Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2018 г. N Ф06-35201/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А06-5316/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального Казначейства по Астраханской области, Министерства экономического развития Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 декабря 2017 года по делу N А06-5316/2017 (судья Г.Н. Бочарникова)
по заявлению Министерства экономического развития Астраханской области (ИНН 3015068230, ОГРН 1053000013659)
к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области (ИНН 3015010078, ОГРН 1023000851719)
третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: микрофинансовая организация Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (ИНН 3015028318, ОГРН 1033000809412), общество с ограниченной ответственностью "Радуга" (ИНН 3023017292, ОГРН 1163025054532)
о признании недействительными отдельных положений акта выездной проверки, Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Астраханской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области (далее - УФК по Астраханской области, управление) о признании недействительными отдельные положения акта выездной проверки министерства экономического развития Астраханской области от 12.05.2017; о признании предписания от 21.06.2017 N 25-28-25-033/7 и представления от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28 декабря 2017 года заявление Министерства экономического развития Астраханской области о признании незаконными Предписания Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 21.06.2017 года N 25-28-25-033/7, Представления Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 21.06.2017 года N 25-28-25-033/20 удовлетворено частично.
Суд признал незаконным Предписание Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 21.06.2017 года N 25-28-25-033/7., а также пункт 4 Представления Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 21.06.2017 года N 25-28-25-033/20.
Министерство экономического развития Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять в указанной части новый судебный акт.
Управление Федерального Казначейства по Астраханской области также не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требования о признании незаконными представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять в указанной части новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Астраханской области в отношении Министерства экономического развития Астраханской области проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" за период 2016 года.
В ходе проведения выездной проверки в Министерстве экономического развития Астраханской области установлено, в нарушение пункта 1 Приказа Минэкономразвития России от 18.08.2015 года N 571 "Об утверждении перечня и форм документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии (далее Приказ от 18.08.2015 N 571), а также в нарушении пунктов 43 и 49 Постановления Правительства от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Постановление Правительства РФ N 316) Министерством допущено представление недостоверного отчета о фактических расходах по бюджетным средствам (форма 1) по Соглашению от 13 июля 2016 года N 009-МБ-16 по состоянию на 01 января 2017 года в части не отражения суммы остатков средств по состоянию на 01 января 2017 года и завышения суммы фактических расходов, произведенных на 01 января 2017 года.
По результатам данной проверки составлен акт выездной проверки министерства от 12.05.2017 (далее - акт проверки), содержащий нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Не согласившись с нарушениями, изложенными в акте проверки, министерством были подготовлены возражения на акт проверки (письмо Министерства от 24.05.2017 N 22-П-1/3374).
19.06.2017 состоялось заседание контрольной комиссии по рассмотрению результатов выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в министерстве.
УФК по Астраханской области в адрес министерства были направлены предписание от 21.06.2017 N 25-28-25-033/7 и представление от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20.
Не согласившись с вынесенными предписанием от 21.06.2017 N 25-28-25-033/7 и представлением от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20 заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ и необходимых для признания оспариваемых предписания и п. 4 представления недействительными, в связи с недоказанностью нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правомерностью действий Министерства экономического развития Астраханской области по оказанию государственной поддержки субъекту малого предпринимательства ООО "Радуга" с целью создания собственного бизнеса в форме субсидии для реализации бизнес - проекта "Организация частного детского садика "Чудо Остров" в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 года N 123-П, суд пришел к выводу о недействительности п. 4 Представления от 21.06.2017 года N 25-28-25-033/20 и Предписания от 21.06.2017 года N 25-28-25-033/7.
Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что согласно пунктам 1 и 2 представления от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20 министерством допущено представление недостоверного отчета о фактических расходах по бюджетным средствам (форма 1) по Соглашению от 13.07.2016 N 009-МБ-16 но состоянию на 01.01.2017 в части скрытия суммы остатков средств на 01.01.2017 и завышения суммы фактических расходов на 01.01.2017, а также в связи с чем не возвратом в доход бюджета неиспользованных но состоянию на 01.01.2017 межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидии.
Форма отчета о фактических расходах по бюджетным средствам (далее -форма 1) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18.08.2015 N 571 "Об утверждении перечня и форм документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, отчета о достижении значений показателей результативности использования субсидии".
Заполнение формы 1 основывается на полном соответствии с данными отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (далее -форма 0503324), формирование которого осуществляется государственным казенным учреждением Астраханской области "Центр по исполнению смет доходов и расходов исполнительных органов государственной власти Астраханской области".
В соответствии с соглашением о ведении бюджетного (бухгалтерского) учета и представлении отчетности о финансово-хозяйственной деятельности от 01.11.2012 функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению и представлению отчетности о финансово-хозяйственной деятельности министерства переданы ГКУ АО "Центр по исполнению смет доходов и расходов ИОГВ АО".
