г. Самара |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А55-17366/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.03.2018 в помещении суда апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области и Дудановой Маргариты Юрьевны на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2017 по делу N А55-17366/2017 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 16, г.Новокуйбышевск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары, г.Самара, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, Царькова Алексея Евгеньевича, Самарская область, г.Новокуйбышевск, Лукьянова Максима Владимировича, Самарская область, г.Новокуйбышевск, Мазитовой Ирины Владимировны, Самарская область, г.Чапаевск, Дудановой Маргариты Юрьевны, Самарская область, г.Новокуйбышеск, об оспаривании записи,
в судебном заседании приняли участие:
представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г.Самары Баграмян Т.Б. (доверенность от 13.03.2018),
представитель государственного учреждения - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 16 Андреяшина Д.А. (доверенность от 28.12.2017),
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области Ивлева Е.А. (доверенность от 23.01.2018),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 16 (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконной записи Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары (далее - регистрирующий орган) от 04.03.2017 за государственным регистрационным номером (ГРН) 2176313318399 об исключении общества с ограниченной ответственностью "ЛИГА" (ОГРН 1066330007468, ИНН 6330029922) (далее - ООО "ЛИГА", общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как фактически прекратившего свою деятельность и об обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Фонда путем восстановления ООО "ЛИГА" в ЕГРЮЛ в статусе "в процессе ликвидации".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Царьков Алексей Евгеньевич, Лукьянов Максим Владимирович, Мазитова Ирина Владимировна, Дуданова Маргарита Юрьевна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2017 по делу N А55-17366/2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, регистрирующий орган и Дуданова Маргарита Юрьевна просили отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
Лукьянов М.В. в отзыве просил отменить указанное судебное решение и отказать Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Фонд в отзыве просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области и регистрирующего органа просили удовлетворить апелляционные жалобы и принять новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Фонда просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей Фонда, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области и регистрирующего органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, было зарегистрировано в качестве юридического лица 04.05.2006 за основным государственным регистрационным номером 1066330007468. Общество также было зарегистрировано в Фонде в качестве страхователя.
Условия, порядок и сроки проведения процедуры исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ, регламентированы статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона о регистрации при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 26-П, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимы в отношении коммерческих организаций, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений.
Регулируя упрощенный - внесудебный порядок исключения из ЕГРЮЛ, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанностей регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности организацией, исключаемой из ЕГРЮЛ.
11.11.2016 регистрирующим органом было принято решение N 8796 о предстоящем исключении ООО "ЛИГА" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ЛИГА" фактически прекратило свою деятельность (является недействующим юридическим лицом), поскольку в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом указанного решения, оно не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, все счета общества были закрыты до 06.05.2013. Каких-либо данных, свидетельствующих об осуществлении обществом финансово-хозяйственной деятельности, у регистрирующего органа не имелось.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона о регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Как видно из материалов дела, сведения о принятии регистрирующим органом решения от 11.11.2016 N 8796 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" (выпуск N 45 (608) от 16.11.2016). При этом было указано, что кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут в течении 3 месяцев со дня публикации этих сведений направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что пунктом 1.2 Соглашения по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации от 23.06.2011 определено, что стороны организовывают взаимодействие и координируют свою деятельность и деятельность подведомственных им территориальных органов, в том числе в форме взаимного обмена сведениями, представляющими интерес для обеих сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам, утвержденного Приказом Минфина России от 18.02.2015 N 25н (далее - Порядок ведения реестров) и действовавшего в рассматриваемый период, предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о конкретном юридическом лице органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, судам осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
На основании Порядка ведения реестров Федеральная налоговая служба создала в СМЭВ сервис "Предоставление кратких сведений и (или) выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по запросу органов государственной власти ( SID0003525)".
Пунктом 14 Порядка ведения реестров определено, что представление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей осуществляется в виде файлов установленного Федеральной налоговой службой формата, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа, содержащих сведения о юридических лицах, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Как видно из материалов дела, регистрирующим органом 13.11.2016 сформирован и выгружен файл RUM_63003_161113_5.xml, в котором содержатся сведения о принятии решения о предстоящем исключении ООО "ЛИГА" из ЕГРЮЛ. Данный файл получен Фондом 14.11.2016.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона о регистрации вышеуказанные заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Закона о регистрации. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Однако в установленный Законом о регистрации трехмесячный срок Фонд не представил в регистрирующий орган мотивированное заявление о наличии у него возражений относительно исключения ООО "ЛИГА" из ЕГРЮЛ и документы, подтверждающие наличие у общества какой-либо задолженности по обязательным платежам.
При рассмотрении настоящего дела Фонд не представил доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших ему направить в регистрирующий орган указанные заявление и документы в срок, установленный Законом о регистрации.
Пунктом 7 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 данного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, 04.03.2017 регистрирующий орган на законных основаниях внес в ЕГРЮЛ запись N 2176313314879 о прекращении деятельности ООО "ЛИГА" в связи с исключением его из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона о регистрации.
Решением Управления федеральной налоговой службы по Самарской области от 10.05.2017 жалоба Фонда на указанное решение регистрирующего органа была оставлена без удовлетворения.
Ссылка суда первой инстанции на то, что Фонд производит страховые выплаты двум пострадавшим в результате несчастного случая в ООО "ЛИГА" и по состоянию на дату принятия решения о предстоящем исключении данного общества из ЕГРЮЛ размер капитализируемых платежей составил 3822380 руб. 74 коп., не доказывает, что ООО "ЛИГА" является действующим юридическим лицом.
Имеющийся в материалах дела расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составлен Фондом в одностороннем порядке.
При рассмотрении настоящего дела Фонд не представил доказательств возникновения страхового случая по вине ООО "ЛИГА", а также доказательств согласования с ООО "ЛИГА" размера и сроков внесения капитализированных платежей или доказательств разрешения этого вопроса в судебном порядке.
Более того, как уже отмечено, указанные расчеты размера капитализируемых платежей Фонд в регистрирующий орган своевременно не представил.
Уведомление о наличии у ООО "ЛИГА" задолженности в размере 3822380 руб. 74 коп. по капитализированным платежам для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд представил в регистрирующий орган только 30.03.2017 (т. 1, л.д. 60, 61), то есть уже после внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности указанного общества.
Несоблюдение самим Фондом положений Закона о регистрации не может послужить основанием для признания незаконной записи регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что поскольку ООО "ЛИГА" фактически прекратило свою деятельность, восстановление в ЕГРЮЛ сведений об этом обществе не позволит Фонду получить с него капитализированные платежи, подлежавшие аккумулированию в случае ликвидации страхователя. Кроме того, исключение ООО "ЛИГА" из ЕГРЮЛ не повлияет на получение физическими лицами, повредившими во время работы в обществе здоровье вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, страхового возмещения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В части 3 статьи 201 АПК РФ указано, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3 и 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2017 года по делу N А55-17366/2017 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.