26 марта 2018 г. |
Дело N А79-5195/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Айрапетяна Вагинака Оганесовича (г. Чебоксары; ОГРНИП 304212907800241, ИНН 212901467974)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2018
по делу N А79-5195/2017,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Айрапетяна Вагинака Оганесовича о признании незаконным решения администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 26.04.2017,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Айрапетян Вагинака Оганесовича - лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации и свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе; Беляева С.В. по доверенности от 22.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
администрации г. Чебоксары Чувашской Республики - Николаева Д.О. по доверенности от 25.12.2017 N 29/01-6574 сроком действия до 31.12.2018;
и установил:
индивидуальный предприниматель Айрапетян Вагинак Оганесович (далее - ИП Айрапетян В.О., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными:
включения администрацией города Чебоксары Чувашской Республики в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары сведений о том, что перевозки по маршруту N 48 осуществляются индивидуальным предпринимателем Айрапетян Вагинаком Оганесовичем по регулируемым тарифам;
решения администрации города Чебоксары от 26.04.2017 N 5038 об отказе в выдаче индивидуальному предпринимателю Айрапетяну Вагинаку Оганесовичу свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 и карты муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрута N 48;
бездействия администрации города Чебоксары Чувашской Республики, выразившегося в невыдаче индивидуальному предпринимателю Айрапетяну Вагинаку Оганесовичу свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 и карты муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрута N 48.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - надзорный орган в сфере транспорта).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2018 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Айрапетян В.О. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Предприниматель настаивает на том, что ненадлежащая оценка судом первой инстанции его доводов и представленных доказательств, послужили основанием для принятия незаконного судебного акта, который подлежит отмене.
Администрация г. Чебоксары в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании ИП Айрапетян В.О., его представитель и представитель органа местного самоуправления в полном объеме поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что по результатам открытого конкурса администрация г. Чебоксары (Заказчик) и ИП Айрапетян В.О. (Исполнитель) заключили договор от 28.05.2012 N 43 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары, по маршруту N 48.
В целях удовлетворения потребностей населения г. Чебоксары в пассажирских перевозках условиями договора от 28.05.2012 N 43 предусмотрено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, утвержденному администрацией г. Чебоксары.
Пунктом 4.1 установлен срок действия договора от 28.05.2012 N 43 - до 29.05.2017.
Пунктом 2.3.4 договора от 28.05.2012 N 43 установлено, что Исполнитель (Предприниматель) обязуется осуществлять перевозки пассажиров в строгом соответствии со схемой движения, расписанием и соблюдением количества транспортных средств, установленных в нем, по тарифам, указанным в приложении к настоящему договору.
Участниками данного единого конкурса по другим лотам являлись индивидуальные предприниматели Архипов С.П., Орлов В.П., Соловьев С.Б., Сорокина Л.Н., ООО "Союз-4", ООО "Первая Транспортная Медиакомпания", с которыми были также заключены договоры.
05.08.2015 ИП Айрапетян В.О. направил в администрацию г. Чебоксары сведения о маршруте N 48, в которых отразил, в том числе вид осуществляемых регулярных перевозок "по нерегулируемым тарифам".
По окончании проверки представленных Предпринимателем сведений орган местного самоуправления разместил в сети "Интернет" сведения о существующих в городе Чебоксары регулярных маршрутах, в том числе о маршруте N 48.
Заявлением от 30.03.2017 N 17 ИП Айрапетян В.О. обратился в администрацию г. Чебоксары о выдаче свидетельства и карты маршрута регулярных перевозок по маршруту N 48.
Письмом от 26.04.2017 N 5038 орган местного самоуправления уведомил Предпринимателя об отказе в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 и новой карты муниципального маршрута регулярных перевозок N 48, указав, что организация транспортного обслуживания населения общественным транспортом по муниципальному маршруту N 48 после истечения срока действия карт маршрутов будет предусмотрена Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары на период 2017-2021 годы. Документ формируется на основании научно-исследовательской работы по изучению и оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта города Чебоксары на период 2017-2021 годы, разработанной ООО "НИПИ ТРТИ", г. Санкт-Петербург, будет утвержден в мае текущего года. До утверждения Документа выдача свидетельств не представляется возможной.
При этом в отношении муниципального маршрута N 48 администрация г.Чебоксары включила в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок") сведения "по регулируемым тарифам".
Считая, что орган местного самоуправления допустил незаконные действия (бездействие) и принял незаконное решение, которые нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность своего решения и отсутствие с его стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
14.07.2015 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), который регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (пункт 1).
В соответствии с пунктами 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В части 2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Как установлено в части 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Частью 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Согласно пункту 13.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 N 1644, признанным утратившим силу решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22.09.2016 N 446, возмещение перевозчику выпадающих доходов, возникших в связи с осуществлением перевозок пассажиров, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда, установленного федеральным и республиканским законодательством, производится в соответствии с заключенным договором на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством в пределах фактически поступивших средств, предоставленных целевых субвенций, из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет города Чебоксары на указанные цели.
Установлено по делу, что сведения о маршруте N 48 Предприниматель направил в администрацию г. Чебоксары 05.08.2015, то есть в срок, установленный законом.
Указанные сведения содержали информацию, предусмотренную частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ, в том числе и о виде осуществляемых регулярных перевозок "по нерегулируемым тарифам".
После проверки сведений, представленных ИП Айрапетяном В.О., орган местного самоуправления во исполнение данной нормы разместил в сети "Интернет" сведения о существующих в городе Чебоксары регулярных маршрутах, в том числе о маршруте N 48.
