Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2018 г. N Ф05-10051/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 марта 2018 г. |
Дело N А40-222745/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Метелица-Клуб"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2017 г. по делу N А40-222745/16, принятое судей А.Н. Нагорной
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (зарегистрированного по адресу: 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21/1; ОГРН: 1027742000439, ИНН: 7704031449, дата регистрации: 17.10.2002 г.)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 129110, г. Москва, ул. Большая Переяславская, д. 16; ОГРН: 1047708061752; ИНН: 7708034472, дата регистрации: 22.03.1995 г.)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Трапчевская Ф.Г. по доверенности от 20.11.2017, Тимофеев А.В. по доверенности от 20.11.2017; |
от заинтересованного лица: |
Зверев Е.А. по доверенности от 07.11.2017, Сыркин Д.А. по доверенности от 24.05.2017; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 25.08.2016 г. N 28055 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 12.10.2016 г. N 21-19/117993 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.08.2017 года решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2017 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен в порядке ст.262 АПК РФ, в котором заявитель просит оставить решение суда без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Так, из материалов дела следует, Инспекция по результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по налогу на имущество организаций за 2015 г. посчитав, что налогоплательщик неправомерно применил понижающий коэффициент 0,1 к налоговой ставке по налогу в отношении помещения с кадастровым номером 77:01:0001059:2680, приняла оспариваемое решение от 25.08.2016 г. N 28055 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением Обществу был доначислен налог на имущество организаций на сумму 21 469 298 руб., оно привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 4 293 860 руб.
Общество, полагая, что данное решение принято с нарушением норм НК РФ и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, решением которого от 12.10.2016 г. N 21-19/117993 жалоба Общества была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378,2 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" установлены не только ставки налога на имущество организаций в г. Москве, но также возможность применения к ним понижающего коэффициента.
Частью 3 статьи 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64 (в редакции, действовавшей в 2015 г. - Закона г. Москвы от 26.11.2014 N 56), было предусмотрено, что налоговая ставка, установленная частью 2 настоящей статьи (т.е. в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость) применяется с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:
1) расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
2) используются для размещения объектов общественного питания;
3) расположены на первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Для целей настоящей статьи перечень пешеходных зон общегородского значения и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.
Из материалов следует, что Обществу принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, которое используется им для размещения объекта общественного питания.
Кадастровая стоимость данного помещения на 01.01.2015 г. составляла 1 987 898 008 руб. (спора в отношении ее размера не имеется), в налоговой декларации по налогу на имущество за 2015 г. Общество при исчислении налога на имущество в отношении данного помещения, руководствуясь частью 3 статьи 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64, применило коэффициент 0,1 к налоговой ставке 1,2%, с учетом которого ставка налога составила 0,12%, а исчисленная сумма налога - 2 385 478 руб.
Налоговый орган с применением понижающего коэффициента не согласился, исчислил налог с учетом ставки 1,2%, чем и обусловлено доначисление Обществу налога на имущество организаций на сумму 21 469 298 руб. и привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 4 293 860 руб.
Между сторонами по делу имеется спор по вопросу соответствия принадлежащего Обществу помещения с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 условию, предусмотренному пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64, с учетом изложенного в нем положения о том, что перечень пешеходных зон общегородского значения и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.
Согласно позиции заявителя, в проверяемом периоде подлежало применению Постановление Правительства Москвы от 13.09.2013 г. N 606-ПП "О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы", которым был утвержден Перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы, в который входят, в том числе и объекты, принадлежащие Обществу на праве собственности. Налоговый орган ссылается на отсутствие в проверяемом налоговом периоде нормативного правового акта Правительства города Москвы, устанавливающего перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы, что, по его мнению, свидетельствуют о неправомерном применении Обществом понижающего коэффициента при расчете налога на имущество организаций.
В обоснование своей позиции налоговый орган приводит ответ Департамента финансов города Москвы от 12.03.2015 г. N 90-01-08-33/15 на обращение Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 02.02.2015 г., в котором изложено мнение о том, что Перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 13.09.2013 г. N 606-ПП "О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы" определен в целях развития рекреационно-досугового потенциала территорий общего пользования города Москвы и не может использоваться для целей применения Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. N 64.
