город Ростов-на-Дону |
|
30 марта 2018 г. |
дело N А32-20825/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ванина В.В., Барановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Конозовой Е.В., при участии:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 по делу N А32-20825/2017 по иску индивидуального предпринимателя Андрющенко Валентины Михайловны (ИНН 235603733241, ОГРНИП 307235626000041) к ответчику - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), при участии третьего лица - администрации муниципального образования Усть-Лабинский район об урегулировании разногласий, принятое в составе судьи Назыкова А.Л.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Андрющенко Валентина Михайловна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи N 720 незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:35:1201002:6 площадью 301 820 кв.м, расположенного в границах Братского сельского поселения Усть-Лабинского района, участок 1009-2, для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), приняв пункт 2.1 договора в редакции предпринимателя.
Исковые требования мотивированы следующим. Цена выкупа земельного участка определена в договоре купли-продажи N 270 на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края". Андрющенко В.М. владеет земельным участком с 16.12.1992 по настоящее время, то есть более 15 лет. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет земельный участок приобретается в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с выпиской из ЕГРН составляет 4 887 066 рублей 42 копейки. Между тем, департамент имущественных отношений Краснодарского края применил выкупную цену земельного участка в размере 80 процентов его кадастровой стоимости, что составило 3 909 653 рубля 14 копеек. Предприниматель, не согласившись с предложенной в проекте договора ценой земельного участка, направил протокол разногласий, однако департамент с предложенной предпринимателем ценой земельного участка не согласился. Досудебный порядок урегулирования спора предпринимателем соблюден.
Определением от 10.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация Усть-Лабинского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судом урегулированы разногласия по договору купли-продажи N 270 незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности, между департаментом имущественных отношений Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Андрющенко Валентиной Михайловной, установлена цена выкупа земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:1201002:6 площадью 301 820 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, с/о Братский, участок 1009-2, предоставленного индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Андрющенко Валентине Михайловне в собственность за плату на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.01.2017 N 195 "О предоставлении земельного участка в Усть-Лабинском районе в собственность за плату индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Андрющенко Валентине Михайловне", в размере 977 413 рублей 30 копеек (двадцать процентов кадастровой стоимости земельного участка, составляющей 4 887 066 рублей 42 копейки).
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы приведены следующие доводы. На момент принятия решения о предоставлении истцу земельного участка у департамента отсутствовала информация, позволяющая судить о тождественности испрашиваемого земельного участка и земельного участка, предоставленного заявителю на основании постановления главы администрации Усть-Лабинского района от 28.08.1995 N 575/2. Судом не исследован вопрос о необходимости и правомерности заключения договора арены земельного участка от 01.02.1999 N 184 при наличии действующего договора аренды от 30.05.1995 N 137, а также оснований для увеличения площади участка с 28,45 га до 30,51 га. Департаментом выкупная цена рассчитана в размере 80 процентов кадастровой стоимости земельного участка с учётом срок договора аренды земельного участка от 24.12.2008 N8835000106.
В отзыве на апелляционную жалобу КФХ "Андрющенко В.М." просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, при расчете цены выкупа участка КН 23:35:1201002:6 расчет необходимо производить исходя из совокупности срока действующего договора аренды и срока ранее оконченного договора аренды данного земельного участка арендатором. Андрющенко В.М. владеет земельным участком с 16.12.1992 по настоящее время, то есть более 15 лет.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.12.2008 между администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район и КФХ Андрющенко В.М. заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края N 8835000106, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:35:1201002:6, площадью 301820 кв.м., расположенного в границах Братского сельского поселения Усть-Лабинского района, участок 1009-2, для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), земли сельскохозяйственного назначения. Срок действия договора в течении 10 лет с 14.11.2008 по 14.11.2018.
