г. Челябинск |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А07-21579/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Баканова В.В., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2017 по делу N А07-21579/2017 (судья Напольская Н.Е.).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Акционерному обществу "Белорецкий металлургический комбинат" (далее ответчик, АО "БМК") о взыскании 22 980,50 руб. платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2017 (резолютивная часть от 20.12.2017) исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме (т.2, л.д. 135-146).
В апелляционной жалобе АО "БМК" просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" отказать.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы АО "БМК" ссылалось на нарушение судом положений статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) Считает, что должен быть освобожден от платы, начисленной истцом, поскольку вагоны были поданы в большем количестве, чем установлено в п. 8 договора от 02.02.2007 N 5602Д. Таким образом, ОАО "РЖД" были нарушены условия п. 7, 8 договора от 02.02.2007 N 5602Д. Указывает, что акты и ведомости подачи и уборки вагонов представителями ответчика подписаны с возражениями ввиду нарушения условий договора и Устава железнодорожного транспорта.
ОАО "РЖД" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором по доводам апелляционной жалобы возразило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что ответчиком в апелляционной жалобе не верно указано на нарушение условий договора N 5602Д от 02.02.2007, поскольку между сторонами заключен договор N 4/466 от 01.11.2006.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, дополнительно пояснил, что акты общей формы, в который зафиксированы факты нахождения вагонов, прибывших в адрес АО "БМК" и его контрагентов, на путях общего пользования, составлены ОАО "РЖД" правомерно, поэтому взыскание с ответчика платы за предоставление железнодорожных путей обоснованно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2006 между сторонами спора заключен договор N 4/466 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" при станции Белорецк Куйбышевской железной дороги (т. 1, л. д. 12-14; далее договор).
Пунктом 1 стороны предусмотрели, что в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях договора осуществляется обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Белорецк стрелкой N 1, обслуживаемого локомотивом владельца.
Согласно пункту 6 договора N 4/466 от 01.11.2006 в редакции протокола согласования разногласий от 17.04.2007 (т. 1, л. д. 15) о подаче вагонов на подъездной путь ОАО "БМК" приемосдатчик станции Белорецк уведомляет по телефону 2-28 приемосдатчика филиала товарной конторы станции за 2 часа до подачи вагонов, который по установленной форме книги уведомлений ГУ-2 от 2204 г. уведомляет приемосдатчика станции Заводская "Владельца", что подтверждается их подписями (т. 1, л. д. 15).
В силу пункта 7 договора N 4/466 от 01.11.2006 в редакции протокола согласования разногласий от 17.04.2007 (т. 1, л. д. 15) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Дороги на пути 6-10 станции Белорецк, которые являются выставочными. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "Владельца" с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. В случае задержки отправления вагонов по вине "Перевозчика" оформляется акт общей формы. Время задержки по акту общей формы исключается из оплачиваемого времени нахождения вагонов на пути необщего пользования владельца.
Кроме того, к данному договору подписаны дополнительные соглашения N 1 от 01.08.2009, от 26.04.2012, от 23.11.2012, от 25.03.2013, от 28.05.2013, от 22.10.2013, от 31.01.2014, от 18.08.2014, от 29.10.2014, от 27.01.2015, от 06.03.2015, от 05.05.2015, от 01.07.2015, от 11.09.2015, от 11.11.2015, от 15.02.2016, от 15.02.2016, от 01.03.2016, от 18.03.2016, от 04.04.2016, от 01.07.2016, от 01.08.2016, от 30.08.2016, от 06.09.2016, от 01.11.2016, от 01.12.2016, от 01.03.2017, которыми срок действия договора от 01.11.20006 N 4/466 продлевался (т. 1, л. д. 17-24).