Выдав Предпринимателю карту маршрута N 48 с указанием в ней срока действия (с 28.06.2012 по 27.05.2017), администрация г.Чебоксары совершила действия, свидетельствующие о согласии со сведениями Предпринимателя о том, что он осуществляет регулярные перевозки "по нерегулируемым тарифам", поскольку только в этом случае уполномоченный орган власти в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ выдает перевозчику карты маршрутов на срок действия ранее заключенного договора.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что орган местного самоуправления не доказал, что ИП Айрапетян В.О. осуществляет перевозки, оплачиваемые за счет средств республиканского или муниципального бюджетов, в связи с чем к его деятельности не применяются положения частей 3-5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Ссылка на пункт 2.3.4 договора от 28.05.2012 и выписки из сводной бюджетной росписи бюджетов города Чебоксары, утвержденных решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов за период 2011-2016 г.г. сами по себе не подтверждают факт осуществления Предпринимателем регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Отсутствие же со стороны органа местного самоуправления возражений относительно сведений, поданных ИП Айрапетян В.О. в августе 2015 года, в том числе в части указания вида регулярных перевозок по маршруту N 48 "по нерегулируемым тарифам", а также размещение администрацией г.Чебоксары в сети Интернет о том, что регулярные перевозки по маршруту N 48 осуществляются "по регулируемым тарифам", размещены администрацией г.Чебоксары в сети Интернет только в конце апреля 2017 года, свидетельствуют об обратном.
То обстоятельство, что установленные Предпринимателем тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 совпадают с тарифами, утвержденными администрацией г.Чебоксары, не свидетельствует об их установлении органом местного самоуправления.
При этом установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается органом местного самоуправления, что за все время осуществления перевозочной деятельности по маршруту N 48 Предпринимателю не производились какие-либо компенсации за провоз пассажиров, имеющих право на льготы.
Таким образом, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не представил в материалы дела доказательств того, что Предприниматель осуществляет перевозки по тарифам, установленным администрацией г.Чебоксары, и с предоставлением всех льгот на проезд.
При этих обстоятельствах в их совокупности действия администрации г. Чебоксары по включению в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары (графа 8 "Вид регулярных перевозок") сведений "по регулируемым тарифам" в отношении указанного маршрута не основаны на нормах Федерального закона N 220-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, бездействие администрации г.Чебоксары, выразившееся в невыдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 48 и новой карты маршрута регулярных перевозок N 48, а также решение администрации г.Чебоксары от 26.04.2017 об отказе выдать Предпринимателю свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 и карты муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрута N 48 противоречат положениям статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Нарушение органом местного самоуправления положений Федерального закона N 220-ФЗ также подтверждается приведенной в ходе рассмотрения настоящего спора правовой позицией Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и приобщенными к материалам дела материалами проведенной в отношении администрации г.Чебоксары выездной плановой проверки, по результатам которой выдано предписание от 01.03.2018 N 21 180197.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" разъяснило в пункте 2, что независимо от состава лиц, участвующих в деле о взыскании по договору и в деле по иску об оспаривании договора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, учитывается судом, рассматривающим второе дело. В том случае, если суд, рассматривающий второе дело, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы.
Установлено, что в данном случае параллельно с настоящим делом в Арбитражном суде Чувашской Республики-Чувашии рассматривался аналогичный по предмету спор по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьева С.Б., являвшегося участником того же конкурса, что и ИП Айрапетян В.О. (дело N А79-5896/2017).
Администрация г.Чебоксары заявляла ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А79-5896/2017), однако суд отказал в удовлетворении ходатайства.
Требования ИП Соловьева С.Б. Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил, и законность судебного акта подтверждена постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.02.2018.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора необходимо учитывать правовую оценку, данную судом обстоятельствам, которые установлены в деле N А79-5896/2017, и применять единый подход к рассмотрению споров, поскольку и договор с Соловьевым С.Б., и договор с Айрапетян В.О. заключен по итогам одного конкурса, основанного на одной конкурсной документации, то есть одних и тех же условиях.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае оспариваемое решение администрации г. Чебоксары не соответствует положениям Федерального закона N 220-ФЗ и нарушает права и законные интересы Предпринимателя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность своего решения и действий.
Недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2018 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований ИП Айрапетяна В.О.
Руководствуясь частями 4 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание предмет спора и установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать администрацию г.Чебоксары Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики в течение десяти календарных дней со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу выдать индивидуальному предпринимателю Айрапетяну Вагинаку Оганесовичу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новую карту маршрута регулярных перевозок в отношении муниципального маршрута N 48.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с органа местного самоуправления в пользу заявителя подлежат взысканию понесенные им судебные расходы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2018 по делу N А79-5195/2017 отменить.
Признать незаконным включение администрацией города Чебоксары Чувашской Республики в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары сведений о том, что перевозки по маршруту N 48 осуществляются индивидуальным предпринимателем Айрапетян Вагинаком Оганесовичем по регулируемым тарифам.
Признать незаконным решение администрации города Чебоксары от 26.04.2017 N 5038 об отказе в выдаче индивидуальному предпринимателю Айрапетяну Вагинаку Оганесовичу свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 и карты муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрута N 48.
Признать незаконным бездействие администрации города Чебоксары Чувашской Республики, выразившееся в невыдаче индивидуальному предпринимателю Айрапетяну Вагинаку Оганесовичу свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 48 и карты муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении маршрута N 48.
Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики в течение десяти календарных дней со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу выдать индивидуальному предпринимателю Айрапетяну Вагинаку Оганесовичу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новую карту маршрута регулярных перевозок в отношении муниципального маршрута N 48.
Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Айрапетяна Вагинака Оганесовича судебные расходы в размере 450 (четыреста пятьдесят руб. 00 коп.) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.