г. Самара |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А72-15310/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 января 2018 года по делу N А72-15310/2017, судья Овсяникова Ю.А., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (ИНН 7321308255, ОГРН 1047300819851), Ульяновская область, р.п. Ишеевка, к Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области (ОГРН 1027301059455, ИНН 7321020266), Ульяновская обл., р.п. Ишеевка, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального общеобразовательного учреждения Ундоровский лицей, о признании незаконным бездействия,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N2 по Ульяновской области) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области (далее по тексту - МУ Управление финансов МО "Ульяновский район"), выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника - Муниципального общеобразовательного учреждения Ундоровского лицея, об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений до исполнения исполнительного листа ФС N 011952202, выданного по делу NА72- 6426/2016.
Определением от 24.10.2017 указанное заявление принято к производству, к участию в деле в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное общеобразовательное учреждение Ундоровский лицей (далее по тексту - МОУ Ундоровский лицей).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.01.2018 заявленные требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУ Управление финансов МО "Ульяновский район" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе МУ Управление финансов МО "Ульяновский район" указывает, что факт бездействий не доказан, и не имел место, так как МУ Управление финансов МО "Ульяновский район" своевременно и надлежащим образом в соответствии с. п. 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации уведомило МОУ Ундоровский лицей о поступлении исполнительного листа.
Представители сторон в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-6426/2016 от 02.06.2016 с МОУ Ундоровского лицея в пользу Управления ПФ РФ Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней взыскана задолженность по страховым взносам в сумме 287 041 руб. 16 коп., в том числе недоимка по страховым взносам в сумме 104 729 руб. 29 коп. на страховую часть трудовой пенсии; 160 007 руб. 59 коп. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 18 057 руб. 84 коп. на страховую часть пенсии, 4 246 руб. 44 коп. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 011952202, который сопроводительным письмом от 01.08.2016 N 06/37 был направлен Управлением Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске на исполнение в МУ Управление финансов МО "Ульяновский район", однако не был исполнен.
Поскольку на налоговый орган были возложены обязанности по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области обратилась в суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (ч. 2 с. 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, должник МОУ Ундоровский лицей является бюджетным учреждением.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусмотрен особый порядок исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения.
Так, согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых счетах; приостановление операций является не правом, а обязанностью финансового органа.
В рассматриваемом случае судом правильно установлено, что предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен заявителю в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть был принят МУ Управлением финансов МО "Ульяновский район" к исполнению, при этом МУ Управление финансов МО "Ульяновский район" в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства, не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии факта бездействия судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку принятых МУ Управлением финансов МО "Ульяновский район" мер явно недостаточно для исполнения судебного акта, вступившего в законную силу, обязательного для исполнения. Операции по лицевым счетам должника не были приостановлены, решение суда не исполнено.
Оспариваемое бездействие приводит к затягиванию исполнения судебного акта, которым подтверждено денежное обязательство.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточности денежных средств в бюджете муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области для исполнения судебных актов несостоятельна. Недостаточное финансирования указанных расходов не снимает с МУ Управлением финансов МО "Ульяновский район" обязанности исполнить решение суда с учетом полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, в том числе по приостановлению операций по лицевым счетам должника.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта в обжалуемой части, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия иных доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 января 2018 года по делу N А72-15310/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.