Также, Постановлением Правительства Москвы от 03.11.2015 N 725-ПП (ред. от 01.03.2016) "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов города Москвы" признано утратившим силу, в том числе Приложение N 1 "Перечень пешеходных зон общегородского значения г.Москвы" к Постановлению Правительства Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП.
Более того, из текста Постановления Правительства г.Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП прямо следует, что данное постановление принято "В целях развития рекреационно-досугового потенциала территорий общего пользования города Москвы Правительство Москвы постановляет" и отсутствуют какие-либо указания на возможность применения указанного постановления в целях налогообложения, в том числе, при исчислении налога на имущество организаций.
Ссылки Заявителя в апелляционной жалобе на Постановление Правительства г.Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП "О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы" являются неправомерными на основании следующего.
Изменения, касающиеся применения коэффициента 0.1 при расчете налога на имущество организаций, в том числе, условий для применения указанного коэффициента, внесены в Закон г.Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество" 26.11.2014, то есть позднее утверждения Постановления Правительства Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП, на которое ссылается налогоплательщик.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 2 Закона г.Москвы N 64 Правительством г.Москвы принято Постановление от 16.03.2016 N 78-ПП "Об утверждении Перечня пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимого в целях исчисления налога на имущество организаций".
Согласно указанному Постановлению с 01.01.2016 утвержден Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций.
Адрес г.Москва, ул. Новый Арбат, д.21, в данном Перечне отсутствует.
Перечень пешеходных зон общегородского значения улиц с интенсивным пешеходным движением, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций, по состоянию на 01.01.2015 утвержден не был.
Следовательно, понижающий коэффициент 0.1 к налоговой ставке, установленной ч.2 ст.2 Закона г.Москвы N 64 при расчете налога на имущество организаций за 2015 год, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 применен Заявителем неправомерно.
Обращаясь к ч.З ст.2 Закона г.Москвы от 05.11.2003 г. N 64 (в редакции N 18 от 26.11.2014 действовавшей в период спорных правоотношений), следует, что перечень пешеходных зон общегородского значения улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы, для целей названной статьи.
Таким образом, исходя из ч.З ст.2 Закона г.Москвы N 64, следует, что принятие Правительством г.Москвы соответствующих постановлений и утверждение перечней, должно быть направлено исключительно для целей налогообложения., что прямо следует из названного закона. На 2015 год подобных постановлений Правительством г.Москвы не принималось.
Обращаясь к Постановлению Правительства г.Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП, следует, что указанное постановление принято "в целях развития рекреационно-досугового потенциала территорий общего пользования города Москвы", с дальнейшим указанием внесенных изменений в иные законодательные акты, касающихся развития территорий общего пользования, порядка оформления указанных исторически значимых мест, порядка размещения летних кафе и их работы, нестационарных торговых объектов на территориях пешеходных зон, порядка оформления парков культуры и отдыха, музеев, порядка проведения торжественных и иных мероприятий, а именно в:
* постановление Правительства Москвы от 03.11.2009 г. N 1193-ПП "О Концепции праздничного оформления города Москвы";
* постановление Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности";
* постановление Правительства Москвы от 12.12.2012 г. N 713-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы";
* постановление Правительства Москвы от 28.03.2012 г. N 114-ПП "О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве", а также другие законодательные акты.
Указанным Постановлением N 606-ПП установлены особенности осуществления органами исполнительной власти города Москвы своих полномочий в отношении территорий пешеходных зон общегородского значения города Москвы, а также взаимодействие органов исполнительной власти.
В соответствии с данным Постановлением N 606-ПП, Правительство г.Москвы не предоставило налоговые льготы налогоплательщикам, а установило требования и план развития инфраструктуры общественно, и исторически значимых мест города Москвы, в целях систематизации и улучшения общего облика.
Принятие Правительством Москвы Постановлением от 13.09.2013 N 606-ПП ряда мер, направлено исключительно на изменение и улучшение зон включенных в Перечень, что прямо следует из указанного Постановления.
Принимая соответствующие постановления, Законодатель изъявил свою волю, разграничив применение указанных постановлений для разных правоотношений, точно указав для каких именно целей принят тот, либо иной законодательный акт. Именно поэтому, как в Законе города Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций" (ч.З ст.2 Закона), так и в Постановлении N 606-ПП от 13.09.2013 и Постановлении N 78-ППот 16.03.2016, присутствует конкретное указание на сферу (цель) распространения указанных законодательных актов. Принятие любого законодательного акта, направлено на регулирование исключительно конкретной отрасли правоотношений.
