 14163-0 от 11.04.2016 о непредставлении общества "Аникма" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах; N 14163-С от 11.04.2016 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Последняя отчетность обществом "Аникма" представлялась 23.09.2014, сведения об открытых банковских счетах отсутствуют, в связи с чем органом 15.04.2016 принято решение N 4626 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Аникма" (ОГРН 1056603795797) из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, опубликованное регистрирующим органом в журнале "Вестник государственной регистрации" N 36 (599) от 14.09.2016.
Кроме того, в материалы дела также представлены справки Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга N 1906-О от 30.05.2017 о непредставлении обществом "Аникма" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах; справка N 1906-С от 30.05.2017 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Последняя отчетность обществом "Аникма" представлялась за 6 месяцев 2014 года, сведения об открытых банковских счетах отсутствуют.
В связи с вышеизложенным налоговым органом 02.06.2017 обоснованно принято решение N 6457 о предстоящем исключении общества "Аникма" из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", опубликованное регистрирующим органом в журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 (636) от 07.06.2017.
В журнале "Вестник государственной регистрации" указываются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
На момент принятия решения отсутствовали какие-либо обеспечительные меры в отношении общества "Аникма" препятствующие совершать вышеуказанные регистрационные действия.
Таким образом, при наличии всех указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона 129-ФЗ условий и на основании представленных документов следует, что общество "Аникма" обладает признаками недействующего юридического лица. Налоговым органом было принято решение за N N 6457 о предстоящем исключении общества "Аникма" о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, которое в соответствии с п.3 ст. 21.1 опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" за N 22 (636) от 07.06.2017.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи.
Заинтересованные лица в сохранении юридического лица как действующего, имели возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить общество "Аникма" из ЕГРЮЛ.
Согласно п.3 ст. 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
В налоговый орган заявления от кредиторов, самого юридического лица или иных заинтересованных лиц в течение трех месяцев с момента опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ не поступили, в связи с чем, инспекцией 26.09.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении общества "Аникма" из ЕГРЮЛ (ГРН 6176658609154). Учитывая вышеизложенное, запись об исключении из ЕГРЮЛ в отношении общества "Аникма" (ОГРН 1056603795797) внесена регистрирующим органом обоснованно и в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд первой инстанции правильно отметил пассивное поведение заявителя (кредитора), поскольку заявитель о применении каких-либо обеспечительных мер в период рассмотрения дела N А60-31495/2017 не просил, в Федеральную службу судебных приставов обратился только в ноябре 2017 года, тогда как решение суда по делу N А60-31495/2017 от 18.09.2017 вступило в законную силу 19.10.2017.
Доводы апеллянта о том, что судом не дана оценка доводам заявителей о том, что налоговым органом нарушен порядок исключения из ЕГРЮЛ судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку противоречит материалам дела.
Ссылки на то, что налоговым органом в объявлении о ликвидации юридического лица не указаны сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, поскольку в объявлении в журнале "Вестник государственной регистрации" содержится информация о порядке заявлений в течение трех месяцев по адресу регистрирующего органа: г. Екатеринбург, ул. Тимирязева 11 (том 1 л.д. 37).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 декабря 2017 года по делу N А60-60462/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.П. Данилова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.