Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 июля 2018 г. N Ф05-8888/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А40-170962/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2017 г. по делу N А40-170962/17, принятое судьей Поляковой Л.А.
по заявлению ГКУ "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании недействительным Предписания от 23.08.2016 г. N 688
при участии:
от заявителя: |
Жигулин О.Д. по дов. от 11.01.2018, Шесточенко М.А. по дов. от 11.01.2018; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 21.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" (далее - ГКУ "МГПСС", Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании недействительным Предписания от 23.08.2016 г. N 688.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2017 г. заявление ГКУ "МГПСС" удовлетворено.
Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ГКУ "МГПСС" с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21.06.2016 г. N 353/ГЗН проведена проверка в отношении ГКУ "МГПСС" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, вл. 49.
В ходе проведения проверки государственным инспектором города Москвы по пользованию и охране земель Рощиной К.А. установлено, что территория, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4, имеет общую площадь 1596 кв.м. На данной территории расположено нежилое здание, принадлежащее ГКУ "МГПСС" на праве оперативного управления, общей площадью 52,3 кв.м., имеющее адресный ориентир: г. Москва, ул. Б. Академическая, д. 32А, стр. 1. Запись о государственной регистрации права от 05.05.2006 N 77-77-09/020/2006-792.
На момент проведения проверки, права на территорию общей площадью 1596 кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 9:0003009:4 и используемую для размещения зданий и сооружений учреждения не оформлены.
Сведения, подтверждающие земельно-правовые отношения ГКУ "МГПСС" на вышеуказанную территорию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 23.08.2016 г.
Таким образом, Управлением в действиях ГКУ "МГПСС" выявлено нарушение статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании территории общей площадью 1596 кв.м., расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Для устранения допущенного нарушения земельного законодательства, Учреждению выдано Предписание от 23.08.2016 г. N 688 об оформлении земельно-правовых отношений на территорию общей площадью 1596 кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4 в срок до 24 февраля 2017 года.
Удовлетворяя заявление ГКУ "МГПСС", суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
На основании частей 1, 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно части 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, подтверждаются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
При этом согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 3 вышеуказанной статьи виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 1300 от 03.12.2014 г. утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 21 указанного Постановления, в данный перечень включены объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Между тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ГКУ "МГПСС", согласно Уставу, является профессиональной аварийно-спасательной службой, создано распоряжением Мэра Москвы от 26.04.1996 г. N 251-РМ "О создании Московской городской поисково-спасательной службы" в целях обеспечения защиты населения города при возникновении чрезвычайных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и оперативного оказания помощи людям, терпящим бедствие на водоемах города. На весь личный состав Службы распространяются положения Федерального закона от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 01.12.2008 г. N 2823- РП "О реорганизации Московской городской поисково-спасательной службы и Государственной инспекции по маломерным судам г. Москвы" основными задачами ГКУ "МГПСС" являются:
1. Осуществление поиска и спасения людей на водных объектах.
2. Организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению случаев гибели и травматизма людей на водных объектах.
3. Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории и водных объектах города Москвы. По адресу: г. Москва, ул. Большая Академическая, д. 32А, стр. 1, в деревянном, одноэтажном нежилом здании 1965 года постройки, общей площадью 52,3 кв.м., находится структурное подразделение учреждения - поисково-спасательная станция Академическая" (далее - ПСС "Академическая").
Территориальное размещение станции определено распоряжением Мэра Москвы от 30.01.1998 г. N 69-РМ "О совершенствовании деятельности Московской городской поисково-спасательной службы и государственной инспекции по маломерным судам г. Москвы" и распоряжением Правительства Москвы от 14.04.2004 г. N 695-РП "О передаче в оперативное управление Московской городской поисково-спасательной службе нежилых помещений, занимаемых ее структурными подразделениями".
В своей зоне ответственности (Большой Садовый пруд), утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 17.01.2012 г. N 2-РП "О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха в де Москве" ПСС "Академическая" осуществляет в рамках Правил охраны жизни людей на водных объектах города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 702-ПП следующие мероприятия (п.п. 2.7.1- 2.7.4):
1. Выполнение поисково-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий гибели людей на воде.
2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению случаев гибели и травматизма людей на воде.
3. Контроль состояния дна участка акватории водного объекта, отведенного для купания.
4. Проведение профилактической, информационно-аналитической, учебно-методической, разъяснительной, инспекторской и других видов работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охране жизни людей на воде.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством на право ведения ПСС "Академическая" аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях от 20.02.2014 г. N 0-210-291 и паспортом аварийно-спасательного формирования.
При этом судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:03009:004, имеет общую площадь 3639000 кв.м., находится на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.2007 г. N 77-14/008/2007-769, и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВО АУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2003 N 77-01/05-49/2003-177.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Предписание Управления Ростреестра по Москве от 23.08.2016 г. N 688, которым на Заявителя возложена обязанность оформить земельно-правовые отношения на территорию общей площадью 1596 кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4, является незаконным, поскольку расположенные на данном участке объекты предназначены для обеспечения безопасности людей на водных объектах, в то время как в соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ N 1300 от 03.12.2014 г. данные объекты относятся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Таким образом, оспариваемое Заявителем Предписание от 23.08.2016 не соответствует требованиям законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, налагая на него дополнительные обязательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем Предписание от 23.08.2016 г. N 688 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2017 по делу N А40-170962/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.