г.Самара |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А72-15615/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Токтаровой А.С. с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от финансового управления администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от заинтересованного лица: муниципального учреждения администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2018 года апелляционную жалобу финансового управления администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2018 года по делу N А72-15615/2017 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п.Ишеевка, к финансовому управлению администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области, Ульяновская область, Сенгилеевский район, г.Сенгилей, заинтересованное лицо: муниципальное учреждение администрации муниципального образования "Сенгилеевский район", Ульяновская область, Сенгилеевский район, г.Сенгилей,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области (далее - финансовое управление администрации, финансовое управление администрации МО Сенгилеевский район"), выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника - муниципального учреждения администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" (далее - администрация, должник), об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительных листов серии ФС N 011954610, N 011959578.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2018 года бездействие финансового управления администрации МО "Сенгилеевский район", выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - администрации признано незаконным. На финансовое управление администрации МО "Сенгилеевский район" возложена обязанность приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов до момента исполнения исполнительных листов серии ФС N 011954610 от 11.08.2016, N 011959578 от 10.11.2016.
В апелляционной жалобе финансовое управление администрации МО "Сенгилеевский район" просит решение суда отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что исполнить решение суда по исполнительным листам, укатанным в заявлении истца, не представляется возможным в связи с тяжелым финансовым положением муниципального образования "Сенгилеевский район". Доходная часть бюджета не исполняется в полном объеме (исполнение составляет 51%), бюджет муниципального образования "Сенгилеевский район" является дотационным. Субсидии и субвенции имеют целевое назначение и не могут быть потрачены на другие цели, кроме тех, на которые выделяется. В расходной части бюджета в размере 70% от потребности предусмотрены средства на выплату заработной платы с начислениями, оплату коммунальных услуг, а также частично на финансирование первоочередных расходов бюджетных учреждений (услуги связи, приобретение продуктов питания в школах и детских садах, ГСМ), оказание финансовой помощи поселениям района. Финансирование остальных расходных обязательств муниципального образования либо не было предусмотрено, либо предусмотрено в объемах, составляющих не более 20 % от потребности. В настоящий момент расходные операции по лицевому счету, открытому для администрации не были приостановлены в связи с тем, что производиться платежи первой очереди: заработная плата работникам данного учреждения, также платежи по другим ранее выставленным исполнительным документам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 23.08.2016 в финансовое управление администрации направлены для исполнения исполнительные листы серии ФС N 011954610 от 11.08.2016, выданный Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-4257/2016, о взыскании с администрации задолженности по страховым взносам в общей сумме 1 280 881 руб. 36 коп., N 011959578 от 10.11.2016, выданный Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-12168/2016, о взыскании с учреждения задолженности по страховым взносам в общей сумме 1 616 526 руб. 27 коп.
С учетом того, что исполнительные документы до настоящего времени не исполнены, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что уполномоченный орган не совершает обязательные в такой ситуации действия - не приостанавливает операции по счетам должника.
Инспекция заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд в связи с тем, что о наличии неисполненных исполнительных документов по данному делу фактически узнала 06.10.2017 из письма Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Сенгилеевском районе Ульяновской области от 29.09.2017 N 1386.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии со ст.117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Таким образом, установленный в ч.4 ст.198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной. При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный п. 4 ст.198 АПК РФ.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите.
Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Учитывая изложенное, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, с целью исключения нарушения прав инспекции, суд первой инстанции ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока удовлетворил.
В силу ч.1 ст.16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что администрация является муниципальным казенным учреждением.
Согласно ст.215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В п.3 ст.239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п.3,4 ст.242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п.2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п.4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.6).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п.7).
Согласно п.7 ч.20 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, статья 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" предусматривает аналогичный ст.242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
В силу пункта 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечисленные правовые нормы предусматривают механизм исполнения судебных актов в случаях, когда должником по денежным обязательствам выступает либо само бюджетное учреждение, либо муниципальное образование в лице главного распорядителя по соответствующей ведомственной принадлежности.
Согласно Уставу муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган администрации муниципального образования "Сенгилеевский район". Исполнение бюджета по доходам и расходам осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В частности, ст.52 Устава предусмотрено, что исполнение бюджета Сенгилеевского района осуществляется в соответствии с БК РФ финансовым управлением администрации Сенгилеевского района, которое осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета Сенгилеевского района в финансовом управлении администрации Сенгилеевского района, в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях.
Таким образом, именно на финансовое управление администрации возложена обязанность исполнить исполнительные документы, выданные по делам N А72-4257/2016, N А72-12168/2016.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что должник является муниципальным казенным учреждением. Предъявленные к исполнению исполнительные документы не были возвращены инспекции в установленный БК РФ срок, то есть приняты финансовым управлением администрации к исполнению, при этом оно в установленный срок не исполнило в полном объеме свои обязательства; не приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В силу п.6 указанной статьи исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Следовательно, нормами БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного финансовое управление администрации было обязано исполнить исполнительные документы в порядке, установленном БК РФ, ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ. Доказательств обратного суду не представлены.
Материалы дела не содержат доказательств наличия объективных причин, препятствующих ответчику осуществить действия, предусмотренные вышеизложенными нормами бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. При этом приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа. При неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных ст.242.5 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
Следовательно, не имеет правового значения целевой характер операций, производимых по лицевым счетам, все операции должны быть фактически приостановлены.
Приняв во внимание то обстоятельство, что судебные акты не исполнены, бездействие ответчика не соответствует нормам БК РФ, ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника.
В соответствии с требованиями п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции возложил на финансовое управление администрации обязанность приостановить до момента исполнения исполнительных листов серии ФС N 011954610 от 11.08.2016, N 011959578 от 10.11.2016 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного документа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнить решение суда по исполнительным листам, укатанным в заявлении истца, не представляется возможным в связи с тяжелым финансовым положением муниципального образования "Сенгилеевский район", не могут быть приняты, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности финансового управления администрации исполнить решения арбитражного суда и принять все предусмотренные бюджетным законодательством меры для этого. Следует отметить, что БК РФ не устанавливает в качестве основания для отказа в приостановлении операций по счетам бюджетного учреждения - должника, не исполняющего исполнительные документы, сложное финансовое положение должника, отсутствие необходимых бюджетных ассигнований на указанные цели.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 18 января 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу финансового управления администрации - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на финансовое управление администрации, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2018 года по делу N А72-15615/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.