Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2018 г. N Ф05-9743/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А41-46026/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Далан-Строй" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.11.2018 по делу N А41-46026/17, принятое судьей А.Б. Семёновой, по иску ООО "Далан-Строй" к Министерству имущественных отношений Московской области, третьи лица: администрация городского округа Мытищи Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области,
при участии в заседании:
от ООО "Далан-Строй" - Коврова И.В. по доверенности от 23.01.2017,
от Министерства имущественных отношений Московской области - Кайдалова О.С. по доверенности от 09.01.2018,
от администрации городского округа Мытищи Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства строительного комплекса Московской области - Акопян Р.Р. по доверенности от 20.11.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Далан-Строй" (далее - ООО "Далан-Строй", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству имущественных отношений Московской области (далее также - Минмособлимущество, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ):
- о признании недействительными уведомлений Министерства имущественных отношений Московской области, датированных 17.02.2017 за N 13исх-3134, N 13исх-3135, N 13исх-3136, N 13исх-3137, N 13исх-3138 и N 13исх-3139 в части расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0120104:717, 50:12:0120104:712, 50:12:0120104:713, 50:12:0120104:714, 50:12:0120104:715, 50:12:0120104:716, соответственно, без учета утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительных планов земельных участков,
- об обязании Министерство имущественных отношений Московской области устранить допущенное нарушение прав ООО "Далан-Строй" путем расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0120104:717, 50:12:0120104:712, 50:12:0120104:713, 50:12:0120104:714, 50:12:0120104:715, 50:12:0120104:716 по формуле, учитывающей утвержденные проект планировки территории, проект межевания территории, градостроительные планы земельных участков, и возвратить из бюджета субъекта РФ - Московской области излишне уплаченные денежные средства в размере 430 121,32 руб.
В качестве третьих лиц в деле, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация городского округа Мытищи Московской области (далее также - Администрация) и Министерство строительного комплекса Московской области (далее также - Минмособлстрой).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.11.2018 по делу N А41-46026/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, письменные пояснения на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Далан-Строй" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:0011 площадью 699352 кв. м по адресу Московская область Мытищинский район Сгонниковский с.о. пос. Вешки (далее также - участок).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.05.2004 (л.д. 11 т. 1), участок приобретен заявителем по договору купли-продажи (купчая) от 26.04.2004 между ООО Фирма "А" и ООО "Далан-Строй".
На момент купли-продажи и регистрации права собственности заявителя, земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:11 имел вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
03 мая 2006 года Постановлением Главы Мытищинского района N 1197 утверждено градостроительное обоснование размещения малоэтажной жилой группы на земельном участке площадью 699352 кв. м в п. Вешки, ООО "Далан-Строй" разрешена разработка проекта планировки (л.д. 12 т. 1).
Постановлением Главы Мытищинского района от 29.12.2006 N 4739 утвержден проект планировки территории комплексной малоэтажной жилой застройки в п. Вешки Мытищинского района, на земельном участке площадью 699352 кв. м.
Постановлением Главы г.п.Мытищи от 26.04.2010 N 492 (с учетом изменений, внесенных постановлением Главы г.п.Мытищи от 30.12.2010 N 1622) утвержден проект планировки и межевания земельного участка для размещения комплексной жилой застройки ООО "Далан-Строй" в п.Вешки г.п.Мытищи (л.д. 15 т. 1).
На общем собрании участников ООО "Далан-Строй" (оформлено протоколом N 6/08 от 01.07.2008) было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:11 на 109 земельных участков.
07 октября 2013 года Управлением Росреестра зарегистрировано право собственности ООО "Далан-Строй" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0120104:717, 50:12:0120104:712, 50:12:0120104:713, 50:12:0120104:714, 50:12:0120104:715, 50:12:0120104:716, образованные из исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:11 по адресу г.п.Мытищи пос. Вешки, категории "земли населенных пунктов", разрешенное использованием "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 18-23 т. 1).
Постановлениями Администрации г.п.Мытищи от 09.06.2014 N N 904, 903, постановлениями от 17.07.2014 N 1075, N 1079 утверждены градостроительные планы земельных участков ООО "Далан-Строй" площадью 648 кв. м с кадастровым номером 50:12:0120104:712 (уч. 109 по проекту планировки и межевания территории), площадью 654 с кадастровым номером 50:12:0120104:716 (уч. 108 по проекту планировки и межевания территории), площадью 546 с кадастровым номером 50:12:0120104:714 (уч. 106), площадью 565 с кадастровым номером 50:12:0120104:715 (уч. 107) для размещения индивидуальных жилых домов (л.д. 24, 31, 38, 45 т. 1).