УФК по Астраханской области пришло к выводу, что средства экономии в сумме 6 487,8 рублей, сложившиеся у микрофинансовой организации Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МФО АФПМСП) по итогам 2016 года, по состоянию на 01.01.2017 находились на лицевом счете МФО АФПМСП и, следовательно, не подлежали отражению в формах 1 и 0503324.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что средства экономии в сумме 6 487,8 рублей, сложившиеся у микрофинансовой организации Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства по итогам 2016 года, ошибочно отнесены Управлением Федерального казначейства по Астраханской области к денежным остаткам на конец отчетного периода, в связи с чем в представлении от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20 произошла подмена понятий "остаток на конец отчетного периода" ц "восстановленный остаток межбюджетного трансферта".
Указанные средства не являются остатками на 01.01.2017 по следующие причинам: средства отсутствовали на лицевом счете министерства по состоянию на 01.01.2017.
Информация о сложившейся экономии была доведена МФО АФПМСП министерству 16.01.2017 (письмо от 16.01.2017 N 13).
В соответствии с требованиями пункта 2.2.6 договора от 28.11.2016 N 0221д/22 "О предоставлении субсидии на обеспечение деятельности центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП" указанные средства возвращены МФО АФПМСП в бюджет Астраханской области в течение первых 10 рабочих дней 2017 года (платежные поручения от 19.01.2017 N 65,66,67). То есть данные средства появились на лицевом счете министерства в первом квартале 2017 года.
При этом в соответствии с абзацем семнадцатым пункта 3 письма Казначейства России от 11.12.2012 N 42-7.4-05/2.1-704 "О порядке составления й представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом", в графе "Остаток на конец отчетного периода" отражается сумма остатка целевых средств, неиспользованных на отчетную дату бюджетом субъекта Российской Федерации, бюджетами муниципальных образований, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда. То есть отражению подлежат остатки средств федерального бюджета, сложившие на лицевом счете главного распорядителя средств, в данном случае - на лицевом счете министерства, по состоянию на 01.01.2017;
- средства являются восстановленными остатками межбюджетного трансферта. В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 3 письма Казначейства России от 11.12.2012 N 42-7.4-05/2.1-704 "О порядке составления и представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом", неиспользованные остатки целевь|х средств прошлых лет, сложившиеся за счет возврата в бюджет субъекта Российской Федерации кассовых расходов прошлых лет, подлежат отражению в финансовой отчетности в последующих отчетных периодах как восстановленный остаток межбюджетного трансферта;
- МФО АФПМСП не является участником бюджетного процесса. В соответствии с Письмом Минфина России от 02.02.2017 N 02-07-07/5669, Казначейства России от 02.02.2017 N 07-04-05/02-120 "О составлении и представлений годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторам средств федерального бюджета за 2016 год", в отчетность не включаются операции по приему-передаче активов (обязательств) между получателями средств федерального бюджета и неучастниками бюджетного процесса (в частности, бюджетными, автономными учреждениями), за исключением случаев исполнения ими полномочий получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика).
Следовательно, средства не подлежали отражению в формах 1 и 0503324 по состоянию на 01.01.2017, и, соответственно, не подлежали возврату в федеральный бюджет в течение первых пятнадцати рабочих дней текущего года.
Министерство в апелляционной жалобе указывает причины формирования экономии у МФО АФПМСП. При получении средств федерального бюджета формируется смета, в которой отражаются планируемые суммы расходов. Фактические суммы расходов могут отличаться от планируемых (в сторону уменьшения), так как поставщик товара или услуги определяется на конкурсной основе (запрос котировок, исходя из предложения лучшего по качеству с наименьшей стоимостью).
Данный механизм предусмотрен в целях реализации принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, предполагающего, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности).
Из материалов дела следует, что в перечне подтверждающих документов пункта 2 представления от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20 указан отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (далее - форма 0503324). В то же время форма 0503324, напротив, подтверждает, что остатки на 01.01.2017 отсутствовали:
- в графе 7 "Поступило из федерального бюджета" указано 67 866 286 руб.;
- в графе 8 "Кассовый расход" указано 67 866 286 руб.;
- в графе 12 "Остаток на конец отчетного периода" указан 0 руб.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом о наличии факта нарушения, выразившегося в предоставлении Министерством недостоверного отчета о фактических расходах по бюджетным средствам.
Пунктом 3 представления от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20 установлено нарушение о неэффективном использовании средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной на реализацию мероприятия "Создание и обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга для субъектов МСП" государственной программы "Экономическое развитие Астраханской области", в части нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии.