В адрес ответчика, а также в адрес ООО "Пугачевский карьер", обслуживаемого локомотивом ответчика согласно п. 19.4 договора N 4/466 от 01.11.2006, в редакции дополнительного соглашения от 15.02.2016, прибыли вагоны, которые простаивали на путях общего пользования станции Белорецк:
N вагона |
N Акта общей формы |
Дата и время начала задержки |
N Акта общей формы |
Дата и время окончания задержки |
Время задержки |
Сумма Без НДС |
57444424 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
56981780 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52740008 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52826104 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
55373427 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52896057 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
56655202 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
55584569 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
60546678 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
55344485 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52896933 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
53250486 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
59975193 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
53639753 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52023322 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
58138694 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
53144853 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
55692032 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
54906755 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
54907779 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52824802 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
58137456 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52002276 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
50048776 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
73626988 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
55757603 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
59182279 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
24307233 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
53626438 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
58139544 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
63930515 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
24504151 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
54907811 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
62968169 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
61623609 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52739729 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
59975383 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52902269 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
59787788 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
63674717 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
56736028 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
67734657 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
24501637 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
24514408 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52825809 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
68220862 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
52024460 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
58138330 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
54908819 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
57904054 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
57659567 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
54907852 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
54785589 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
53755658 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
53622627 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
58138553 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
60545258 |
3605 от 16.04.17 |
16.04.2017 с 06-00 |
3606 от 17.04.17 |
17.04.17 по 03-20 |
21-20 |
224 |
Итого |
|
|
|
|
|
12768 руб. |
Размер платы составил 12 768 руб. без учёта НДС (15 066,24 руб. с НДС), расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов N 044494.
Кроме того, согласно накладным N ЭВ797043, N ЭВ788168 от 14.04.2017 вагоны (платформы) N 94873023, N 94873502 прибыли в адрес ответчика с контейнерами RZDU0692588, RZDU0484481, RZDU0077531, RZDU0164744, RZDU0128048, RZDU0420640.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования контейнеров в перевозочном процессе составил 1 110 руб. без НДС (1 309 руб. с НДС), расчёт произведён в накопительной ведомости N 693161543.
В адрес ответчика также прибыли вагоны, которые простаивали на путях общего пользования станции Белорецк:
N вагона |
N Акта общей формы |
Дата и время начала задержки |
N Акта общей формы |
Дата и время окончания задержки |
Время задержки |
Сумма без НДС |
60621737 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
62015375 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
63873954 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55021059 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
60806932 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
60106648 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
60088929 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
62051362 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
60054525 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
62017660 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53263943 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
61974382 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52902145 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53438321 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55374706 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53622866 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52718046 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
57904559 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53624458 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53280947 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52826617 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
60289873 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
61065132 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55374110 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55728232 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52880325 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55737100 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55757785 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55564702 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
58436007 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
57806978 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55559553 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53635579 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52825783 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52902640 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53135901 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52959715 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
54909775 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
56014780 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
24598930 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52896578 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52904109 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
55530380 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53450003 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52861697 |
3527 от15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52880994 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53755161 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53255568 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52814027 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52992302 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52009107 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
59976241 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
56048721 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
58437492 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
59982678 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53652657 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3 536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
53111316 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
58437658 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
52825742 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
61057113 |
3527 от 15.04.17 |
15.04.17 с 17-20 |
3536 от 16.04.17 |
16.04.17 по 00-50 |
7-30 |
81 |
Итого |
|
|
|
|
|
4860 руб. |
Размер платы составил 4 860 руб. без учёта НДС (5 734,80 руб. с НДС), расчёт произведён в ведомости подачи и уборки вагонов N 045508.
Согласно накладным N ЭВ737417, N ЭВ737820, N ЭВ737991, N ЭВ 757385 от 13.04.2017 вагоны (платформы) N 59919704, N 94803145, N 94872637, N 94833035 прибыли с контейнерами RZDU0169875ZDU0715981, RZDU0289145, RZDU0304949, RZDU0657885, RZDU0456366, RZDU0464546, RZDU0730116, RZDU0308292, RZDU0428343, RZDU0681351.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования контейнеров в перевозочном процессе составил 737 руб. без НДС (869,66 руб. с НДС), расчет произведен в накопительной ведомости N 6933822773.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате указанной задолженности не исполнены, ОАО "РЖД" обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указал ч. 17, 12 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖД).
