г. Хабаровск |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А04-10834/2017 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз плюс"
на решение от 01.02.2018
по делу N А04-10834/2017
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В. Д.
по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Союз плюс"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Союз плюс" (ОГРН 1132808000071, ИНН 2808112510, далее - общество) за совершение правонарушения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 01.02.2018 по делу N А04-10834/2017 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и возложена на него ответственность в виде предупреждения. Обществу отказано в удовлетворении ходатайства о взыскании с управления 7500 руб. на оплату юридических услуг.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 01.02.2018 по делу N А04-10834/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства не принимаются.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
На основании подпункта 37 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" телевизионное вещание и радиовещание подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее - Положение) подпунктом "а" пункта 4 которого предусмотрено требование о соблюдении объемов вещания, программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
В силу статьи 60 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" осуществление вещания с нарушением лицензионных условий влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество имеет лицензию на осуществление радиовещания серия РВ N 24444 от 18.10.2013, выданную на срок до 18.10.2023. В приложении N 1 к лицензии предусмотрен общий объем вещания в неделю 168 часов. Наименование распространяемых средств массовой информации:
1. Тында-Лайф, 17 часов в неделю вещания данного СМИ к общему объему вещания с информационно-развлекательным направлением (местные новости, обзор региональных событий, авторские программы, информационные рубрики, музыка нон-стоп, хит-парады, музыкальные программы); программы культурно-просветительского характера;
2. Радио Ваня, 151 час в неделю вещания данного СМИ к общему объему вещания с музыкально-информационным направлением (музыкальные программы, новости, информационные программы, программы по заявкам).
Радиоканал "Тында-Лайф" зарегистрирован в качестве средства массовой информации, учредителем выступает общество, территория распространения Приморский край, Амурская область, что подтверждено свидетельством Эл N ФС77-550666 от 14.08.2013.
Радиоканал "Радио Ваня" зарегистрирован в качестве средства массовой информации, учредителем выступает общество с ограниченной ответственностью "СтарсМедиа", территория распространения Российская Федерация и зарубежные страны, что подтверждено свидетельством Эл N ФС77-48187 от 19.01.2012 (сведения опубликованы на официальном сайте Роскомнадзора России).
На основании приказа от 16.10.2017 N 149-нд управлением в период с 16.10.2017 по 03.11.2017 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении общества при осуществлении им радиовещания, в ходе которого установлено следующее. При исследовании записи эфира за период с 16.10.2017 по 22.10.2017 выявлено не соблюдение объемов вещания радиоканала "Тында Лайф": за период с 16.10.2017 по 22.10.2017 фактический объем вещания составил 1 час. 10 мин. 13 сек., в то время как по лицензии объем вещания этого канала в неделю составляет 17 часов. Программная направленность радиоканала "Тында Лайф" представлена информационно-развлекательным направлением, программы культурно-просветительского характера отсутствуют. По результатам проверки составлен акт от 03.11.2017 N А-28/4/149-нд/90, к которому приобщены сведения о результатах проверки, справка о результатах систематического наблюдения, справка о результатах недельной записи эфира и сама запись (в материалы дела представлена на СD-носителе).
Рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ назначено на 28.11.2017 в 13 час. 00 мин. От ответчика 22.11.2017 поступили письменные пояснения по существу нарушений, а также ходатайство о переносе срока составления протокола об административном правонарушении на 29.11.2017 на 13 час. 00 мин., которое управлением удовлетворено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" определено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по оказанию услуг связи.
Пунктом 2 перечня Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 N 16, определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
По факту выявленного нарушения в присутствии генерального директора общества специалистом-экспертом управления составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2017 N АП-28/4/1188. Действия ответчика квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Законному представителю общества разъяснены процессуальные права и гарантии, предусмотренные КоАП РФ. Генеральный директор ознакомлен с материалами систематического наблюдения, ему вручен протокол об административном правонарушении, о чем имеются соответствующие подписи.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области, который правомерно привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), применив наказание в виде предупреждения.
В пределах полномочий, предоставленных пунктом 6.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Роскомнадзором в письме от 04.02.2014 N 05 КМ-3178 даны официальные разъяснения о порядке подсчета объема вещания телеканала (радиоканала).
