Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2018 г. N Ф04-2877/18 настоящее постановление изменено
г. Томск |
|
2 апреля 2018 г. |
Дело N А27-21672/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей: Бородулиной И. И., Колупаевой Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А. С. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: Ивановской Н. В., доверенность от 06.06.2017,
от заинтересованного лица: Ревинской Л. А., доверенность от 05.04.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление - 9"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 января 2018 года по делу N А27-21672/2017 (судья Гатауллина Н. Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление - 9" (650000, г. Кемерово, ул. Орджоникидзе, 4, ОГРН 1104205014572, ИНН 4205206137)
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (650099, г. Кемерово, пр. Советский, 60, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789)
о признании недействительным предписания от 24.07.2017 N 62-237,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление - 9" (далее - заявитель, ООО "РЭУ-9", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Кемеровской области) от 24.07.2017 N 62-237.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "РЭУ-9" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что ежемесячное начисление за содержание общего имущества и коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества МКД не превышает установленных нормативов, тарифов, а также перечень работ по содержанию общего имущества, не превышает минимальный перечень работ, в связи с чем, решение общего собрания собственников о начислении коммунальных ресурсов на содержание общего имущества не требуется.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 24.07.2017 по результатам проверки, проведенной ГЖИ по Кемеровской области в отношении заявителя, вынесено предписание N 62-237 об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с указанным предписание обществом нарушены нормы части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
ООО "РЭУ-9" неправомерно с 01.06.2017 по ул. Весенняя, д. 2 изменен размер платы за коммунальные ресурсы используемых в целях содержания общего имущества без решения общего собрания собственников. Кроме того, управляющей компанией при проверке не были подтверждены площади общего имущества, а именно чердаков.
Таким образом, расчет платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания с 01.06.2017 осуществлен с нарушением действующего законодательства, в связи с чем инспекцией вынесено предписание. Срок исполнения предписания установлен до 01.10.2017.
Не согласившись с предписанием ГЖИ КО, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входит проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями или бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги; взнос на капитальный ремонт; плату за содержание жилого помещения.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
Состав расходов, входящих в расчет платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения, был изменен Федеральным законом N 176-ФЗ, которым расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, были исключены из состава платы за коммунальные услуги и отнесены к плате за содержание жилого помещения (часть 2 статьи 154, части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона N 176-ФЗ).
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ измененные положения Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01.01.2017.
В силу части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения перечисленных расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 306 (далее - Правила N 306), в редакции, действовавшей до 01.01.2017, под нормативом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды понимали норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) с 01.01.2017 в Правила N 306 внесены изменения, которые разграничивают понятия "норматива потребления коммунальной услуги", как показателя объема потребления коммунального ресурса потребителем только в конкретном помещении, и "норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", определяемого как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 с учетом положений настоящего постановления.
Пунктом 3 Постановления N 1498 в соответствии с пунктом 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ также предусмотрено, что до утверждения указанных нормативов, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Также Постановлением N 1498 пункт 29 Правила N 491 дополнен абзацами следующего содержания.
При первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании приведенного правового регулирования суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что до утверждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов коммунальных ресурсов установлен переходной период, в соответствии с которым плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в МКД, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Из буквального содержания части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, пункта 29 Правил N 491 следует, что размер платы за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, может быть менее норматива потребления коммунальной услуги, поэтому при определении размера такой платы следует руководствоваться порядком ее исчисления при применении норматива потребления коммунальной услуги.
Порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных до 01.01.2017, регламентировался пунктами 40, 44 - 46 Правил N 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
После внесения действующих с 01.01.2017 изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановлением N 1498 также были внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 491, приводящие ранее действующую редакцию в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В соответствии с этими изменениями, внесенными в пункт 40 Правил N 354, порядок расчета подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме платы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, но с учетом корректировки исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, подлежит применению только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.
В случае управления многоквартирным домом управляющей компанией с 01.01.2017 подлежит применению порядок расчета платы за содержание, установленный с учетом положений части 2 статьи 154, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491 - в размере нормативов потребления коммунальных ресурсов без учета показаний общедомового прибора учета.
В переходный период, до установления субъектами Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов, применение норматива коммунальных услуг должно осуществляться с учетом положений пунктов 40, 44 - 46 Правил N 354, то есть, исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.
Таким образом, приведенное толкование законодательства соответствует его содержанию и соотносится с целью регулирования отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, а также ресурсоснабжающими организации, направлено на обеспечение баланса интересов всех сторон затрагиваемых отношений, в том числе на обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущение возложения на физических лиц необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в МКД, наряду с необходимостью стимулирования развития профессиональной деятельности в области управления многоквартирными жилыми дома и реализации мероприятий по энергосбережению (путем повышения финансовой заинтересованности управляющих компаний в сокращении объемов ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ по содержанию общего имущества, с сохранение прав на получения платы за содержание без изменения ее размера).
Судом первой инстанции установлено, что в Кемеровской области до 01.06.2017 действовали нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению на ОДН, утверждены приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 13.06.2013 N 44, на электроэнергию постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 09.08.2013 г. N 262, который составлял для МКД без лифтов 2,7 кВт/ч.
С 01.06.2017 изменены нормативы на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, а также состав общего имущества, который используется при расчете данных услуг. Поскольку для первичного включения расходов на содержание общего имущества (далее - СОИ) общее собрание собственников помещений не требовалось, то для применения новых нормативов требуется решение общего собрания собственников, так как это уже повторное включение.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "РЭУ-9" неправомерно с 01.06.2017 по ул. Весенняя, 2 изменен размер платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, без решения общего собрания собственников.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Для расчета платы за электроэнергию на СОИ используется площадь помещений, названных, в том числе площадь чердаков и подвалов, для расчета платы за холодную и горячую воду на СОИ используется суммарная площадь межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа).
В оспариваемом предписании также указано, что управляющей компанией при проверке не были подтверждены площади общего имущества, а именно чердаков.
Представление в ходе судебного разбирательства копии технического паспорта (инвентарный N 1-108/5), составленного на 05.12.2017, не опровергает данный факт.
Суд первой инстанции правильно указал, что установление отсутствия расхождений при расчете площадей чердака и подвала (с учетом получения данного документа) не имеет правого значения в рассматриваемом случае, поскольку при проведении проверки данный факт не был подтвержден.
Кроме того, оспариваемым предписанием инспекцией не вменяется обществу указание неверной площади чердака в расчете, а лишь указано на неподтверждение данной площади документально.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предписание инспекции направлено на устранение допущенных обществом нарушений требований законодательства в жилищной сфере, является реально исполнимым, не противоречит положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ежемесячное начисление за содержание общего имущества и коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества МКД не превышает установленных нормативов, тарифов, а также перечень работ по содержанию общего имущества не превышает минимальный перечень работ, в связи с чем, решение общего собрания собственников о начислении коммунальных ресурсов на содержание общего имущества не требуется, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не является основанием для выводов о неправильном применении судом норм права.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 января 2018 года по делу N А27-21672/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Мечта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21672/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2018 г. N Ф04-2877/18 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "Ремонтно-эксплуатационное управление-9"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области