г. Самара |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А72-15312/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Апаркина В.Н., Корнилова В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
от третьего лица - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 января 2018 года по делу N А72-15312/2017 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области (ИНН 7321308255, ОГРН 1047300819851), рабочий поселок Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области,
к муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (ОГРН 1027301059455, ИНН 7321020266), рабочий поселок Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области,
с участием третьего лица: муниципального общеобразовательного учреждения Зеленорощинская средняя школа, поселок Зеленая Роща Ульяновского района Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 2 по Ульяновской области (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (далее - ответчик, управление), с привлечением третьего лица муниципального общеобразовательного учреждения Зеленорощинская средняя школа (далее - должник), о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении операций по счетам должника и обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений до исполнения исполнительного листа ФС N 014319183, выданного 25.11.2016 года по делу N А72-12929/2016.
Решением суда от 10.01.2018 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе инспекции в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-12929/2016 от 20.10.2016 г. с МОУ Зеленорощинская средняя школа в пользу Управления ПФ РФ Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и городе Новоульяновске Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней взыскана задолженность по страховым взносам в сумме 1 112 818 руб. 43 коп., в том числе недоимка по страховым взносам в сумме 893 558 руб. 99 коп. на страховую часть трудовой пенсии, 196 891 руб. 61 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; пени в сумме 18 228 руб. 29 коп. на страховую часть трудовой пенсии, и 4 139 руб. 54 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
25.11.2016 г. взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 014319183.
Управлением Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и городе Новоульяновске письмом от 06.12.2016 г. N 06/37 вышеуказанный исполнительный лист был направлен на исполнение ответчиком, однако не был исполнен.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) полномочия по администрированию определенных видов страховых взносов переданы от Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Федеральной налоговой службе.
Поскольку на налоговый орган были возложены обязанности по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, инспекция обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные инспекцией требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно электронной выписке из ЕГРЮЛ должник МОУ Зеленорощинская средняя школа является бюджетным учреждением.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 3 ст. 239 БК РФ); производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, регламентирован ст. 242.5 БК РФ.
В соответствии со ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п. 1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п. 3 и 4 ст. 242.1 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п. 2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце 1 настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце 1 настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п. 4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в 3 месячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п. 5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ в соответствии с абзацем 1 п. 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 6).
При неисполнении должником в течение 3 месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п. 7).
Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ст. 30) предусмотрен аналогичный ст. 242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
Так, согласно п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых счетах; приостановление операций является не правом, а обязанностью финансового органа.
В рассматриваемом случае судом правильно учтено, что ответчик является финансовым органом местного самоуправления муниципального образования "Ульяновский район", осуществляющим проведение единой муниципальной финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории муниципального образования "Ульяновский район", а поэтому именно на ответчика возложена обязанность исполнить исполнительный документ, выданный судом во исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Доводы ответчика о том, что 2016 г. был завершен с превышением расходов бюджета над его доходами (дефицит) в размере 3 678 560 руб. 92 коп., все поступившие в данном году денежные средства имели целевое значение, иных средств, достаточных для исполнения обязательств перед заявителем в полном объеме, не имелось; в бюджете 2017 г. денежных средств для исполнения судебного акта не имеется; несмотря на недостаточность лимитов задолженность по исполнительным листам была частично погашена, правильно отклонены судом поскольку исходя из смысла приведенных правовых норм, приостановление вводится независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абз. 1 п. 7 ст. 242.5 БК РФ, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце 2 п. 7 ст. 242.5 БК РФ.
Судом правильно установлено, что предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен заявителю в установленный БК РФ срок, то есть был принят ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства, и не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок.
На основании изложенного, суд правильно посчитал, что поскольку ответчик обязан был исполнить вышеназванный исполнительный документ в порядке и сроки, установленные БК РФ, однако доказательств принятия им соответствующих мер суду не представил, поэтому бездействие ответчика не соответствует нормам БК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем сделал правильный вывод о том, что требования инспекции подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в качестве способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя суд правомерно посчитал необходимым обязать ответчика приостановить до момента исполнения исполнительных листов осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должников, включая лицевые счета их структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в бюджете муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области на 2017 г. денежных средств достаточных для исполнения судебных актов не имелось, в связи с чем управлением финансов в первую очередь шло погашение текущих первоочередных расходов, которые включали в себя выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, оплаты коммунальных услуг, и оплату товаров при осуществлении закупок, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 01.10.2009 г. N 1312-О-О, в силу специального указания п. 5 ст. 242.2 БК РФ полномочие руководителя финансового органа муниципального образования вносить изменения в сводную бюджетную роспись при наличии к тому оснований является не только правом, но и обязанностью, влечет необходимость принятия всех возможных организационно - технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных бюджетным законодательством.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ", ст. 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", ст. 16 АПК РФ и ст. 13 ГК РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных инспекцией требований.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб., ошибочно уплаченную платежным поручением N 1527 от 09.02.2018 г.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 января 2018 года по делу N А72-15312/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному учреждению "Управление финансов муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" (ОГРН 1027301059455, ИНН 7321020266), рабочий поселок Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, ошибочно уплаченную платежным поручением N 1527 от 09 февраля 2018 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.