г. Самара |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А55-28298/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества Маслосырзавод "Кошкинский"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2017 года по делу N А55-28298/2017 (судья Гордеева С.Д.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению акционерного общества Маслосырзавод "Кошкинский", Самарская область, Кошкинский район, с. Кошки,
к МИФНС России N 17 по Самарской области, Самарская область, г. Сергиевск,
о признании незаконным и отмене постановления N 15 от 09.10.2017 о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 12 877 руб. 18 коп. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Маслосырзавод "Кошкинский" (далее - общество, АО МСЗ "Кошкинский") обратилось в Арбитражный суда Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Самарской области (далее - Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 17 по Самарской области) N 15 от 09.10.2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 12 877 руб. 18 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2017 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО МСЗ "Кошкинский" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает на то, что согласно действующего законодательства и правоприменительной практики открытие счёта для перечисления заработной платы является правом, а не обязанностью работника и в отсутствие волеизъявления работника общество не имеет возможности для самостоятельного открытия ему счёта для перечисления заработной платы. АО МСЗ "Кошкинский" обращает внимание суда на то, что неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в его пользу.
Инспекция, апелляционную жалобу отклонила, по основаниям, приведенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив решение суда первой инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 06.09.2017 г. МИФНС РФ N 17 по Самарской области (далее - административный орган) составлен в отношении АО МСЗ Кошкинский (далее - общество) протокол об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за N 638120170814014001 (далее - протокол).
Основанием для составления протокола послужила выплата заработной платы работнику - нерезиденту в наличной денежной форме.
Дело об административном правонарушении, возбужденное по данному протоколу, было рассмотрено и административным органом 09.10.2017 г. и было вынесено постановление N 15 о назначении административного наказания, согласно которого общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 12 877 руб. 18 коп.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ определены права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
В соответствии с частью 2 статьи 14 названного Закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы или вознаграждения по договору возмездного оказания услуг наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений не входит.
Следовательно, поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Таким образом, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Федерального закона N 173-ФЗ.
Факт выявленного нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 06.09.2017 N 638120170814014001 и иными материалами административного дела.
Следовательно, в деянии общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все необходимые и зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется, в связи с чем вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях АО МСЗ "Кошкинский" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Апелляционным судом проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено нарушений, Общество привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал АО МСЗ "Кошкинский" в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на наличии неустранимых сомнений признается несостоятельной.
Понятие валютной операции, изложенное в статье 1 Федерального закона N 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, не содержат таких сомнений, противоречий и неясностей, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствуют.
Ссылка на судебную практику по иным делам отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2017 по делу N А55-28298/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2017 года по делу N А55-28298/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.