28.12.2016 Андрющенко В.М. обратилась с заявлением в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:1201002:6, площадью 301820 кв.м., расположенный в границах Братского сельского поселения Усть-Лабинского района, участок 1009-2, для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), земли сельскохозяйственного назначения.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края было рассмотрено заявление Андрющенко В.М., после чего в адрес заявителя был направлен договор купли-продажи N 720 незастроенного земельного участка, находящегося в государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 договора купли-продажи N 720 цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и составляет 3 909 653 рублей 14 копеек.
Предполагаемая Департаментом выкупная цена в размере 3 909 653 рублей 14 копеек рассчитана в размере 80 % кадастровой стоимости земельного участка.
28.03.2017 Андрющенко В.М. направила в адрес Департамента имущественных отношений Краснодарского края протокол разногласий к проекту договора купли-продажи N 720, изложив п.2.1 в следующей редакции: "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 977 413 рублей 28 копеек."
Истец предложил выкупную цену земельного участка в сумме 977 413 рублей 28 копеек, которая рассчитана ей исходя из 20 % кадастровой стоимости земельного участка в размере 4 887 066 рублей 42 копейки.
В письме от 26.04.2017 N 52-12180/17-32-20 Департамент отклонил предложение истца о пересмотре выкупной цены, пояснив при этом, что при обращении Андрющенко В.М. в Департамент к заявлению не были представлены документы, позволяющие прийти к выводу о тождественности испрашиваемого земельного участка с тем участком, который был изначально предоставлен в аренду заявителю, поэтому срок договора аренды земельного участка был учтен при расчете выкупной цены с 24.12.2008.
Департамент также отметил, что им не была установлена тождественность испрашиваемого земельного участка земельным участкам, предоставленным по договорам аренды от 30.08.1995 N 137 и от 01.02.1999 N 184, которые были заключены администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район.
Таким образом, между сторонами возникли разногласия относительно цены выкупаемого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:35:1201002:6 согласно кадастровому паспорту от 13.12.2016 N 2343/12/16-1557199 составляет 4 887 066,42 рубля (т. 1, л.д. 24-28).
Департамент при расчете цены выкупа земельного участка руководствовался указанной кадастровой стоимостью.
Между сторонами отсутствуют разногласия относительно кадастровой стоимости земельного участка, подлежащей применению при расчете цены земельного участка.
В отзыве и жалобе департамент указал, что при расчете выкупной стоимости земельного участка был учтён срок договора аренды земельного участка от 24.12.2008 N 8835000106, в связи с чем, цена выкупа земельного участка была определена в размере 80 % кадастровой стоимости.
Департамент указал на невозможность установления тождественности площади предоставленного и поставленного на кадастровый учет земельных участков.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения (пункт 4 статьи 421, статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статья 443 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статьи 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условиях надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Испрашиваемый главой хозяйства земельный участок принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
Порядок предоставления в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), статьей 21 которого предусмотрена возможность приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляемая через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением земельных участков:
- предоставленных сельскохозяйственным организациям, а также гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; предоставленных религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями;
- переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Сельскохозяйственные угодья в случае, указанном в абзаце втором части второй настоящей статьи, приобретаются в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Земельные участки в случае, указанном в абзаце пятом части второй настоящей статьи, приобретаются в собственность по кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 6 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка. По истечении 9 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка. По истечении 12 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка. По истечении 15 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.1 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, утвержденного Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226, в случае продажи земельных участков на территории Краснодарского края без проведения торгов цена таких земельных участков определяется в следующем порядке:
- за земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка по кадастровой стоимости земельных участков;
- в случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка;
- в случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка;
- в случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка;
- в случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Расчет срока аренды земельного участка в случаях, указанных в настоящем подпункте, предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Из материалов дела следует, что в соответствии постановлением главы администрации Усть-Лабинского района Краснодарского края N 477/13 от 16.12.1992 "Об изъятии земельных участков акционерного общества "Восток" и организации крестьянских хозяйств Андрющенко А.И. и Лунева А.И.", были изъяты земельные участки общества "Восток" для организации крестьянских хозяйств, где Андрющенко В.М. являлась членом хозяйства (т. 1, л.д. 12).