УФК по Астраханской области в ходе проверки установлено, что в нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, определенного статьями 34, 162 БК РФ, пункта 2.2.4 Соглашения от 13 июля 2016 года N 009-МБ-16 Министерство не обеспечило эффективное использование средств субсидии из федерального бюджета, представленной на реализацию мероприятия "Создание и обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга для субъектов МСП" подпрограммы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Экономической развитие Астраханской области", в части нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии.
По невозврату в доход федерального бюджета неиспользованных по состоянию на 01.01.2017 межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидии, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Срок возврата в федеральный бюджет восстановленных остатков межбюджетного трансферта не регламентирован. Исходя из практики, восстановленные остатки межбюджетного трансферта возвращаются в федеральный бюджет до конца финансового года, в котором они были восстановлены.
Платежным поручением от 17.07.2017 N 660181 средства возвращены в доход федерального бюджета. В соответствии с уведомлением по расчетам между бюджетами от 17.07.2017 N009/16 данная экономия зачтена Минэкономразвития России.
Так как средства возвращены в федеральный бюджет в третьем квартале 2017 года, они отражены в бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.10.2017.
В форме 1 средства отражены в графе 5 "Восстановленные остатки межбюджетных трансфертов прошлых лет на 01.10.2017" и графе 7 "Возврат на 01.10.2017" по мероприятию "Обеспечение деятельности центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП", так как именно по результатам реализации этого мероприятия сложилась экономия у МФО АФПМСД по итогам 2016 года.
В форме 0503324 на 01.10.2017 данные средства отражены в графе 9 "Восстановлено остатков межбюджетного трансферта прошлых лет" в составе сумм 1 523 945,98 руб.:
- 6 487,8 рублей - средства экономии, сложившиеся у МФО АФПМСП пo итогам 2016 года;
- 94 961,18 рублей - возврат средств субсидии, предоставленной Астраханской области по соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 21.08.2014 N 004-МБ-14 по мероприятию "Содействие развитию молодежного предпринимательства" агентства по делам молодежи Астраханской области;
- 300 000,0 рублей - возврат средств государственной поддержки ИП Коноплевой О.Е., предоставленных по соглашению о предоставлении субсидии федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 07.08.2015 N 004-МБ-15 по мероприятию "Предоставление грантов начинающим субъекта малого предпринимательства" в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;
- 122 497,0 рублей - в рамках целевого федерального межбюджетного трансферта прошлых лет, восстановление остатка межбюджетного трансферта, субсидии из федерального бюджета бюджету Астраханской области на реализацию программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций по соглашению между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Астраханской области от 12.08.2013 N С-329-ОФ/Д19.
В форме 0503324 на 01.10.2017 средства также отражены в графе 10 "Возвращено неиспользованных остатков прошлых лет в федеральный бюджет" в составе суммы 401 448,98 руб.:
- 6 487,8 рублей - средства экономии, сложившиеся у МФО АФПМСП По итогам 2016 года;
- 94 961,18 рублей - возврат средств субсидии, предоставленной Астраханской области по соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательству, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 21.08.2014 N 004-МБ-14 по мероприятию "Содействие развитию молодежного предпринимательства" агентства по делам молодежи Астраханской области;
- 300 000,0 рублей - возврат средств государственной поддержки ИП Коноплевой О.Е., предоставленных по соглашению о предоставлении субсидии Из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 07.08.2015 N 004-МБ-15 по мероприятию "Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства" в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 206.42 за 2016 год, которая отражает расчеты с поставщиками, отражена сумма дебиторской задолженности. Это свидетельствует о том, что на данный остаток МФО АФПМСП не предоставила отчетность, так как данные средства представляют собой экономию.
Дебиторская задолженность отражается в части расчетов по авансовым перечислениям организациям в "неденежном" выражении. Денежные средства на лицевом счете министерства по состоянию на 01.01.2017 отсутствовали.
Судебная коллегия обращает внимание, что абзацем пятым пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2009 N 51н.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и изменения решения суда первой инстанции в указанной части.
Проверкой также установлено, что в нарушение пункта 1.5 Положения об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 года N 123-П (далее - Положение N 123-П), Министерством неправомерно предоставлен грант в целях реализации бизнес - проекта "Организация частного детского садика "Чудо Остров" в размере 88 560,00 рублей, в части возмещения расходов на приобретение мебели, по договору на поставку мебели от 10 июня 2016 г. N ПМ.
Предметом указанного договора являлась поставка детской мебели, включая: методический шкаф, шкаф для хранения горшков, шкаф детский2 1 -секционный, скамейка, вешалка для полотенец, стол для кабинета, стенка для игрушек и пособий, стеллаж "Уголок".
