г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А56-74835/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Жиляевой Е.В., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Липняговой Е.С.
при участии:
от истца: Кузьмина М.А. (доверенность от 04.04.2017)
от ответчика: Шестаков А.А. (доверенность от 19.12.2017)
от 3-их лиц: 1.Кабикова В.Ю. (доверенность от 28.12.2017), 2. Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1988/2018) ООО "Фэлкон" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2017 по делу N А56-74835/2017(судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
к ООО "Фэлкон"
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, 2) Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
о приведении планировки в первоначальное состояние,
установил:
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фэлкон" (далее - ответчик, Общество) об обязании восстановить первоначальную планировку нежилого помещения 27-Н в доме 13 лит. А по Сенной пл. в Санкт-Петербурге в соответствии с планом вторичного объекта недвижимости, выполненным по состоянию на 2000 год, а также с соблюдением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, и требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" путем демонтажа оборудованного на площади ч.п. 3 санузла, а именно демонтажа установленных перегородок, санитарно-технического оборудования и подведенных к нему инженерных коммуникаций и закладки дверного проема в стене смежной с ч.п. 2;
- установки перегородок между ч.п. 1, 2, 3;
- установки в ч.п. 5 санитарно-технического оборудования и подведения к нему инженерных коммуникаций,
и сдать работы в Межведомственную комиссию Адмиралтейского района по акту приемочной комиссии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Решением от 10.12.2017 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что ответчиком осуществлялись необходимые действия по согласованию перепланировки спорного нежилого помещения, работы в помещении выполнены в соответствии с проектом перепланировки, подготовленным ООО "ПроектСтройГрупп", согласование проекта затянулось в связи с передачей полномочий по сопровождению сделок в отношении сделок нежилого фонда СГКУ "Имущество Санкт-Петербурга".
Администрация и КИО возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, помещение 27-Н площадью 42,9 кв.м, с кадастровым номером 78:32:0001147:1174, расположенное по адресу: 190031, Санкт-Петербург, Сенная площадь, д. 13, лит. А, принадлежит на праве собственности Санкт-Петербургу.
Между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 07.05.2001 N 11-А267194 аренды указанного помещения.
Согласно п.2.2.6 договора арендатор обязуется не производить на объекте без письменного разрешения арендодателя прокладок, скрытых и открытых проводок и коммуникаций, перепланировок и переоборудования капитального характера.
Ссылаясь на проведенную Межведомственной комиссией Адмиралтейского района проверку 21.06.2017, в рамках которой выявлен факт несанкционированной перепланировки спорного помещения (демонтированы перегородки между ч.п. 1,2,3; в ч.п. 3, оборудован санузел, в ч.п.5 санузел демонтирован), Администрация направила ответчику предписание от 03.07.2017 с требованием в срок до 03.08.2017 арендатору помещения предъявить в МВК Адмиралтейского района согласованную проектную документацию по перепланировке и (или) переустройству помещения, в случае отсутствия согласованной проектной документации привести планировку помещения в первоначальное состояние и предъявить выполненные работы в МВК Адмиралтейского района по акту приемочной комиссии.
Актом МВК Адмиралтейского района от 04.08.2017 установлено, что требования предписания Обществом не исполнены, планировка помещения не приведена в первоначальное состояние, разрешительная документация, в том числе от арендодателя - Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не представлена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Учитывая, что законом для нежилого помещения особый порядок переустройства, перепланировки и сохранения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии в случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки не предусмотрен, в силу статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются из общих начал и смысла законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно подпункту 2.1.6.6 Положения о районной межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 N 112 (далее - Положение), согласованию с межведомственной комиссией подлежат проекты на перепланировку нежилых помещений без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания.
Согласно п. 2 ст. 35, ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) на объекте культурного наследия не допускается проведение каких-либо работ, за исключением работ по его сохранению; работы по сохранению объекта культурного наследия подлежат проведению на основании проектной документации, согласованной с КГИОП, а также письменного разрешения и задания КГИОП на производство работ.
Согласно п.п. 3.20, 3.21, 3.22 Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, КГИОП уполномочен выдавать письменные задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, согласовывает проектную документацию на проведение работ.
Как установлено судом первой инстанции, разрешительная проектная документация на перепланировку спорного помещения отсутствует.
В соответствии с частью часть 3 статьи 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Администрации.
Ссылка подателя жалобы на норму части 4 ст. 29 ЖК РФ, предусматривающую, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку в настоящем деле такой встречный иск Общества не рассматривался, и Общество не доказало наличие оснований для сохранения помещения в перепланированном состоянии.
В судебном заседании апелляционного суда представителем ответчика заявлено ходатайство о назначении экспертизы на предмет соответствия произведенной перепланировки действующим нормам и правилам, отсутствия нарушения прав и законных интересов граждан, риска их жизни или здоровью.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства, в том числе, о проведении экспертизы, в удовлетворении которых им было отказано судом первой инстанции.
Поскольку ответчик в суде первой инстанции такого ходатайства не заявлял, протокольным определением апелляционного суда отклонено ходатайство ответчика о проведении экспертизы в связи отсутствием доказательств невозможности по уважительным причинам заявить соответствующее ходатайство в суде первой инстанции, учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения ответчика о принятии к производству иска Администрации.
Кроме того, как указано выше, работы на объекте культурного наследия могут быть проведены только в соответствии с проектной документацией, согласованной КГИОП, которая у ответчика отсутствует.
Приложенные к апелляционной жалобе документы подлежат возврату ответчику, поскольку в суд первой инстанции данные документы представлены не были, а невозможность их представления в суд по независящим от подателя жалобы уважительным причинам не доказана.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2017 по делу N А56-74835/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.