Согласно примечаниям к ГПЗУ, допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев (СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений").
23 июня 2014 года Администрация г.п. Мытищи выдала обществу разрешения на строительство N RU 50501102-002307, N RU 50501102-002306, RU 50501102-002339, RU 50501102-002340, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:12:0120104:712, 50:12:0120104:716, 50:12:0120104:714 и 50:12:0120104:715 блокированных жилых домов, жилых блоков (л.д. 52-55 т. 1).
31 декабря 2015 года Администрацией Мытищинского района приняты постановления NN 4193, 4194, 4195, 4196, 4197, 4198 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0120104:717, 50:12:0120104:712, 50:12:0120104:713, 50:12:0120104:714, 50:12:0120104:715, 50:12:0120104:716, принадлежащих на праве собственности ООО "Далан-Строй", категории "земли населенных пунктов", с "для индивидуального жилищного строительства" на "блокированная жилая застройка" код по классификатору 2.3 (л.д. 56-61 т. 1).
17 февраля 2017 года обществу были направлены уведомления из Минмособлимущества о плате за изменение вида разрешенного использования земельных участков (л.д. 62-73 т. 1).
В уведомлениях министерство указало, что согласно ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области (в ред. Закона Московской области от 23.12.2013 N 160/2013-ОЗ), и п. 3 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется по формуле:
Р(п) = С х ((КС2-КС1) + У), где Р(п) - размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
С - ставка для расчета платы (%), установленная постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования участка;
- КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования участка;
- У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка (во всех случаях изменения вида разрешенного использования, начиная с 01.01.2014), исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования отдельно.
С учетом данных о кадастровой стоимости земельных участков, представленных ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков по расчетам Минмособлимущества, составил:
По участку с КН 50:12:0120104:717: Р(п) = 40% (2636226,44 руб. минус 2377680,71 руб.) = 103418,29 рублей.
По участку с КН 50:12:0120104:712: Р(п) = 40% (3100317,12 руб. минус 2796256,08 руб.) = 121624,42 рублей.
По участку с КН 50:12:0120104:713: Р(п) = 40% (2569244,28 руб. минус 2317267,77 руб.) = 100790,60 рублей.
По участку с КН 50:12:0120104:714: Р(п) = 40% (2612304,24 руб. минус 2356104,66 руб.) = 102479,83 рублей.
По участку с КН 50:12:0120104:715: Р(п) = 40% (2703208,60 руб. минус 2438093,65 руб.) = 106045,98 рублей.
По участку с КН 50:12:0120104:716: Р(п) = 40% (3129023,76 руб. минус 2822147,34 руб.) = 122750,57 рублей.
В ответ на уведомления, общество 04.04.2017 направило в Минмособлимущество письма (получены 05.04.2017), в которых сообщило, что при определении размера соответствующего платежа допущена ошибка - неверный выбор формулы, поскольку не учтено наличие проекта планировки территории, в границы которой входят спорные земельные участка, утвержденного Постановлением Главы г.п.Мытищи от 26.04.2010 N 492.
Согласно доводам общества и представленным им расчетам, размер платы должен определяться в соответствии с п. 3 Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57, а именно, по формуле:
Р(п) = (КС2-КС1) + У х Sзастройки х КЭ (коэффициент этажности) Sзу Рассчитанная обществом плата составила:
- за земельный участок с КН 50:12:0120104:717 - 36196,40 руб.;
- за земельный участок с КН 50:12:0120104:713 - 35276,71 руб.;
- за земельный участок с КН 50:12:0120104:714 - 35867,94 руб.;
- за земельный участок с КН 50:12:0120104:715 - 37116,09 руб.;
- за земельный участок с КН 50:12:0120104:716 - 42962,69 руб.;
- за земельный участок с КН 50:12:0120104:712 - 42568,54 руб.
Платежными поручениями от 12.04.2017 NN 371, 372, 370, 373, 375, 374 ООО "Далан-Строй" перечислило плату за изменение вида разрешенного использования земельных участков, указанную в уведомлениях Минмособлимущества. В письме от 12.04.2017 общество указало, что плата перечислена до окончания судебного разбирательства по вопросу о ее расчете (л.д. 86 т. 1).
В своих требованиях общество просит признать недействительными уведомления Минмособлимущества и обязать рассчитать плату по формуле, предусмотренной п. 3 Порядка, а также возвратить излишне уплаченные обществом денежные средства в размере 430121,32 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления (пункт 8 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ).