С учетом вышеизложенного, необходимо выделить три особо важных и ключевых фактических обстоятельства:
1. Перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП "О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы" определен не для целей налогообложения, что прямо следует из текста данного постановления и из разъяснений компетентного органа;
2. Перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП "О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы", разработан и утвержден еще до внесения изменений в Закон г.Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций".
Перечень утвержден Постановлением N 606-ПП 13.09.2013, тогда как изменения в Закон г.Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций" внесены 26.11.2014 Законом г.Москвы N 56 (редакция закона N 18).
Следовательно, Правительство г. Москвы не могло определить и сформировать соответствующий Перечень пешеходных зон, еще до принятия изменений в указанный закон. Именно изменениями Закона г.Москвы N 64 от 26.11.2014, Законодатель сообщил, что с данного момента разрабатывается соответствующий Перечень;
3. На момент принятия Постановления Правительства Москвы от 13.09.2013 N 606- ПП, в Законе г.Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций", отсутствовала норма позволяющая применять понижающий коэффициент, поскольку не был разработан и утвержден соответствующий Перечень объектов необходимый для его применения. Соответствующие дополнения (ч. 3 ст. 2) в Закон г.Москвы N 64 внесены 26.11.2014.
Также, на момент принятия Постановления N 606-ПП от 13.09.2013, в статье 2 Закона г.Москвы N 64 (в редакции N 15 от 26.06.2013), отсутствовало разграничение ставки налога по годам - ст.2 Закона г.Москвы N 64, установлена единая налоговая ставка в размере 2,2 процента.
Кроме того, отсутствуют и указания на определение каких-либо Перечней.
Только в редакциях Закона г.Москвы N 64 от 20.11.2013 N 16 и от 25.06.2014 N 17, добавлены ставки налога в соответствии к каждому году, но также отсутствует норма, предоставляющая право налогоплательщикам применять понижающий коэффициент.
Аналогичная правовая позиция полностью соответствует выводам отраженным во вступившем в законную силу Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2017 по делу N А40-39476/17. Суд указывает на возможность предоставления налоговых преференций той категории налогоплательщиков, которые одновременно удовлетворяют следующим условиям:
* во-первых, недвижимое имущество которых поименовано в приведенном выше Перечне (утвержденном Постановлением Правительства г.Москвы N 78-ПП);
* во-вторых, применение подобных налоговых льгот возможно только после определенных временных рамок, а именно изменений, внесенных в Закон г.Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций" 26.11.2014 Законом г.Москвы N 56 (редакция закона N 18).
С учетом вышеизложенного, данные обстоятельства, подтверждают невозможность и незаконность применения налогоплательщиком в 2015 году, понижающего коэффициента к налоговым ставкам, установленным ч.2 ст.2 Закона г.Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций".
Кроме того на 2015 год, Правительством города Москвы не разработан и не утвержден соответствующий перечень пешеходных зон общегородского значения и улиц с интенсивным пешеходным движением, для целей применения статьи 2 Закона г.Москвы N 64, данный Перечень утвержден только на 2016 год.
Предлагаемый Заявителем метод расчета налога на имущество организаций, характеризует не волю Законодателя, а описывает понимание конкретного налогоплательщика норм главы 30 НК РФ и Закона г.Москвы N 64 от 05.11.2003 "О налоге на имущество организаций", предоставляя ему возможность вести предпринимательскую деятельность в более выгодном экономическом пространстве, получая налоговую экономию, что противоречит положениям статьи 3 НК РФ и статье 57 Конституции РФ, выделяя одного отдельного налогоплательщика более привилегированным положением по отношению к остальным, нарушая тем самым общие принципы законодательства о налогах и сборах, и принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявитель в 2015 г. без предусмотренных законных оснований уменьшил свои налоговые обязанности по уплате налога на имущество организаций за счет необоснованно применения понижающего коэффициента к налоговым ставкам, установленным ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций". Оспариваемое решение Инспекции от 25.08.2016 г. N 28055 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствует законодательству о налогах и сборах, оснований для признания его недействительным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2017 г. по делу N А40-222745/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.