г. Красноярск |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А33-26455/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" марта 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края) - Гребенниковой М.В., представителя по доверенности от 29.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповскому району Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" января 2018 года по делу N А33-26455/2017, принятое судьей Щелоковой О.С.,
установил:
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям "Шарыповский" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово и Шарыповском районе Красноярского края (далее - управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 17.07.2017 N 205S19170011007.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "16" января 2018 года заявленное требование удовлетворено, признано недействительным решение управления от 17.07.2017 N 205S19170011007.
Пенсионный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
В апелляционный жалобе пенсионный фонд указывает, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного фонда" (далее - Закон N 27-ФЗ) учреждением форма СЗВ-М за июль 2016 года была представлена в электронном виде 30.08.2016, на бумажном носителе такие сведения о застрахованных лицах заявителем не представлялись. В представленной форме СЗВ-М указан тип формы "доп.", то есть дополняющая форма к ранее представленным сведениям, в ней содержатся сведения в отношении тех застрахованных лиц, которые в исходной форме указаны не были.
Поскольку указанная форма была представлена в управление 30.08.2016, то есть за пределами установленного срока, управление считает, что к заявителю правомерно применены финансовые санкции, предусмотренные частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения, полагая, что в акте и решении пенсионный фонд не указал, в чем выразилась неполнота (недостоверность) представленных страхователем индивидуальных сведений; ошибка обнаружена обществом самостоятельно и устранена до выявления этой ошибки управлением; представленные первоначально своевременно заявителем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, которые впоследствии были самостоятельно исправлены заявителем, не могут расцениваться как неполные сведения, так как они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель на судебное заседание своих представителей не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Учреждением в управление 09.08.2016 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года, в которой отсутствовали сведения о застрахованных лицах.
Страхователем 10.08.2016 получен положительный протокол о принятии отчетности.
Учреждением 30.08.2016 в пенсионный фонд в отношении 107 застрахованных лиц представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-22 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа за июль 2016 года.
По результатам проверки исходной формы СЗВ-М от 09.08.2016 и дополняющей формы СЗВ-М от 30.08.2016 пенсионным фондом составлен акт от 09.06.2017 N 205S18170009847, в котором указано на нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете (неполнота и недостоверность) за июль 2016 года в отношении 107 застрахованных лиц.
В данном акте содержится извещение страхователя о рассмотрении акта 17.07.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение от 17.07.2017 N 205S19170011007 о привлечении учреждения к ответственности в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 53 500 рублей за предоставление неполных и недостоверных сведений.
Страхователем подана жалоба на решение от 17.07.2017 N 205S19170011007 в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю, которым решением от 08.09.2017 жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Заявитель оспорил решение управления от 17.07.2017 N 205S19170011007 в судебном порядке, ссылаясь на отсутствие своей вины в совершенном правонарушении в связи с техническим сбоем, в результате которого был сформирован некорректный файл отчетности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого решения управления недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что пенсионный фонд не доказал законность оспариваемого решения в соответствии с требованиями статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "сведения о застрахованных лицах" в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" согласно приложению к настоящему постановлению, в которой страхователь обязан отразить свой регистрационный номер, наименование, идентификационный номер налогоплательщика, отчетный период, тип формы (исходная, дополняющая, отменяющая), а также индивидуальные сведения на застрахованных лиц в виде таблицы с отражением информации, указанной в пункте 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Статьёй 17 Закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Законом N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Поэтому для вывода о наличии в деянии страхователя признаков правонарушения, предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, необходимо установить, что отчетность по форме СЗВ-М за соответствующий период представлена страховщику позднее отведенного установленного срока либо содержала неполные (или) недостоверные сведения; при этом в случае обнаружения ошибок в представленных страховщику формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователю для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Учреждением 09.08.2016 представлена по телекоммуникационным каналам связи форма СЗВ-М за июль 2016 года, в которой отсутствуют сведения на застрахованных лиц. Страхователем 10.08.2016 получен положительный протокол о принятии отчетности.
Затем учреждением 30.08.2016 представлены дополняющие сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года в отношении 107 застрахованных лиц.
Ответчик считает, что в спорной ситуации заявителем допущено правонарушение, составом которого является представление неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах, поскольку они не содержатся в исходной форме, представленной 10.08.2016.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что приведенные обстоятельства не свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, квалифицированного управлением как представление неполных или недостоверных сведений.
Ответственность, предусмотренная статьей 17 Закона N 27-ФЗ, установлена за недостоверность индивидуальных сведений, предусмотренных в пункте 2.2 части 2 статьи 11 названного Закона.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
В акте от 09.06.2017 N 205S18170009847 и в оспариваемом решении пенсионным фондом не указано, в чем выразилось недостоверность представленных страхователем индивидуальных сведений, то есть не описано событие правонарушения. Пояснения о составе правонарушения, вменяемого страхователю, приведены ответчиком только в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что управлением не установлена недостоверность сведений в отношении 107 застрахованных лиц в исходной форме СЗВ-М от 09.08.2016 и дополняющей форме СЗВ-М от 30.08.2016.
Вместе с тем, при представлении исходной формы СЗВ-М от 09.08.2016 учреждением не были указаны какие-либо сведения о застрахованных лицах, что свидетельствует о неполноте представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии события вменяемого правонарушения в части представления неполных сведений о застрахованных лицах, не соответствует обстоятельствам дела.
Однако данный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция).
В силу пункта 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как установлено судом первой инстанции, страхователь самостоятельно выявил ошибки в исходной форме СЗВ-М от 09.08.2016 и представил в управление дополняющую форму СЗВ-М от 30.08.2016, содержащую сведения о 107 застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал, что пенсионный фонд не доказал наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года, поэтому неправомерно привлек учреждение к ответственности в виде финансовых санкций в размере 53 500 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" января 2018 года по делу N А33-26455/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.