г. Вологда |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А66-15211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2017 года по делу N А66-15211/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пугачев А.А.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Торопецком районе Тверской области (межрайонное) (ОГРН 1166952063630, ИНН 6944009220; место нахождения: 172840, Тверская область, Торопецкий район, город Торопец, улица Калинина, дом 54/24; далее - управление, УПФ, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Западнодвинского района детскому саду "Берёзка" (ОГРН 1026901783182, ИНН 6922003418; 170023, место нахождения: Тверская область, Западнодвиницкий район, город Западная Двина, улица Культурная, дом 3; далее - ДС "Берёзка", учреждение) о взыскании 500 рублей финансовой санкции, назначенной на основании решения от 24.04.2017 N 078S19170004048, за непредоставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах формы СЗВ-М за июль 2016 года.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2017 года по делу N А66-15211/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
ДС "Берёзка" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Фондом проверки правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления учреждением, как страхователем, сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) составлен акт от 24.03.2017 N 078S18170004368, в котором отмечено, что ДС "Берёзка" сведения о работающих застрахованных лицах (отчет) по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2016 года на 1 застрахованное лицо, не указанных в ранее представленном отчете по форме СЗВ-М (исходная) за указанный отчетный период, представлены 23.03.2017, что свидетельствует о наличии нарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании акта Фондом принято решение от 24.04.2017 N 078S19170004048 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 500 руб.
Во исполнение принятого решения 16.05.2017 УПФ учреждению выставлено требование об уплате в срок до 05.06.2017 финансовых санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 078S01170220105 в размере 500 рублей.
В связи с неисполнением указанного требования и наличием задолженности со стороны ответчика, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении учреждением требований пунктов 37 и 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) и об устранении выявленного нарушения в установленный срок и об отсутствии в связи с этим оснований для привлечения к ответственности и взыскания финансовой санкции.
Вместе с тем, такие выводы суда апелляционная инстанция считает ошибочными.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" с 1 апреля 2016 года введена для страхователей новая форма отчетности в ПФР.
В соответствии с частью 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, учреждение обязано было представить перечисленные сведения за июль 2016 года не позднее 10.08.2016 в отношении всех без исключения застрахованных лиц.
На основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в отчетный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В материалах дела усматривается и учреждением не отрицается, что 23.03.2017 страхователем предъявлены сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года дополнительно еще на 1 застрахованное лицо, то есть на лицо, сведения на которое вообще отсутствовали в исходных сведениях формы СЗВ-М за июль 2016 года.
Отчетность формы СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п (далее - постановление N 83п).
Этим постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В рассматриваемом случае учреждение, не представив до 10.08.2016 за июль 2016 года сведения в отношении спорного одного застрахованного лица, отраженного в дополнительных сведениях, совершило такое правонарушение как непредставление сведений в отношении такого застрахованного лица в установленный срок, поскольку из буквального содержания пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует обязанность страхователя представлять сведения о каждом застрахованном у него лице, а не о ряде лиц одним списком.
Инструкция N 766н, на которую ссылается учреждение и суд первой инстанции, предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности.
При этом под исправлениями сведений, исходя из норм этой Инструкции, понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Вместе с тем, из буквального толкования названного пункта Инструкции следует, что страхователь может быть освобожден от ответственности только в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений, то есть уточнений (исправлений) относительно уже представленных сведений в отношении каждого конкретного лица.
В рассматриваемом же случае имело место дополнительное представление учреждением сведений еще на одно застрахованное лицо, информация о котором ранее не была предъявлена в УПФ.
Следовательно, положения пункта 39 Инструкции N 766н для освобождения страхователя от ответственности в рассматриваемом случае не применимы.
Представление сведений в отношении не всех застрахованных лиц не может быть квалифицировано как представление неполных и (или) недостоверных сведений, как ошибочно отразило УПФ в своем решении.
Вместе с тем данный вывод не свидетельствует о неправомерности привлечения страхователя к ответственности по статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку этой же нормой установлена и ответственность за непредставление сведений в установленный срок, что имело место быть в рассматриваемом случае.
Таким образом, управление пришло к верному выводу о нарушении учреждением положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Размер штрафа определен с учетом санкции названной статьи Закона.
Оснований для вывода о его несоразмерности назначенному правонарушению, а также о несоблюдении принципа справедливости не усматривается.
В связи с этим заявление УПФ подлежало удовлетворению судом первой инстанции в полном объеме.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2017 года по делу N А66-15211/2017 отменить.
Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Западнодвинского района детского сада "Берёзка" (ОГРН 1026901783182, ИНН 6922003418; 170023, место нахождения: Тверская область, Западнодвиницкий район, город Западная Двина, улица Культурная, дом 3; далее - ДС "Берёзка", учреждение) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 500 рублей финансовой санкции, назначенной на основании решения от 24.04.2017 N 078S19170004048.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.