г. Самара |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А72-3446/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2018 года по делу N А72-3446/2018 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1177325006209, ИНН 7329024223), Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы,
к муниципальному общеобразовательному учреждению Калмаюрская средняя школа имени Д.И. Шарипова (ОГРН 1027301112167, ИНН 7323004830), Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Чувашский Калмаюр,
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова (далее - школа, учреждение) о взыскании финансовых санкций за Октябрь, Ноябрь и Декабрь 2016 года в сумме 3000 руб. (л.д.2-6).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2018 по делу N А72-3446/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.105-107).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.110-114).
Школа отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Муниципальное общеобразовательное учреждение Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
10.11.2016 Учреждение представило в Пенсионный фонд Чердаклинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2016 года.
19.02.2017 Учреждение представило в Пенсионный фонд Чердаклинского района дополняющие формы к отчету по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года в отношении Степанова С.А., Шарипова Р.Н.
20.03.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18170001489, 083S18170001493 (л.д.19-20, 31-32).
19.04.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S19170002138 (л.д.23-24), N 083S19170002139 (л.д.35-36).
22.05.2017 страхователю направлены требования от 18.05.2017 N 083501170239462, N 08350117023946 об уплате финансовых санкций (за представление неполных сведений) в добровольном порядке в срок до 09.06.2017 в сумме 500 руб. (л.д.26, 38).
12.12.2016 Учреждение представило в Пенсионный фонд Чердаклинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2016 года.
19.02.2017 Учреждение представило в Пенсионный фонд Чердаклинского района дополняющие формы к отчету по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении Степанова С.А.
22.03.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18170001638 (л.д.43-44).
21.04.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083 S19170002283 (л.д.47-48).
24.05.2017 направлено страхователю требование от 22.05.2017 N 083S01170239713 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 09.06.2017 в сумме 500 руб. (л.д.51).
15.01.2017 Учреждение представило в Пенсионный фонд Чердаклинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2016 года.
20.02.2017 Учреждение представило в Пенсионный фонд Чердаклинского района дополняющие формы к отчету по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года в отношении Степанова С.А., Мустафины Г.И., Васильевой Н.В.
27.03.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18170001761 (л.д.55-56), 083S18170001762 (л.д.66-67).
26.04.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S19170002355 (л.д.58-59), 083S19170002360 (л.д.69-70).
31.05.2017 направлено страхователю требование от 29.05.2017 N 083501170240236 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 21.06.2017 в сумме 1000 руб.(л.д.62).
В связи с неисполнением страхователем требований об уплате финансовых санкций, ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) обратилось в суд с заявлением о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова финансовых санкции в сумме 3000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Правонарушение выразилось в следующем: в исходных формах СЗВ-М за Октябрь, Ноябрь и Декабрь 2016 года, представленных страхователем 10.11.2016, 12.12.2016 и 15.01.2017 в Пенсионный фонд, сведения на застрахованных лиц, указанных в дополняющих формах от 19.02.2017 и 20.02.2017, отсутствовали. Учреждение изначально представило неполные сведения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Муниципальное общеобразовательное учреждение Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова самостоятельно выявило ошибку и подало в Пенсионный фонд уточненные индивидуальные сведения на своих работников.
На момент составления актов проверки от 20.03.2017, 22.03.2017 и 27.03.2017 Учреждение уже представило уточненные сведения (19.02.2017 и 20.02.2017) о начисленных страховых взносах за Октябрь, Ноябрь и Декабрь 2016 года.
Между тем статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (действующей в период спорных правоотношений)", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшая на дату направления отчетов), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснял своим территориальным органам Пенсионного фонда Российской порядок применения названных финансовых санкций. Согласно названному письму, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичные положения изложены в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции в случае предоставления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из вышеизложенного следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, то основания для привлечения Муниципального общеобразовательного учреждения Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отсутствуют.
Формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае дополняющие формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года представлена Учреждением в Пенсионный фонд после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом РФ актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии вины Учреждения в нарушении требований Закона N 27-ФЗ, статья 15 которого позволяет страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (без указания сроков, в течение которых может быть реализовано данное право).
При таких обстоятельствах дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, в последствие самостоятельно исправленные, не могут расцениваться как недостоверные, неполные сведения, поскольку они скорректированы Муниципальным общеобразовательным учреждением Калмаюрская средняя школа имени Д.И.Шарипова в соответствии с действующим законодательством.
В данном случае состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствует.
Доводы Пенсионного фонда основаны на неверном толковании закона.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Вывод суда согласуется со сложившейся арбитражной практикой по аналогичным делам N N А55-19891/2017, А81-236/2017, А72-11128/2017, А72-9073/2017, в том числе поддержанных Верховным Судом РФ (определение N 306-КГ18-91 от 12.03.2018).
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2018 года по делу N А72-3446/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.