г. Самара |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А55-25319/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Садило Г.М.,
судей Александрова А.И., Карпова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бикташевой А.М.,
с участием:
от Муниципального автономного учреждения "Детский центр "Березки" - представитель Кожеваткин А.В. по доверенности от 16.12.2016 г.,
от Администрации г.о. Новокуйбышевск - представитель Солдаткина С.В. по доверенности от 21.12.2017 г.,
от Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - представитель Лукьянова Е.А. по доверенности от 16.06.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2018 года в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2018 г. по делу N А55-25319/2017 (судья Якимова О.Н.) по иску Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, к 1. Администрация г.о. Новокуйбышевска Самарской области, 2. МАУ "Детский центр "Березки", о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании солидарно с Администрации г.о. Новокуйбышевска Самарской области и Муниципального автономного учреждения "Детский центр "Березки" субсидий в размере 736 799,10 руб., использованных с нарушений норм действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2018 г. в иске отказано.
В апелляционной жалобе Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым взыскать солидарно с Администрации и МАУ "ДЦ "Березки" 736 799,10 (семьсот тридцать шесть тысяч семьсот девяносто девять) рублей 10 копеек субсидий, использованных с нарушением норм действующего законодательства.
По мнению заявителя жалобы, ответчиком были неэффективно использованы средства областного бюджета.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2018 г. апелляционная жалоба ПАО "Сбербанк России" принята к производству, судебное заседание назначено на 29 марта 2018 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области поддержал апелляционную жалобу в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Муниципального автономного учреждения "Детский центр "Березки" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил письменное возражение.
Представитель Администрации г.о. Новокуйбышевск возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не усматривает основания для отмены решения суда от 19 января 2018 года.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство, истец) от 14.02.2017 N 60 контрольно-ревизионным управлением истца была проведена плановая проверка целевого, правомерного и эффективного использования субсидий, предоставленных администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее - ответчик, администрация) в целях софинансирования расходных обязательств по развитию инфраструктуры учреждений отдыха и оздоровления детей, возникающих при выполнении органом местного самоуправления полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время, за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам указанной проверки 13.03.2017 министерством был составлен акт проведения плановой проверки целевого, правомерного и эффективного использования области в целях софинансирования расходных обязательств по развитию инфраструктуры учреждений отдыха и оздоровления детей, возникающих при выполнении органом местного самоуправления полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время (далее - Акт). В ходе проверки были получены следующие данные.
Между министерством и администрацией г.о. Новокуйбышевск заключено соглашение от 17.02.2015 N 03.04/418-2 о предоставлении в 2015 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в Самарской области в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению основных средств и инвентаря для муниципальных учреждениях отдыха и оздоровления детей в рамках подпрограммы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Самарской области на 2014-2018 годы" государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 N 418, в размере 2 500,00 тыс. рублей.
Министерством в соответствии с условиями соглашения предоставлена субсидия г.о. Новокуйбышевск после предоставления администрацией г.о. Новокуйбышевск в министерство документального подтверждения фактического исполнения г.о. Новокуйбышевск обязательства о соответствующем долевом финансировании за счет средств местного бюджета расходного обязательства, в том числе копий платежных поручений, копий муниципальных контрактов (договоров), подтверждающих финансирование расходных обязательств и актов выполненных работ в рамках расходных обязательств.
В целях реализации мероприятий по приобретению основных средств и инвентаря для организаций отдыха и оздоровления детей МАУ "ДЦ "Березки" заключен договор от 31.03.2015 N 31/03-2015 с ООО "Форест" на поставку мебели на общую сумму 2 631 577,92 рублей.
Пунктом 2.1.4 соглашения N 03.04/418-2 предусмотрена обязанность администрации г.о. Новокуйбышевск организовать закупку основных средств в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закон о закупках отдельными видами юридических лиц) МАУ "ДЦ "Березки" осуществляет закупки в соответствии с требованиями закона о закупках отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона о закупках отдельными видами юридических лиц Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд МАУ "ДЦ "Березки" (далее - Положение о закупках) утверждено наблюдательным советом учреждения, опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ra/.
