г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А56-72395/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Петрук О.В.
при участии:
от заявителя: Егоров С.Н. (доверенность от 08.12.2017)
от ответчика: Яковлева Н.Н. (доверенность от 19.12.2017)
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3523/2018) Правительства Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2017 по делу N А56-72395/2017 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент"
к Правительству Ленинградской области
3-е лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
о признании распоряжения недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Ленинградской области(далее - Правительство) о признании недействительным распоряжения Правительства Ленинградской области N 443-р от 04.09.2017.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) привлечен судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 22.12.2018 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, Правительство Ленинградской области обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что оспариваемый ненормативный правовой акт был принят с учетом выявленных нарушений, в пределах предоставленных полномочий с учетом требований действующего законодательства; права и законные интересы заявителя не нарушает.
В судебном заседании представитель Правительства доводы жалобы поддержал, представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы.
Третье лицо, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направило.
Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Распоряжением Правительства Ленинградской области от 04.09.2017 N 443-р (далее - Распоряжение) отменяются:
распоряжение Правительства Ленинградской области от 12.04.2017 N 200-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 12.04.2017 N 202-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 12.04.2017 N 205-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Выборгский муниципальный район Ленинградской области";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 12.04.2017 N 206-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" для строительства и эксплуатации линейного объекта в муниципальном образовании Выборгский муниципальный район Ленинградской области".
Полагая Распоряжение Правительства Ленинградской области от 04.09.2017 N 443-р не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, принявший решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Распоряжения Правительства Ленинградской области от 12.04.2017 N 200-р, N 202-р, N 205-р и N 206-р о предоставлении лесных участков в аренду Обществу являются актами органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, принятыми по вопросам осуществления полномочий Российской Федерации, переданных федеральным законом (Лесным кодексом РФ) для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Согласно абз. 18 п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" основания и порядок отмены актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятых по вопросам осуществления полномочий, переданных в соответствии с настоящим пунктом и пунктом 7.1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации Постановлением от 29 июня 2011 г. N 524 утверждены Правила отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно п. 1 указанных Правил именно они определяют основания и порядок отмены правовых актов, не носящих нормативного характера, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в части, регулирующей осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно п. 2 Правил контроль за правовым регулированием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 7 Правил решение об отмене правового акта может быть принято Федеральным агентством лесного хозяйства только при наличии оснований, предусмотренных данным пунктом Правил. Согласно подпункту б) пункта 9 Правил решение об отмене правового акта должно содержать конкретные основания отмены правового акта.
При этом Правила разработаны и утверждены с целью контроля за правовым регулированием вопросов в области лесных отношений, не ограничивая правомочия органов исполнительной власти.
Таким образом, вывод суда о том, что Правительство Ленинградской области не имело полномочий принимать правовой акт об отмене правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, не основан на нормах законодательства.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 года N 524 не регулирует порядок принятия (отмены, изменения) органами государственной власти субъектов РФ правовых актов, в том числе в рамках осуществления переданных полномочий, и не устанавливает запрет на самостоятельное правовое регулирование органами государственной власти субъекта РФ в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, не противоречит положениям п. 7 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ и пункта 1 Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года N 524.
Вместе с тем обоснованным является вывод суда о том, что отсутствовали не только полномочия, но и основания для принятия Правительством Ленинградской области оспариваемого Распоряжения.
Отмененные распоряжения от 12.04.2017 были правомерно приняты Правительством на основании поданных Обществом заявлений ввиду отсутствия оснований для отказа в предоставлении в аренду лесного участка, предусмотренных пунктом 17 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установленного Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445.
Доводы Правительства о допущенных впоследствии Обществом нарушениях лесного законодательства отклонены судом как не имеющие правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку при принятии отмененных распоряжений указанных нарушений установлено не было. Нарушения, на которые ссылается Правительство, не являются основанием для отмены ранее принятых в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства распоряжений.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется, поскольку неправильное применение судом Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 524 не повлияло на правильность решения
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2017 по делу N А56-72395/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.