г. Хабаровск |
|
30 марта 2018 г. |
А73-10926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от ОАО "Хабаровский аэропорт": Абузяровой А.С., представителя по доверенности от 10.04.2017 N 26;
от УФАС по Хабаровскому краю: Ребус Л.В., представителя по доверенности от 23.01.2018 N 8/479;
от Общества с ограниченной ответственностью "Мариатмикс": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт"
на решение от 09.01.2018 по делу N А73-10926/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решения от 27.06.2017, предписания от 27.06.2017 по делу 8-01/161
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Мариатмикс"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Хабаровский аэропорт" (ИНН 2724083654, ОГРН 1052700246532; далее - общество, ОАО "Хабаровский аэропорт", заказчик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, управление, УФАС по Хабаровскому краю) от 27.06.2017 и предписание от 27.06.2017 по делу 8-01/161.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Мариатмикс" (далее - ООО "Мариатмикс").
Решением от 09.01.2018 требование ОАО "Хабаровский аэропорт" удовлетворено частично: признан недействительным пункт 2 оспариваемого решения в части признания в действиях заказчика нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ); в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Хабаровский аэропорт" заявило апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и удовлетворить требования в полном объеме, признав также недействительным выводы, касающиеся нарушения обществом пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя на доводах настаивала.
Антимонопольный орган в отзыве с учетом дополнений от 23.03.2018 и его представитель в суде второй инстанции требования жалобы не признали, считая, что выводы первой инстанции являются правильными. Возражений относительно удовлетворенных требований общества не высказали.
ООО "Мариатмикс" участия в судебном заседании не принимало, но в отзыве указало на согласие с позицией управления.
В заседании суда объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзывов, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Положением о закупках ОАО "Хабаровский аэропорт", утвержденным 14.03.2017 Советом директоров общества, последнее 22.03.2017 на официальном сайте в сети Интернет опубликовано извещение N 31704917469 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на внедрение автоматических подъемных ворот в ангаре для хранения и обслуживания воздушных судов, а также закупочная документация.
На участие в запросе предложений подано семь заявок, в том числе заявки ООО "Мариатмикс" и ООО "Невские Мастера", и последнее признано победителем.
06.06.2017 ООО "Мариатмикс" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора закупки, указав, что в документации в нарушение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" необоснованно объединены в один предмет закупки работы по разработке проектной документации, выполнение изыскательских работ, работ по организации строительства (данные работы требуют наличия различных разрешительных документов, между собой технологически и функционально не взаимосвязаны, в связи с чем, препятствуют к участию в закупке лицам, имеющим только один из данных разрешительных документов). Также указало, что в закупочной документации имеется неясный порядок оценки заявок по критерию "качество товара", что указывает на ограничение добросовестной конкуренции.
По результатам рассмотрения жалобы, управлением принято решение от 27.06.2017 по делу N 8-01/161, в соответствии с которым жалоба признана обоснованной (пункт 1 решения).
Согласно пункту 2 решения, действия ОАО "Хабаровский аэропорт" признаны нарушающими пункты 1, 2 части 1 статьи 3, пункты 9, 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Во исполнение данного решения выдано предписание от 29.06.2017 с целью аннулировать проведенную закупку.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев спор, первая инстанция согласилась с тем, что управление действовало в пределах полномочий, предоставленных данному органу действующим законодательством в сфере контроля за закупками товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и в установленном процессуальном порядке. Кроме того, признала правомерным вывод антимонопольной службы, касающийся нарушения со стороны заказчика принципа информированности (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ), а также не указания сведений, определенных положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13 части 10 статьи 4 Закона).
Вместе с тем, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности решения в части признания в действиях заказчика нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи Закон N 223-ФЗ, относящихся к принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также к требованиям к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.
Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Аналогичная правовая позиция ранее уже высказывалась Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях N 305-КГ17-8138, N 304-КГ16-17592, N 309-КГ17-7502.
В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
Таким образом, воля законодателя не направлена на то, чтобы предоставить антимонопольному органу тот же объем полномочий по оперативному вмешательству в закупки, какими данный орган в силу положений части 1 статьи 99, части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обладает в отношении закупок для публичных нужд и в иных случаях, когда проведение торгов является обязательным в соответствии с законодательством.
С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Оспоренное обществом решение управление таких оснований не содержит, а мотивировано иными имевшимися с точки зрения антимонопольного органа нарушениями, что исключало возможность рассмотрения поданной ООО "Мариатмикс" жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Ссылка антимонопольного органа в суде второй инстанции, что оно имело право проводить проверку и выносить оспариваемое решение, поскольку имело место не размещение ОАО "Хабаровский аэропорт" в единой информационной системе информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе: извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно пункту 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Из оспариваемого решения управления и материалов настоящего дела апелляционным судом не установлено нарушений вышеуказанной нормы права; не приведено конкретных обстоятельств этому ни ООО "Мариатмикс" при обращении в антимонопольный орган, ни самим органом в решении от 27.06.2017. Следовательно, оснований согласиться в данной части с УФАС по Хабаровскому краю не имеется.
При указанных обстоятельствах принятый по делу судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований заказчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-10926/2017 отменить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы от 27.06.2017 и предписание от 27.06.2017 по делу 8-01/161.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Хабаровский аэропорт" (ИНН 2724083654, ОГРН 1052700246532) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб., перечисленную по платежному поручению от 19.01.2018 N 360, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в пользу Открытого акционерного общества "Хабаровский аэропорт" государственную пошлину в сумме 4 500 руб. за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.