Согласно пункту 4 названной статьи в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.
При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.
Пунктом 6 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ закреплено, что порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.
На основании статей 5.1, 5.2 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 утвержден Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица совместно с Перечнем видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечнем муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка, размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
Р(п) = С х ((КС2-КС1) + У);
при наличии проекта планировки территории, утвержденного или согласованного уполномоченным органом, а также утвержденных проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется по формуле:
Р(п) = (КС2-КС1) + У х Sзастройки х КЭ Sзу где:
- размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
С - ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
У - разница между кадастровыми стоимостями земельного участка во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 г., исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно;
КС1 - кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в том числе в соответствии с правилами землепользования и застройки, о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
КС2 - кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка;
Sзстр - площадь застройки, применяемая в расчете в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
Sзу - площадь земельного участка;
КЭ - коэффициент этажности, применяемый в расчете платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от этажности зданий, расположенных в границах земельного участка, в соответствии с приложением N 3 к настоящему порядку.
Значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков. Значения ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (С) устанавливаются в процентах в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку, для случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков (пункты 5.1, 5.2 Порядка).
Согласно правовой позиции заявителя, в рассматриваемом случае должна применяться вторая формула (без ставки С), предусмотренная п. 3 Порядка, поскольку имеется проект планировки территории, утвержденные проекты межевания и градостроительные планы земельных участков, согласно которым на указанных земельных участках предусмотрено строительство двухсемейных сблокированных жилых домов.
При разработке проекта планировки ООО "Далан-Строй" руководствовалось Территориальными строительными нормами Московской области ТСН 30-303-2000 МО "Планировка и застройка городских и сельских поселений", которыми блокированные дома подразделялись на следующие типы:
- предназначенные для застройки в городах - малоэтажная жилая застройка с участками при квартирах, в том числе блокированная, и
- предназначенные для застройки в сельских поселениях - жилые дома усадебного типа (односемейные и двухсемейные сблокированные).
Данный проект соответствовал СНиП 31-02-2001 "ДОМА ЖИЛЫЕ ОДНОКВАРТИРНЫЕ" (в редакции, действовавшей до 20.05.2011 - на момент разработки и утверждения проекта планировки), согласно которому в домах с автономными жилыми блоками:
- не имеющими помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков;
- не имеющими общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций;
- имеющими самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем,
такие жилые блоки рассматриваются как отдельные одноквартирные дома.
Согласно доводам апелляционной жалобы, строительство сблокированных двухсемейных жилых домов на земельных участках заявителя было предусмотрено проектом планировки и межевании территории для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки и градостроительными планами земельных участков, и при этом размещение в сельских поселениях двухсемейных сблокированных жилых домов усадебного титра допускалось на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, поскольку согласно разделу 1 СНиП 31-02-2001 (в редакции, действовавшей до 20.05.2011) жилые блоки двухсемейных сблокированных жилых домов усадебного типа рассматривались как отдельные одноквартирыне дома.
Кроме того, заявитель пояснил в апелляционной жалобе, что исследование вопроса различия между индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами не относится к предмету рассматриваемого спора, поскольку заявитель считает объекты, размещенные (и подлежащие размещению) на рассматриваемых шести земельных участках, именно жилыми домами блокированной застройки, а не индивидуальными жилыми домами.
Как установлено судом первой инстанции, согласно информации, полученной от Администрации г.о.Мытищи от 10.03.2016 N И-1814-УД, письму Минмособлимущества (л.д. 149 т. 1), Постановлением Администрации г.п.Мытищи от 26.10.2010 N 492 утвержден проект планировки и межевания земельного участка для размещения комплексной малоэтажной жилой застройки ООО "Далан-Строй" в п.Вешки г.п.Мытищи, в состав которого входят спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0120104:717, 50:12:0120104:712, 50:12:0120104:713, 50:12:0120104:714, 50:12:0120104:715, 50:12:0120104:716.
В отношении участков с кадастровыми номерами 50:12:0120104:712, 50:12:0120104:714, 50:12:0120104:715, 50:12:0120104:716 постановлениями Администрации г.п.Мытищи утверждены градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ). Согласно указанным ГПЗУ, установлены следующие параметры строительства: назначение объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом, предельное количество этажей - 3 этажа, предельная высота зданий, строений, сооружений - 12 метров, максимальный процент застройки - 40%; допускается блокировка жилых домов. На участки с кадастровыми номерами 50:12:0120104:717, и 50:12:0120104:713 ГПЗУ не выдавались.
