г.Самара |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А72-15327/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Токтаровой А.С. с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от финансового управления администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от заинтересованного лица: муниципального учреждения администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: муниципального учреждения дополнительного образования Сенгилеевский центр детского творчества - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2018 года апелляционную жалобу финансового управления администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года по делу N А72-15327/2017 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п.Ишеевка, к финансовому управлению администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области, Ульяновская область, г.Сенгилей, заинтересованное лицо: муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район", Ульяновская область, г.Сенгилей, третье лицо: муниципальное учреждение дополнительного образования Сенгилеевский центр детского творчества, Ульяновская область, г.Сенгилей,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к финансовому управлению администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области (далее - финансовое управление администрации) о признании незаконным бездействия финансового управления администрации, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника - муниципального учреждения дополнительного образования Сенгилеевский центр детского творчества (далее - Сенгилеевский ЦДТ), об обязании финансового управления администрации приостановить операции по всем лицевым счетам должника - Сенгилеевского ЦДТ, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения исполнительного листа от 29.03.2017 (исполнительный лист серия ФС N 014326060 по делу N А72-549/2017).
К участвую в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное учреждение администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" (далее - администрация).
К участию в деле в качестве третье лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сенгилеевский ЦДТ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года бездействие финансового управления администрации, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - Сенгилеевского ЦДТ, признано незаконным. На финансовое управление администрации возложена обязанность по приостановлению операции по всем лицевым счетам должника - Сенгилеевского ЦДТ, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения исполнительного листа серии ФС N 014326060 по делу N А72-549/2017.
В апелляционной жалобе финансовое управление администрации просит решение суда отменить, ссылаясь на тяжелое финансовое положение муниципального образовании "Сенгилеевский район". Доходная часть бюджета не исполняется в полном объеме (исполнение составляет 51%), бюджет муниципального образования "Сенгилеевский район" является дотационным. Субсидии и субвенции имеют целевое назначение и не могут быть потрачены на другие цели кроме тех, на которые выделяются. В расходной части бюджета в размере 70% от потребности предусмотрены средства на выплату заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг, а также частично на финансирование первоочередных расходов бюджетных учреждений (услуги связи, приобретение продуктов питания в школах и детских садах, ГСМ), оказание финансовой помощи поселениям района. Финансирование остальных расходных обязательств муниципального образования либо не было предусмотрено, либо предусмотрено в объемах, составляющих не более 20 % от потребности. В настоящий момент расходные операции по лицевому счету, открытому для Сенгилеевского ЦДТ, не были приостановлены в связи с тем, что производятся платежи первой очереди: заработная плата работникам данною учреждения, а так же платежи по другим, ранее выставленным, исполнительным документам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Ульяновской области выдан взыскателю (Управлению ПФР в Сенгилеевском районе Ульяновской области) исполнительный лист серии ФС N 014326060 от 29.03.2017 о взыскании с Сенгилеевского ЦДТ в пользу взыскателя задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 137 972,69 руб. Исполнительный лист серии ФС N 014326060 от 29.03.2017 предъявлен к исполнению 14.06.2017. Согласно уставу Сенгилеевского ЦДТ он является казенным учреждением. В связи с неисполнением указанного исполнительного документа заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Финансовое управление администрации заявленные требования не признало, указав, что задолженность не погашается в связи с дефицитом бюджета. Остаток задолженности на момент рассмотрения дела составляет 137 472,69 руб. Уведомление о приостановлении операций по счетам не выносилось.
В соответствии с Федеральным законом N 243-ФЗ от 03.07.2016 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на
обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - федеральный закон N 243-ФЗ)полномочия по администрированию определенных видов страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Федеральной налоговой службе.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанные федеральные законы изменили действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в настоящее время налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В соответствии со ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из ч.2 ст.1 ФЗ N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", п.3 ст.239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке.
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ". Статьей 242.5 БК РФ регулируется порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений. Согласно п.2 ст.242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п.3 и 4 ст.242.1 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В соответствии с п.3 указанной статьи должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пункт 4 статьи 242.5 БК РФ предусматривает, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно п.5 ст.242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. В соответствии с п.6 указанной статьи должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно п.7 ст.242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
В силу ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, Диспозиция данной нормы права не содержит каких-либо условий для ее применения. Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений п.7 ст.242.5 БК РФ.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении N ВАС-13746/09 от 22.10.2009 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 8-П от 14.07.2005, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство возлагает исполнение обязанностей по принудительному исполнению на различные органы, но вне зависимости от выбранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть.
Материалами дела подтверждается, что исполнительный лист серии ФС N 014326060 от 29.03.2017 исполнен не был, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Сенгилеевского ЦДТ не были приостановлены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. БК РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа. При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных ст.242.5 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции бездействие финансового управления администрации по неисполнению требований исполнительного документа серии ФС N 014326060 от 29.03.2017 признал незаконным, удовлетворив заявленные требования.
В порядке ч.4 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обязать финансовое управление администрации приостановить операции по всем лицевым счетам должника - Сенгилеевского ЦДТ, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения исполнительного листа серии ФС N 014326060 по делу N А72-549/2017.
Доводы апелляционной жалобы о тяжелом финансовом положении муниципального образования "Сенгилеевский район" не могут быть приняты, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности финансового управления администрации исполнить решения арбитражного суда и принять все предусмотренные бюджетным законодательством меры для этого. Следует отметить, что БК РФ не устанавливает в качестве основания для отказа в приостановлении операций по счетам бюджетного учреждения - должника, не исполняющего исполнительные документы, сложное финансовое положение должника, отсутствие необходимых бюджетных ассигнований на указанные цели. При этом нормами БК РФ (в частности, пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ) предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 26 декабря 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу финансового управления администрации - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на финансовое управление администрации, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года по делу N А72-15327/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.