Удовлетворяя исковые требования ОАО "РЖД", суд первой инстанции исходил из того, что факт простоя прибывших в адрес ответчика груженых вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования подтверждается материалами дела, в связи с чем плата начислена обоснованно и подлежит взысканию с ответчика в размере 22 980,50 руб.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 УЖД следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖД случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (ч. 12 ст. 39 УЖД).
Частью 17 статьи 39 УЖД установлено, что размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Статья 119 Устава железнодорожного транспорта определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил N 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 9 договора с учетом протокола согласования разногласий от 17.04.2017 с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются локомотивом владельца на один из путей 6-10 станции Белорецк. В случае задержки в приеме поездов (локомотива) с подъездного пути "Владельца" оформляется акт общей формы. Время задержки по акту общей формы исключается из оплачиваемого времени нахождения вагонов на пути необщего пользования "Владельца". Готовые к уборке вагоны убираются "Домой" с выставочных путей в течение 6 часов.
Согласно пункту 14 договора от 01.11.2006 N 4/466 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.08.2009 (т. 1, л. д. 16 об) установлено неоплачиваемое технологическое время в размере 2,21 часа, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов, Владельца пути необщего пользования и уборкой вагонов с этих мест локомотивом "Владельца".
Однако, судом установлено, что на станции назначения допущен простой вагонов, следовавших в адрес ответчика, на путях общего пользования, что подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы (т. 1, л. д. 79-88, 95-96; т. 2, л. д. 11-21).
В указанных актах перечислены вагоны, готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов, и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов. В актах причиной их составления указано: простой подвижного состава на путях станции назначения по зависящим от грузополучателя причинам из-за занятости локомотива, принадлежащего владельцу пути необщего пользования или грузополучателя АО "БМК".
При этом занятость фронта выгрузки грузополучателя подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов, из которых следует, что места выгрузки были заняты.
В связи с изложенным истцом правомерно к взысканию с ответчика за предоставление железнодорожных путей начислена плата в общей сумме 22 980,50 руб.
Ответчиком доказательств уплаты указанной суммы в добровольном порядке не представлено.
С учетом изложенного, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя на пути общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, ответчиком сумма начисленной истцом платы за время неприема вагонов грузополучателем на станции назначения до момента подачи вагонов на путь общего пользования АО "БМК" в добровольном порядке не возмещена, суд первой инстанции исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании с АО "БМК" задолженности в размере 22 980,50 руб. счел подлежащими удовлетворению правомерно.
Ссылка АО "БМК" на часть 10 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта подлежит отклонению, поскольку в указанном пункте предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами, в иске же заявлены требования о взыскании платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, предусмотренной части 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта.
Довод подателя жалобы о том, что вагоны были поданы в большем количестве, чем установлено в пункте 8 договора, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с частью 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии с которым оплачиваемое время приема вагонов исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком. Уведомление о времени подачи вагонов на выставочные пути было передано представителем истца и принято представителем ответчика своевременно.
Довод апелляционной жалобы о том, что акты подписаны с возражениями, подлежит отклонению, так как сам по себе факт подписания актов общей формы с возражениями не свидетельствует об отсутствии вины ответчика в задержке спорных вагонов по причине, зависящий от грузополучателя.
В данном случае перевозчик, строго следуя требованиям закона и условиям договора, по каждому случаю нарушения ответчиком сроков простаивания на путях общего пользования станции Белорецк оформил акты общей формы, подписал их.
Ответчик в свою очередь не представил доказательств, подтверждающих отсутствие факта задержки вагонов сверх установленных сроков.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.12.2017 по делу N А07-21579/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Белорецкий металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.