г. Ессентуки |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А63-16437/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу N А63-16437/2016 (судья Говорун А.А.)
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края, (ОГРН 1022601949644)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (ОГРН 1027700485757),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737)
о признании границ земельного участка не установленными и снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, сельскохозяйственный производственный кооператив "Овцевод" (ОГРН 1022603223642), публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (ОГРН 1027700043502), общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Нижневолжск-Калмыкия" (ОГРН 1143015002569), администрация Левокумского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600686050),
при участи представителей:
от Министерства имущественных отношений Ставропольского края Синещекова Анастасия Евгеньевна (по доверенности от 06.09.2017 N 10628/04);
от третьего лица публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" Константинова Татьяна Андреевна (по доверенности от 23.10.2017 N 77АВ2019967),
в отсутствии представителей иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее-истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (далее-кадастровая палата), управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее-Управление Росреестра) о признании границ земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:80 не установленными, а площадь декларированной и снятии данного участка с кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены сельскохозяйственный производственный кооператив "Овцевод" (далее-кооператив), публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ПАО "НК "Роснефть"), общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжск-Калмыкия" (далее - ООО "ЛНК"), администрация Левокумского муниципального района Ставропольского края (далее-администрация района).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу N А63-16437/2016 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не согласившись с принятым решением от 28.12.2017 по делу N А63-16437/2016, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением от 05.02.2018 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 12.03.2018.
В судебном заседании представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ПАО "НК "Роснефть", поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.06.2001 между Левокумской районной государственной администрацией (арендодатель) и СПК "Овцевод" (арендатор) заключен договор аренды N 12 земельного участка площадью 40 205 га сельскохозяйственного назначения, в том числе 39 977 га пастбищ, 228 га сенокосы, находящегося по адресу: Ставропольский край, Левокумский р-н, в границах плана СПК "Овцевод", фонд перераспределения района, для сельскохозяйственного производства, сроком с 01.06.2001 по 30.05.2026 (том 1, л.д. 27-30).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 19.10.2005.
25 июля 2005 года вышеуказанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:14:000000:80, участок имеет статус ранее учтенного.
В последующем из земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:80 путем раздела с изменением границ исходного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 26:14:040105:157 и 26:14:040105:158, которые постановлены на государственный кадастровый учет 03.12.2014 и имеют статус "временный".
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:80 имеются ограничения права в виде сервитута, зарегистрированного 28.04.2014 N 26-0-1-130/2002/2014-568 в пользу ПАО "НК "Роснефть", что подтверждается соглашением об установлении частного сервитута от 20.12.2012 N 15.
Кроме того, части указанного участка переданы в аренду ПАО "НК "Роснефть" на основании договора аренды частей земельных участков от 20.06.2016 N 4, заключенного с администрацией района, зарегистрированного в установленном законом порядке 26.09.2016.
27 октября 2016 года на основании соглашения от 14.06.2016 N 1 в пользу ООО "ЛНК" было зарегистрировано обременение в виде сервитута (запись N 26-26/01926/019/200/2016-4909/1).
На земельном участке с кадастровым номером 26:14:000000:80 также расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 26:14:040201:18 (ПКУ на кранном узле N 13 площадью 18 кв. м, дата постановки на ГКУ - 07.12.2015), 26:14:040105:159 (ПКУ на кранном узле N 14 площадью 18 кв. м, дата постановки на ГКУ - 09.12.2015), 26:14:000000:156 (строительство объектов внешнего транспорта газа с месторождений Северного Каспия. Газопровод "Точка выхода на берег - ООО "Ставролен", протяженностью 155 101 м, дата постановки на ГКУ - 23.12.2015), 26:14:000000:157 (вдольтрассовая ВЛ 10Кв, протяженностью 152 880 кв. м, дата постановки на ГКУ -28.12.2015), 26:14:000000:158 (линия связи и телемеханики (ПК 1085+53 до ООО "Ставролен"), протяженностью 155 323 м, дата постановки на ГКУ - 29.12.2015), 26:14:000000:4439 (ВЛ 10 кВ от ПС 35/10 "Плавни" до вдольтрассовой ВЛ, протяженностью 5 288 м, дата постановки на ГКУ - 18.12.2015), принадлежащие на праве собственности ООО "ЛНК", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права; 26:14:140105:160 (эксплуатационная наклонно-направленная скважина N 430 месторождения Величаевско-Колодезное, глубиной 3 521 м, дата постановки на ГКУ -28.07.2016), 26:14:000000:3687 (скважина 126 Ачикулакская, литер С126, глубиной 2 710 м, дата постановки на ГКУ - 09.02.2014), принадлежащие на праве собственности ПАО "НК "Роснефть".