Постановлением главы администрации Усть-Лабинского района Краснодарского края от 28.08.1995 N 575/2 крестьянскому хозяйству Андрющенко А.И. предоставлен в аренду дополнительный земельный участок общей площадью 29,61 га сроком на 10 лет из состава земель специального фонда района, расположенного в административных границах х. Братского (т. 1, л.д. 13).
30.08.1995 между администрацией Усть-Лабинского района и главой крестьянского хозяйства Андрющенко А.И. заключен договор о предоставлении земельного участка в аренду N 137 сроком на 10 лет (т. 1, л.д. 14). В аренду были переданы земельные угодья общей площадью 28,45 гектаров, в том числе 28,45 гектаров пашни, для выращивания сельскохозяйственной продукции.
01.02.1999 между администрацией Усть-Лабинского района и главой крестьянского хозяйства Андрющенко А.И. заключен договор о предоставлении земельного участка в аренду N 184, сроком до 28.08.2005 (т. 1, л.д. 15). В аренду переданы земельные угодья общей площадью 30,51 гектаров, в том числе 29,19 гектаров пашни, и 1,32 гектаров прочих земель, для сельскохозяйственного использования.
В соответствии с представленным в материалы дела письмом начальника управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрация муниципального образования Усть-Лабинский район от 06.09.2017 N 3966, земельный участок с кадастровым номером 23:35:1201002:6 является тем же участком, который был ранее предоставлен по договору аренды земельного участка от 30.08.1995 N 137 (т. 1, л.д. 71).
В приложении к указанному письму администрация муниципального образования Усть-Лабинский район представила также схему размещения земельного участка общей площадью 28,45 гектаров, предоставленного в аренду дополнительно сроком на 10 лет крестьянскому хозяйству Андрющенко А.И. (Братская администрация). На указанной схеме нанесены местоположение и контуры границ земельного участка площадью 28,45 гектаров пашни. Схема согласована главой администрации района и арендатором главой крестьянского хозяйства Андрющенко А.И. (т. 1, л.д. 74)
Также администрацией предоставлена выкопировка из плана земель - приложение N 1 к договору аренды от 01.02.1999, на которой нанесен земельный участок площадью 30,51 га, предоставленный крестьянскому хозяйству "Андрющенко" для сельскохозяйственного использования (т. 1, л.д. 76).
Из сопоставления данных выкопировок и границ спорного земельного участка, приведенных в его кадастровом паспорте, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанные в договорах аренды от 30.08.1995 N 137 и от 01.02.1999 N 184 земельные участки являются одним и тем же земельным участком.
В материалы дела представлена также справка администрации Братского сельского поселения Усть-Лабинского района от 02.08.2017 N 1917, подписанная главой Братского сельского поселения Усть-Лабинского района, согласно которой договоры аренды земельного участка N 137 от 30.08.1995 и N 184 от 01.02.1999 были заключены с крестьянским хозяйством Андрющенко В.М. в отношении одного и того же земельного участка площадью 301 820 кв. м с кадастровым номером 23:35:1201002:6 (т. 1, л.д. 85).
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств с достаточной степенью достоверности подтвреждается факт тождественности спорного земельного участка и тех земельных участков, которые были предоставлены заявителю по договорам аренды в 1995 и в 1999 годах.
14.11.2008 главой муниципального образования Усть-Лабинский район принято постановление N 2718 о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству Андрющенко В.М. в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 23:35:1201002:6 площадью 301 820 кв.м, расположенного в границах Братского сельского поселения Усть-Лабинского района, для сельскохозяйственного использования (т. 1, л.д. 17).
24.12.2008 между администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район и КФХ Андрющенко В.М. заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края N 8835000106, по которому в аренду был передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:1201002:6 площадью 301 820 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Братское сельское поселение, участок 1009-2 (т. 1, л.д. 18-21).
