г. Москва |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А41-94693/17 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2018 по делу N А41-94693/17, принятое судьей Нариняном Л.М. в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области к ООО "РФГ - МОСКВА" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 23 по г. Москве и Московской области (далее - истец, управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "РФГ - МОСКВА" (далее - ответчик, общество) о взыскании штрафа в сумме 1 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268,, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Общество с ограниченной ответственностью "РЕДФОРС ГРУПП - МОСКВА" зарегистрировано в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда РФ N 23 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя (регистрационный номер 060-020-017564).
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно п. 2.2 ст. 11 (в редакции, действующей до 01 января 2017 года) Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, где указываются:
1) Страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) Фамилия, имя и отчество;
3) Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица)
Целью представления отчетности по форме СЗВ-М является ежемесячное уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (ч. 4 ст. 26.1 Закона N 400-03 "о страховых пенсиях"). Это необходимо для правильного применения частим ст. 26.1 Закона N400-03, отменяющей индексацию пенсий работающий пенсионерам.
Срок предоставления сведений по форме СЗВ-М страхователем за июль 2016 года установлен не позднее 10.08.2016 года. ООО "РФГ-МОСКВА" по телекоммуникационным каналам связи представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная форма - июль 2016 года) в отношении 32 застрахованных лиц своевременно - 02.08.2016 г.
14.03.2017 г. ООО "РФГ-МОСКВА" представило дополнительную форму СЗВ-М (за июль 2016 года) в отношении еще 2 застрахованных лиц.
Таким образом, индивидуальные (персонифицированные) сведения по форме СЗВ-М (исходная форма) за июль 2016 года, представленные ООО "РФГ-МОСКВА", были неполными (недостоверными), так как не содержали сведений в отношении 2 застрахованных лиц, осуществляющих в отчетный период работу по трудовым договорам (договорам гражданско-правового характера).
В соответствии с частью 4 статьи 17 ОЗ N 27-03 за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
В связи с обнаружением факта нарушения ответчиком п. 2.2 ст. 11 федерального закона N 27-ФЗ (неполнота и недостоверность) Управлением был составлен акт N 060S 18170016037 от 24 марта 2017 г.
По установленному факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ГУ - УПФР N 23 по г. Москве и Московской области было вынесено решение N 060S 19170017045 от 14 апреля 2017 г. о применении к страхователю финансовых санкций в размере 1 000 руб. (2 чел. * 500 руб.)
Требование об уплате финансовых санкций N 060S01170726665 от 28 апреля 2017 года в добровольном порядке ответчиком не исполнено.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении пенсионным фондом срока на обращение в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 5.5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Нормы пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривают, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании), общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии абзацу 19 статьи 17 Закона N 27 ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 2812.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в статье 19 Закона N 212-ФЗ, которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Срок исполнения требования N 060S01170726665 от 28.04.2017 установлен - до 10.05.2017, следовательно, последний день подачи заявления в суд в соответствии с установленным законом сроком (6 месяцев) о взыскании штрафа - 10.11.2017.
Вместе с тем, пенсионный фонд, в свою очередь, обратился с заявлением в арбитражный суд лишь 21.11.2017, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением после истечения срока исполнения требования об уплате.
При таких обстоятельствах, поскольку доказательств наличия препятствий для своевременного обращения в суд в установленные законом сроки заявителем не представлено и их наличие документально не подтверждено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 18.01.2018 по делу N А41-69606/2017, от 08.12.2017 по делу N А41-71655/2017, от 08.12.2017 N Ф05-19550/2017 по делу N А41-69603/2017.
Из доводов пенсионного фонда, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2018 по делу N А41-94693/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.