На основании Перечня земельных участков, на которые у Ставропольского края возникает право собственности на территории Ставропольского края в границах Левокумского района, 12.05.2005 зарегистрировано право собственности Ставропольского края в отношении следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 26:14:040101:6 площадью 13 464,55 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, примерно в 12,5 км по направлению на северо-восток от ориентира с. Величаевское, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации от 05.07.2005 N 26-26-14/001/2005-550;
- с кадастровым номером 26:14:040201:1 площадью 355,03 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, примерно в 0,4 км по направлению на север от ориентира с. Величаевское (запись о регистрации от 07.07.2005 N 26-2614/001/2005-563);
- с кадастровым номером 26:14:040201:2 площадью 10 511,1 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, примерно в 12,5 км по направлению на северо-восток от ориентира с. Величаевское (запись о регистрации от 19.07.2005 N 26-2614/001/2005-588);
- с кадастровым номером 26:14:040105:9 площадью 173,53 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, примерно в 0,5 км по направлению на север от ориентира пос. Конго (запись о регистрации от 07.07.2005 N 26-26-14/001/2005566);
- с кадастровым номером 26:14:040105:10 площадью 96,90 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, примерно в 0.5 км по направлению на северо-запад от ориентира пос. Конго (запись о регистрации от 05.07.2005 N 26-2614/001/2005-558);
- с кадастровым номером 26:14:040105:15 площадью 15604,07 га, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, примерно в 4,5 км по направлению на восток от ориентира с. Величаевское (запись о регистрации от 19.07.2005 N 26-2614/001/2005-589).
20 сентября 2005 года на указанные земельные участки выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации Ставропольского края (серии 26АА N N 095830, 095831, 095835, 095836, 095837, 095838).
В связи с регистрацией права собственности Ставропольского края на земельные участки министерство и СПК "Овцевод" заключили дополнительное соглашение от 14.11.2005 к договору аренды от 01.06.2001 N 12, указав земельные участки с кадастровыми номерами 26:14:040101:0006, 26:14:040201:0001, 26:14:040201:0002, 26:14:040105:0009, 26:14:040105:0010, 26:14:040105:0015 в качестве предмета арендных правоотношений.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствует запись в ЕГРП от 23.04.2008.
Выполнение кадастровых работ в целях постановки вышеуказанных участков на кадастровый учет осуществлялось ООО "Рускадастр" по заказу министерства на основании контракта от 30.08.2016 N 0121200001616000239 102316.
Согласно заключению кадастрового инженера Тембай А.А., при выполнении кадастровых работ по уточнению границ вышеуказанных участков им были запрошены в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю материалы о ранее проведённом землеустройстве в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 26:14:040101:0006, 26:14:040201:0001, 26:14:040201:0002, 26:14:040105:0009, 26:14:040105:0010, 26:14:040105:0015, однако, в ответе регистрирующий орган сообщил об отсутствии запрошенных документов. Также кадастровым инженером было установлено отсутствие в кадастровых кварталах 26:14:040101, 26:14:040201, 26:14:040105 земель, государственная собственность на которые не разграничена. Границы всех земельных участков, входящих в перечисленные кварталы, установлены в соответствии с действующим законодательством. Проведение кадастровых работ в отношении участков, принадлежащих министерству на праве собственности, невозможно.