В частности, при проведении лицензирующим органом проверки соблюдения объемов вещания телеканала (радиоканала) учитывается, что общий объем вещания СМИ включает в себя рекламу в объеме, установленном законодательством о рекламе, и передачи, распространяемые в рамках телеканала (радиоканала). В случае распространения по лицензии двух средств массовой информации объем вещания регионального СМИ подсчитывается путем сложения: времени, затраченного на вещание непосредственно телепередач (радиопередач); рекламных блоков в "окнах" регионального вещания; рекламных блоков в "окнах" для размещения в эфире сетевого партнера "региональных рекламных блоков", если они сопровождаются выходными данными регионального СМИ, его наименованием и (или) логотипом. Если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривалось, что радиоканал "Тында-Лайф" является региональным средством массовой информации (свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС77-550666 от 14.08.2013), а радиоканал "Радио Ваня" является федеральным радиоканалом (свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС77-48187 от 19.01.2012). Общество осуществляет размещение региональных программ и "региональных рекламных блоков" в эфире радиоканала "Радио Ваня" своего сетевого партнера. Следовательно, размещенная ответчиком информация (программы и реклама) должна предваряться выходными данными регионального средства массовой информации. Только в этом случае размещенная информация будет учитываться в объеме вещания регионального средства массовой информации, а не в объеме сетевого партнера - федерального средства массовой информации.
Материалами дела подтверждается допущенное обществом нарушение объемов вещания радиоканала "Тында-Лайф": за период с 16.10.2017 по 22.10.2017 фактический объем вещания составил 1 час. 10 мин. 13 сек., в то время как по лицензии объем вещания этого канала в неделю составляет 17 часов, а также нарушение программной направленности вещания радиоканала "Тында-Лайф", выразившегося в отсутствии программ культурно-просветительской направленности, о наличии которых заявлено в лицензии серии РВ N 24444 от 18.10.2013.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Отсутствуют доказательства чрезвычайных событий и обстоятельств, которые препятствовали обществу в соблюдении законодательства. Состав правонарушения общества, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управлением доказан.
Отклоняются доводы жалобы общества о нарушении проведения систематического наблюдения, нарушении при проверке Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 75 утверждено Положение об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами. Пунктами 7, 8 Положения от 03.02.2012 N 75 предусмотрено, что мероприятия осуществляются в форме систематического наблюдения за соответствием обязательным требованиям содержания средств массовой информации, а также анализа полученной информации.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 2 Положения о Федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476, управление вправе осуществлять мероприятия по систематическому наблюдению за вещателями, по результатам проведения которых может возбуждаться производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании приказа от 16.10.2017 N 149-нд управлением проведено исследование записи эфира за период с 16.10.2017 по 22.10.2017 при систематическом наблюдении радиовещания обществом. Несовпадение времени начала проверки эфира 16.10.2017 не подтверждает отсутствие у общества нарушений законодательства, выявленных в период по 22.10.2017. Поэтому отклоняется довод жалобы, что в связи с этим представленная информация не является доказательством.
Имеющиеся в деле доказательства апелляционный суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого правонарушения. Следовательно, у суда первой инстанции имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрены случаи организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К таким мероприятием отнесено наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации. С учетом требований части 4 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и статьи 56 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" порядок осуществления мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями устанавливается Правительством Российской Федерации. Предусмотренный порядок, в том числе оформления и содержания задания, утвержден Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказом от 12.01.2018 N 4, т.е. после проверки общества.
Довод жалобы общества о нарушении управлением при проведении проверки требований Закона N 294-ФЗ отклоняется. В рассматриваемом споре управлением проводилось систематическое наблюдение с целью исполнения возложенных на него функций в сфере телерадиовещания и радиовещания. Проверка в отношении деятельности общества в смысле Закона N 294-ФЗ не проводилась.
Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Несоблюдение норм Закона N 294-ФЗ не может служить доказательством нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности, поскольку порядок обнаружения и фиксации административного правонарушения, привлечения к административной ответственности регулируется нормами КоАП РФ и положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на процедуру привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что данные, полученные в ходе систематического наблюдения, являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении. Проведения какой-либо дополнительной проверки в связи с этим не требуется.
Нарушений срока давности привлечения к ответственности и процедуры привлечения к административной ответственности, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, учитывая совершение обществом правонарушения впервые, наличие у него статуса субъекта малого предпринимательства, суд первой инстанции применил наказание в виде предупреждения. Оснований для переоценки данного вывода апелляционный суд не усматривает.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.02.2018 по делу N А04-10834/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10834/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области
Ответчик: ООО "Союз плюс"