В соответствии с утвержденным генеральным планом п.Вешки указанные участки расположены в зоне "усадебно-коттеджной застройки".
Как следует из материалов дела, рассматриваемые дома являются жилыми домами, соединенными по два дома, имеющими общую стену; каждый дом расположен на отдельном земельном участке, и имеет отдельный вход.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор).
Согласно классификатору жилая застройка: размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. В жилой застройке выделяются, в том числе:
- для индивидуального жилищного строительства - размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей);
- малоэтажная многоквартирная жилая застройка - размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный);
- для ведения личного подсобного хозяйства - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей);
- блокированная жилая застройка - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
ГрК РФ (ч. 2 ст. 49) выделяет, среди прочего, такие виды объектов капитального строительства, как:
- объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи;
- жилые дома с количеством этажей не более чем три состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, согласно классификатору, блокированная жилая застройка не относится ни к индивидуальному жилищному строительству, ни к малоэтажной многоквартирной жилой застройке, а является самостоятельным видом разрешенного использования, и фактически может представлять собой два объединенных общей стеной жилых дома.
Из пояснений и заявителя, и заинтересованного лица, материалов дела, следует, что утвержденным проектом планировки и проектом межевания на спорных земельных участках предусмотрено размещение комплексной малоэтажной жилой застройки. При этом, согласно утвержденным ГПЗУ на четыре участка, участки предназначены для индивидуального жилищного строительства, по другим двум спорным участкам ГПЗУ отсутствуют.
При этом, спорным земельным участкам присвоен вид разрешенного использования "блокированная жилая застройка", т.е. иной, чем комплексная малоэтажная жилая застройка и индивидуальное жилищное строительство, предусмотренные документами территориального планирования.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что новый вид разрешенного использования земельных участков не соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, в связи с чем применение показателей для расчета платы за его изменение по формуле, учитывающей наличие утвержденных ППТ, ПМТ, ГПЗУ, представляется невозможным.
Вид разрешенного использования спорных земельных участков, указанных в проекте планировки территории проекте межевания и ГПЗУ, не соответствует их измененному виду разрешенного использования.
Постановлениями Администрации Мытищинского муниципального района Московской области от 31.12.2015 вид разрешенного использования земельных участков изменен с "для индивидуального жилищного строительства" на "блокированная жилая застройка".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности применения к расчету платы, предусмотренной п. 3 Порядка формулы (второй), на которую ссылается заявитель, поскольку вид разрешенного использования земельных участков, указанных в проекте планировки территории, проекте межевания территории и градостроительных планах, не соответствует их измененному виду разрешенного использования.
Следовательно, к расчету платы подлежит применению формула (первая) на которую ссылается заинтересованное лицо, поскольку обязанность внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков установлена законом: Р(п) = С х ((КС2-КС1) + У).
В отличие от второй формулы, в данную формулу добавляется коэффициент С - процентная ставка по видам разрешенного использования земельных участков.
Согласно приложению 1 к Порядку, предусмотрены ставки по видам разрешенного использования земельных участков:
Для ведения личного подсобного хозяйства - 10% Для ведения гражданами садоводства и огородничества - 10% Для дачного строительства - 10% Для индивидуальной жилой застройки - 10% Для многоквартирной застройки - 50% Для малоэтажной застройки - 40% Для среднеэтажной застройки - 45% Для многоэтажной застройки - 50% Для иных видов жилой застройки - 50% Комплексное освоение в целях жилищного строительства - 50%.
Согласно приложению 2 к Порядку определения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков:
- приусадебный участок личного подсобного хозяйства - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей) - ставка С составляет 10%;
- малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей) - ставка С составляет 10%;
- блокированная жилая застройка - размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти) - ставка С составляет 40%.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что Министерством имущественных отношений Московской области правомерно применено приложение 2 к Порядку видов разрешенного использования, поскольку изменение вида разрешенного использования земельных участков имело место после дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков (п. 5.2 Порядка).
Также правомерно выбран вид разрешенного использования "блокированная жилая застройка" (п. 3), соответствующий виду разрешенного использования земельных участков и их фактическому использованию, с процентной ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования в размере 40 процентов.
Доказательств того, что расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка произведен с нарушением требований закона, содержит ошибки, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.11.2017 по делу N А41-46026/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.