Также в заключении указано, что большая часть земельных участков, расположенных в кварталах 26:14:04010, 26:14:040201, 26:14:040105, входит в единое землепользование 26:14:000000:80.
Актом обследования земельного участка, представленного СПК "Овцевод", установлено наложение границ спорного земельного участка на земельные участки, принадлежащие Ставропольскому краю.
Согласно заключению земельный участок с кадастровым номером 26:14:000000:80 и земельные участки с кадастровыми номерами 26:14:040101:6, 26:14:040201:1, 26:14:040201:2, 26:14:040105:9, 26:14:040105:10, 26:14:040105:15 имеют одинаковые характеристики, площадь и являются одним и тем же земельным участком.
25 октября 2016 года истец обратился в кадастровую палату с письмом исх. N 14251/04, в котором указал на невозможность установления границ земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, поскольку имеется дублирование записи в ГКН относительно вышеуказанных участков, которое было оставлено без ответа.
Министерство, полагая, что имеется наложение границ земельных участков, принадлежащих Ставропольскому краю на праве собственности, на спорный земельный участок, что нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования.
Право обжаловать решение кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета, предусмотрено пунктом 13 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре в редакции, действовавшей до 31.12.2016).
Отказ как незаконное решение (действие) или бездействие органа, осуществляющего кадастровый учёт, подлежит обжалованию в порядке административного судопроизводства, регламентированного положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Аналогичный порядок оспаривания действий органа регистрации прав, который с 01.01.2017 исполняет функции по осуществлению государственного кадастрового учёта, предусмотрен пунктом 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом (например с учетом положений статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации). В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, предъявление иска имеет целью восстановление нарушенного права. Лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права соответствует характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
С учетом указанных норм права суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избрание истцом способа защиты в виде иска о понуждении органа, осуществляющего государственный кадастровый учёт, выполнить определённые действия без оспаривания решения действия (бездействия) этого органа как незаконных, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
При этом судом первой инстанции истцу неоднократно предлагалось уточнить предмет заявленных требований, однако, предусмотренными статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ правами, в порядке, установленной данной нормой права, истец не воспользовался.
Таким образом, суд первой инстанции, рассмотрев заявленные истцом требования, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре земельный участок с учета снимался органом кадастрового учета только в случае, если такой земельный участок являлся преобразуемым объектом недвижимости, при этом подлежал снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Статьёй 27 Закона о кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета принимал решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не являлся преобразуемым.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 26:14:000000:80 на момент принятия судом заявления министерства к производству 26.12.2016 являлся преобразуемым, в материалы дела не представлено, что как правильно указано судом первой инстанции, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для снятия спорного участка с кадастрового учета по состоянию на указанную дату.
Вступивший в законную силу с 01.01.2017 Закон N 218-ФЗ определил особенности осуществления государственного кадастрового учёта, а также случаи, в которых земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, снимается с государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о правообладателях осуществляется органом регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки", утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Правила ведения ЕГРН).
Пункт 181 Правил ведения ЕГРН предусматривает возможность снятия с кадастрового учёта земельного участка, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:80 зарегистрированы ограничения права в виде сервитута в пользу ПАО "НК "Роснефть", ООО "ЛНК", что, соответственно, делает невозможным снятия данного участка с кадастрового учёта в силу положений вышеуказанного пункта Правил ведения ЕГРН.
Более того, как правильно указано судом первой инстанции, о недопустимости снятия спорного участка с кадастрового учёта также свидетельствуют расположенные на земельном участке принадлежащие на праве собственности третьим лицам объекты недвижимого имущества, поскольку повлечет нарушение принципа единства судьбы земельного участка и находящихся на нём объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что заявленное истцом требование о возложении на ответчиков обязанности по снятию с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:80, не может рассматриваться судом в качестве надлежащего способа защиты права, а также не может быть признан надлежащим способом защиты заявленное истцом требование о признании границ земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:80 не установленными, площадь декларированной, поскольку действующим законодательством подобный способ не предусмотрен.