Пунктом 6.1. Положения о закупках предусмотрены следующие способы выбора поставщика: Аукцион в электронной форме, конкурс, запрос ценовых предложений (котировок), закупка у единственного поставщика.
Процедуры, предусмотренные Положением о закупках, дублируют одноименные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На официальном сайте http://zakupki.gov.ra/ МАУ "ДЦ "Березки" 20.03.2015 размещено извещение о проведении закупки комплекта мебели способом запроса котировок.
В соответствии с информацией, представленной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ подали заявки два участника: ООО "Форест" сделало предложение на сумму 2 631 578,00 рублей; ООО "Авиакор-мебель" сделало предложение на сумму 1 856 000,00 рублей.
Согласно информации, представленном на официальном сайте http://zakupki.gov.ra/ оба участника были допущены к участию в запросе котировок.
Основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявление послужило то обстоятельство, что выбор победителя произведен с нарушением условий пункта 1 подпунктов 2, 3 статьи 3 закона о закупках отдельными видами юридических лиц, Положения о закупках в соответствии с которыми победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наименьшую цену договора. Протокол определения поставщика, размещенный на официальном сайте http://zakupki.gov.ra/, фактически отражает процедуру определения поставщика путем проведения запроса предложений, предусмотренную Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Истец указал на то, что Положение о закупках МАУ "ДЦ "Березки" в редакции, действующей на момент проведения вышеуказанной закупки, не содержит способ определения поставщика путем запроса ценовых предложений, в соответствии с которым победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Так же, истец считает, что администрацией г.о. Новокуйбышевск не исполнено обязательство организации закупки основных средств в соответствии с действующим законодательством, а именно п. 1 пп. 2, 3 ст. 3 закон о закупках отдельными видами юридических лиц, вследствие чего МАУ "ДЦ "Березки" в ходе проведения запроса котировок осуществлен выбор поставщика, предложившего цену, следующую за наименьшей, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в сумме 775 578,00 рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 736 799,10 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал надлежащую оценку обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с нормами статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 26.02.2009), участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Как видно из материалов дела, Актом проведения плановой проверки целевого, правомерного и эффективного использования субсидий, предоставленных администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 13.03.2017 г. установлено следующее:
Средства областного бюджета, полученные на реализацию мероприятий по приобретению основных средств и инвентаря, использованы в полном объеме. В ходе проверки соблюдения договорных обязательств в части соблюдения сроков поставки и оплаты оборудования, нарушений не установлено. Оборудование, приобретенное МАУ "ДЦ "Березки" в рамках программы, оприходовано и поставлено на бухгалтерский учет. Перечень приобретенного оборудования соответствует перечню оборудования, включенного в заявку, согласованную с министерством. В ходе проведения визуального осмотра наличия основных средств установлено, что основные средства, приобретенные в рамках программы, введены в эксплуатацию и используются в основной деятельности МАУ "ДЦ "Березки". Вышеуказанные обстоятельства никак не могут свидетельствовать о неэффективном использовании денежных средств.
При таких обстоятельствах, и в соответствии с положениями ст. и 65 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а поэтому вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Действительно суд первой инстанции ссылается на заключение ООО Юридическое бюро "Судебно-экспертная лаборатория", при отсутствии его в материалах дела, что является нарушением ст. 71 АПК РФ. Однако данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неэффективном расходовании бюджетных средств, несостоятелен, поскольку носит предположительный характер и не подкреплена какими-либо нормативными и фактическими обоснованиями.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных с учетом правильно установленных фактических обстоятельств, исходя из представленных в материалы дела доказательств, и не опровергают их. Оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта не установлено, решение суда от 19 января 2018 г. является законным и обоснованным.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2018 г. по делу N А55-25319/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.М. Садило |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.