г. Саратов |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А12-44512/2017 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Комнатной Ю.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2018 года (мотивированное решение от 12 февраля 2018 года) по делу N А12-44512/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Селезнев И.В.),
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области (ОГРН 1023402010895, ИНН 3435110420, 404111, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Молодежная, 12)
к обществу с ограниченной ответственностью "Металломонтажсервис" (ОГРН 1153435003920, ИНН 3435120690, 404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Александрова, д. 79Ж)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Волгограда (далее - УПФР в Центральном районе г. Волгограда) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Металломонтажсервис" (далее - ответчик, ООО "Металломонтажсервис") о взыскании финансовых санкций за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за декабрь 2016 года, по требованию от 07.07.2017 N 1360/044S01170207209 об уплате финансовых санкций в размере 20 000 руб.
Решением от 29 января 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявления отказал.
УПФР в г. Волжском Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.03.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в исходной форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за декабрь 2016, представленной ООО "Металломонтажсервис" в установленный законом срок, отсутствовали сведения о трёх застрахованных лицах. 13.01.2017 ООО "Металломонтажсервис" был представлен отчет в форме СЗВ-М (тип "отменяющая") за отчетный период декабрь 2016 года на 49 застрахованных лиц.
При сверке двух видов отчетов (форма РСВ-1 и форма СЗВ-М) УПФР в г.Волжском Волгоградской области выявлено расхождение, а именно отсутствие данных на застрахованных лиц в форме СЗВ-М за отчетный период декабрь 2016 года и наличие периода работы данных застрахованных лиц в разделе 6 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица" в форме РСВ-1 за отчетный период год 2016.
Решением от 08.06.2017 N 1360/044S19170008989 ООО "Металломонтажсервис" привлечено к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за недостоверность сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
УПФР в г.Волжском Волгоградской области в адрес ООО "Металломонтажсервис" выставило требование от 07.07.2017 N 1360/044S01170207209 об уплате финансовых санкций в размере 20000 руб. в срок до 31.07.2017
В связи с неисполнения ООО "Металломонтажсервис" вышеприведённого требования УПФР в г. Волжском Волгоградской области обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку оснований для привлечения ООО "Металломонтажсервис" к ответственности за представление дополнительных сведений у УПФР не имелось.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года подлежали представлению в орган пенсионного фонда не позднее 15.01.2017.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Общество представило в УПФ сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года 10.01.2017.
Впоследствии, установив, что при подаче первичных сведений была допущены технические ошибки, выразившиеся в не указании в сведениях данных о полном количестве работников, 13.01.2017 ООО "Металломонтажсервис" был представлен отчет в форме СЗВ-М (тип "отменяющая") за отчетный период декабрь 2016 года на 49 застрахованных лиц.
При сверке двух видов отчетов (форма РСВ-1 и форма СЗВ-М) УПФР в г.Волжском Волгоградской области выявлено расхождение, а именно отсутствие данных на застрахованных лиц в форме СЗВ-М за отчетный период декабрь 2016 года и наличие периода работы данных застрахованных лиц в разделе 6 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица" в форме РСВ-1 за отчетный период год 2016.
УПФР в г. Волжском Волгоградской области признало данное обстоятельство представлением страхователем неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, т.е. на момент дополняющей формы и вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, приложением N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" была предусмотрена возможность представления организациями корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом пенсионного фонда.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549).
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Обоснованность изложенной в указанном письме позиции Пенсионного фонда Российской Федерации подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 30.09.2014 N 310-КГ14-1896, определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13).
Названное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у УПФР в г. Волжском Волгоградской области правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
ООО "Металломонтажсервис" самостоятельно выявило ошибку и подало уточненные индивидуальные сведения на своих работников. При этом ошибочное указание, что форма СЗВ-М за является отменяющей не является основанием для вывода о совершении ООО "Металломонтажсервис" правонарушения, поскольку фактически представленный отчет является дополняющим и его представление связано с самостоятельным выявлением страхователя ошибки в ранее представленном отчете.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные ООО "Металломонтажсервис", не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Доводы УПФР в г. Волжском Волгоградской области, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2018 года (мотивированное решение от 12 февраля 2018 года) по делу N А12-44512/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.