УФК указывает, что ООО "Радуга" для реализации бизнес проекта "Организация частного детского садика "Чудо остров" в размере 88 560 руб. могло получить субсидию в соответствии с п. 1.6 Постановления Правительства Астраханской области от 19.11.2013 N 466-П "О порядке предоставления субсидий малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми", а не в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 N 123-П.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 N 123-П (далее - Положение), грант предоставляется, в том числе, на приобретение производственного оборудования, за исключением торгового (выставочного) оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности заявителями.
Согласно Стратегии социально-экономического развития России и Астраханской области, все бизнес - проекты субъектов малого предпринимательства должны быть направлены на создание новых рабочих мест и решение социальных проблем, в том числе открытие частных детских дошкольных учреждений. Потребителями данного вида услуг будут являться дети дошкольного возраста и их родители, имеющие финансовые средства и желающие, чтобы их дети получили высококвалифицированные услуги. Кроме того, это приведет к устранению дефицита мест в детских садах, обеспечении занятости некоторых категорий населения.
Для этих целей Правительством Астраханской области и было принято Положение об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса (утв. постановлением Правительства Астраханской области от 26 марта 2009 г. N 123-П). Данное Постановление направлено на оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса.
Согласно данного Постановления, грант предоставляется в форме субсидии в пределах бюджетных назначений, предусмотренных на реализацию государственной программы "Экономическое развитие Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 372-П, государственным заказчиком которой является Министерство экономического развития Астраханской области.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Таким образом, под производственным оборудованием подразумевается не только промышленное оборудование для изготовления товаров (станки, компрессоры, электрооборудование и пр.), но и оборудование, участвующее в оказании услуг населению.
ООО "Радуга" оказывает социальные услуги (является производителем услуг) и реализует проект по организации частного детского сада. Производственным оборудованием в данном случае является то, с помощью чего данные услуги оказываются и чем оборудуется помещение в целях оказания услуг, т.е. детская мебель (методический шкаф, шкаф для хранения горшков, шкаф детский, скамейка, вешалка для полотенец, стол, стенка для игрушек и пособий, стеллаж), без которой общество не может реализовывать проект.
Пунктом 1.5 Положения указано, что в рамках государственной поддержки не субсидируется торговое (выставочное) оборудование, предназначенное для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности заявителями. К торговому (выставочному) оборудованию относятся, в том числе, стеллажи, витрины, выставочные стенды, также не являющиеся промышленным оборудованием, что свидетельствует о более широком трактовании понятия "производственное оборудование" в Положении.
Таким образом, Министерством, на основании п. 1.5. указанного Постановления, были выделены денежные средства на покупку детской мебели на общую сумму 88 560,00 рублей.
В указанном пункте сказано, что "Грант предоставляется в размере двух третьих произведенных затрат, но не более 300 (трехсот) тысяч рублей для субсидирования целевых расходов, произведенных субъектами малого предпринимательства (далее - заявители), связанных с началом предпринимательской деятельности (далее - целевые расходы):"..., в том числе "приобретения офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, производственного оборудования, за исключением торгового (выставочного) оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности заявителями (далее - оборудование);
Так как, Положение об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, не дает широкого трактования понятия производственного оборудования, иногда, применяя слово "оборудование" имеют ввиду не предметы, а процесс - "оборудовать". В данном случае, для садика производственным оборудованием является то, чем оборудовано помещение в целях оказания услуг, т.е. детская мебель (методический шкаф, шкаф для хранения горшков, шкаф детский, скамейка, вешалка для полотенец, стол, стенка для игрушек и пособий, стеллаж), без которой Детский сад просто не может существовать.
Учитывая, что целевые затраты, подлежащие субсидированию в рамках Положения, соответствуют Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", согласно которому поддержка начинающим субъектам малого предпринимательства предоставляется на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии, а также принимая во внимание отсутствие официального толкования производственного оборудования, государственная поддержка в виде гранта на создание собственного бизнеса предоставлена министерством ООО "Радуга" правомерно и на законных основаниях, нарушение пункта 1.5 Положения отсутствует.
В целом доводы апелляционной жалобы УФК по Астраханской области не опровергают выводы суда, положенные в основу правильного принятого решения в данной части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 декабря 2017 года по делу N А06-5316/2017 изменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20.
Признать незаконными пункты 1 и 2 представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 21.06.2017 N 25-28-25-033/20.
Апелляционную жалобу Управления Федерального Казначейства по Астраханской области оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5316/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2018 г. N Ф06-35201/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство экономического развития Астраханской области
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Астраханской области.
Третье лицо: Микрофинансовая организация Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, ООО "Радуга"
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-35201/18
30.03.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1131/18
28.12.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5316/17
16.10.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5316/17