Представитель предпринимателя в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции пояснил, что 01.12.2005 на основании протокола общего собрания крестьянского хозяйства Андрющенко А.И. в связи с тяжёлой болезнью Андрющенко А.И. возложены обязанности главы на Андрющенко В.М.
Следовательно, что спорный земельный участок находится во владении предпринимателя с 30.08.1995.
На момент обращения Андрющенко В.М. с заявлением в департамент о предоставлении земельного участка в собственность за плату (28.12.2016), срок владения земельным участком, исчисляемый с 1995 или с 1999 года, превысил 15 лет (1995 + 15 = 2010; 1999 + 15 = 2014).
Таким образом, спорный земельный участок не выбывал из владения истца. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, выкупную стоимость земельного участка следует установить равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка (977 413 рублей 30 копеек), что соответствует периоду владения земельным участком на праве аренды в течение 15 лет.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и признаются апелляционной коллегией несостоятельными в силы следующего.
На основании статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 532-КЗ, подпункта 8 пункта 2.1 Порядка, при определении условия договора в судебном порядке, суд должен исходить из установленных в рамках судебного разбирательства обстоятельств владения истцом на праве аренды земельным участком сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, согласно пункту 2.6.8 административного регламента предоставления Департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, утвержденного приказом от 03.06.2015 N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" в целях установления отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего раздела, департамент вправе в пределах срока предоставления государственной услуги запрашивать информацию:
1) в государственном казенном учреждении Краснодарского края "Кубаньземконтроль" - о фактическом использовании земельного участка;
2) в департаменте архитектуры и градостроительства Краснодарского края - о нахождении земельного участка в границах земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, в пределах инженерно- технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, в границах в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, а также государственных природных заповедников и национальных парков, о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий местного значения, о нахождении земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, относительно водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в пределах расположения объектов гидротехнических сооружений, в пределах воинских и гражданских захоронений;
3) в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края - о наличии либо отсутствии на указанном земельном участке особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников, объектов археологического наследия, музеев-заповедников;
4) в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в министерстве природных ресурсов Краснодарского края, - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5) в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - о надлежащем использовании земельного участка и соблюдении требований, установленных статьей 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", расчет предельного максимального размера всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в случае, если земельные участки используются либо будут использоваться крестьянским (фермерским) хозяйством для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры);
6) в Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов - о местоположении земельного участка относительно водных объектов;
7) министерстве природных ресурсов Краснодарского края - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственных природных заповедников и национальных парков, а также в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, и нахождении на них прудов, обводненных карьеров;
8) в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - о местоположении земельного участка относительно земель особо охраняемых природных территорий местного значения, о нахождении земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, относительно водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, в пределах расположения объектов гидротехнических сооружений, в пределах воинских и гражданских захоронений; акты, изданные органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках компетенции, о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, договоры аренды земельного участка с отметкой о государственной регистрации, дополнительные соглашения о внесении изменений в договор аренды с отметкой о государственной регистрации, справку об отсутствии задолженности по договору аренды на текущую дату, осуществлялся ли отказ от договора (договоров) аренды, предметом которого является испрашиваемый участок, о надлежащем использовании земельного участка и соблюдении требований, установленных статьей 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", а также сведения о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере землепользования и необеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района Краснодарского края и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица в момент предоставления и (или) приобретения земельного участка, о предельном максимальном размере всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в собственность для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном пункте имеется оговорка о том, что указанная информация, запрашивается при ее отсутствии в департаменте.
Таким образом, при оказании государственной услуги департамент должен был проверить не только возможность предоставления земельного участка в собственность, его ограниченность в обороте, но и также самостоятельно установить тождественность переданного и истребуемого земельных участков, направив запрос в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Указанные действия департаментом не были осуществлены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 по делу N А32-20825/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.