По смыслу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей.
Статьей 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости.
Так, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений.
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предписано, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение; кадастровый номер образованного объекта недвижимости - в отношении исходного объекта недвижимости; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Следовательно, описание местоположения границ земельного участка, его площадь, а также сведения о расположенных в его границах объектах недвижимости, отнесено законодателем к числу сведений об уникальных характеристиках земельного участка.
Положениями статьи 68 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.
Как следует из представленного в дело постановления от 02.06.2005 N 32 главы администрации Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края, данным ненормативным актом был утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:80.
На момент утверждения указанного проекта границ спорного участка вопросы проведения землеустройства регламентировались Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" в редакции, действующей до 31.07.2005 (далее - Закон N78).
В силу статьи 17 Закона N 78 межевание объектов землеустройства представляло собой работы по установлению на местности границ земельных участков. Межевание объектов землеустройства осуществлялось на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включало в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Судом первой инстанции из материалов землеустроительного дела земельного участка с кадастровым номером 26:14:0:0080 установлено, что межевание данного объекта землеустройства было выполнено для целей установления границ уточнения площади арендуемого СПК "Овцевод" земельного участка и соответствовало требованиям Закона N 78, поскольку в рамках проведенных работ по межеванию были определены границы объекта землеустройства на местности посредством их описания и последующего согласования путем подписания соответствующего акта.
Вместе с тем, как следует из утверждения истца, содержащегося в исковом заявлении, землеустроительная документация на перечисленные выше относящиеся к краевой собственности земельные участки, невозможность уточнения границ которых послужила основанием для обращения министерства с иском в суд, в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствует.
Данное обстоятельство также подтверждается ответом на запрос Левокумского отдела управления Росреестра от 09.09.2016 N 280.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекс РФ представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно пришел к выводу о том, что отсутствие землеустроительной документации на принадлежащие Ставропольскому краю по праву собственности земельные участки с кадастровыми номерами 26:14:040101:6, 26:14:040201:1, 26:14:040201:2, 26:14:040105:9, 26:14:040105:10, 26:14:040105:15 не позволяет установить факт надлежащего проведения в отношении каждого из них работ по межеванию, соответственно, обстоятельства, связанные с определение в установленном законом порядке границ этих участков и их согласование, так же как и надлежащее формирования данных участков в качестве объектов недвижимости, каждый из которых обладает признаками индивидуально-определенной вещи, не могут быть признаны установленными, а поэтому истцом не доказан факт наличие у него нарушенного права.
При этом судом первой инстанции правильно указано о том, что избрание истцом ненадлежащего способа защиты, а также недоказанность наличия нарушенного права исключают возможность удовлетворения заявленных требований, в связи с чем другие доводы сторон, не имеют существенного значения и не могут повлиять на правильность изложенных в нём выводов.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства и представленные доказательства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также считает, что при выборе способа защиты нарушенного права необходимо учитывать, что судебный акт должен обладать свойством исполнимости, в случае, если принятие решения по такому делу не позволяет восстановить нарушенные права и не изменяет сложившуюся правовую ситуацию, отказ в иске является правомерным, поскольку способ защиты не приводит к восстановлению прав и имущественных интересов лиц, участвующих в деле.
С учетом установленных обстоятельств и указанных выше норм права суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В нарушение требований статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ Министерством не представлены ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательства совокупности условий, а именно: несоответствие обжалуемого решения и действий кадастровой палаты закону и нарушение данными решением и действиями прав и законных интересов Министерства, публично-правового образования, а также иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы истца основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая, что других доказательств в обоснование своих доводов в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ истцом в суд апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу N А63-16437/2016 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.12.2017 по делу N А63-16437/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.