г. Москва |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А40-212168/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2018 г.,
принятое судьей А.В. Полукаровым в порядке упрощенного производства по делу N А40-212168/17,
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС" (ОГРН 1024701893336. ИНН 4716016979,
117630. г. Академика Челомея. д. 5А.)
к Управлению ФАС России по г.Москве (ОГРН 1037706061150, ИНН 7706096339,
107078, г. Москва, Мясницкий пр-д. д. 4. стр. 1)
третье лицо: ОАО "Кондопога" (ОГРН 1021000859802. ИНН 1003000650,
186225, Республика Карелия, Кондопожский район, г. Кондопога, ул. Промышленная, д. 2
об оспаривании постановления N 4-9.21-1101/77-17 от 27.10.2017 г. о привлечении к
административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Московское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления от 27.10.2017 по делу N 4-9.21-1101/77-17.
Решением от 30.01.2018 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем
Как установлено судом на основании материалов дела, в Московское УФАС России поступило заявление ОАО "Кондопога" (вх. N 29776/17 от 27.06.2017 года), перенаправленное письмом Карельского УФАС России от 08.06.2017 года N 03-12/2131, на действия ПАО "ФСК ЕЭС" при рассмотрении заявки ОАО "Кондопога" на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Антимонопольным органом установлено следующее: ОАО "Кондопога" письмом от 06.10.2016 N 1-1-10/1004, направленным Заявителю (вх. N 6-14934 от 13.10.2016), подало заявку на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - Договор).
В соответствии с пп. В п. 24 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" (далее - Правила недискриминационного доступа, Правила N 861) сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае направления заявления о заключении договора в отношении энергопринимающих устройств, которые имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, выбывшим из владения этой сетевой организации в установленном законом порядке.
Согласно заявлению ОАО "Кондопога" (вх. N 29776/17 от 27.06.2017), в Заявке ОАО "Кондопога" указало причину подачи Заявки, правоустанавливающие документы на электроустановки, технические характеристики энергопринимающих устройств, копию договора купли-продажи электрической энергии от 23.08.2013 N 01-Э, однолинейную схему внешнего электроснабжения ОАО "Кондопога", сведения о приборах учета электрической энергии, акт согласования технической и аварийной брони элетроснабжения потребителя электрической энергии, копию договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению от 14.08.2014 N ОДУ-2/336, копию акта разграничения балансовой принадлежности сторон между ОАО "Кондопога" и ОАО "Кондопога" от 14.12.2014, копию акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон между ОАО "Кондопога" и ОАО "Кондопога" от 14.12.2014, анкету юридического лица ОАО "Кондопога", документы, подтверждающие полномочия представителя ОАО "Кондопога", обратившегося с Заявкой в адрес МО "ФСК ЕЭС".
ОАО "Кондопога" письмом от 26.12.2016 N 1-1-10/1243, направленным в адрес ПАО "ФСК ЕЭС", запросило сведения о планируемой дате направления ПАО "ФСК ЕЭС" в адрес ОАО "Кондопога" подписанного проекта Договора.
В соответствии с материалами, имеющимися в распоряжении Московского УФАС России, ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 16.01.2017 N 51/64 уведомило ОАО "Кондопога" о направлении в адрес ОАО "Кондопога" проекта Договора после прохождения корпоративных процедур согласования проекта Договора в связи с внесением ПАО "ФСК ЕЭС" изменений в типовые формы договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 20 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 Правил недискриминационного доступа, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.
Согласно письменным пояснениям ПАО "ФСК ЕЭС", представленным в адрес Московского УФАС России (вх. N 38774-ЭП/17 от 14.08.2017), на момент подачи ОАО "Кондопога" и рассмотрения ПАО "ФСК ЕЭС" Заявки отсутствовало технологическое присоединение точек поставки ОАО "Кондопога" к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС", в связи с передачей в аренду ПАО "МРСК Северо-Запада" данных объектов Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) в срок до 01.07.2017.
Таким образом, объекты ЕНЭС, к которым имеют технологическое присоединение точки поставки ОАО "Кондопога", находились в границах балансовой принадлежности ПАО "МРСК Северо-Запада", что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности, составленным между ПАО "ФСК ЕЭС" и ПАО "МРСК Северо-Запада".
В соответствии с пунктом 9 Правил недискриминационного доступа договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Согласно письменным пояснениям ПАО "ФСК ЕЭС", представленным в адрес Московского УФАС России (вх. N 38774-ЭП/17 от 14.08.2017), ПАО "ФСК ЕЭС" по результатам рассмотрения Заявки направило письмом от 17.05.2017 N 51/1457 в адрес ОАО "Кондопога" оферту Договора с указанием начала срока действия с 01.07.2017.
Вместе с тем срок для принятия решения по результатам рассмотрения Заявки, предусмотренный Правилами недискриминационного доступа -12.11.2016.
Вместе с тем ПАО "ФСК ЕЭС" не представило документов, свидетельствующих о невозможности принятия решения, предусмотренного Правилами недискриминационного доступа, по результатам рассмотрения Заявки в срок, установленный пунктом 20 Правил недискриминационного доступа.
Документов, подтверждающих принятие ПАО "ФСК ЕЭС" решения, предусмотренного Правилами недискриминационного доступа, по результатам рассмотрения Заявки в срок, установленный пунктом 20 Правил недискриминационного доступа, в адрес Московского УФАС России не представлено.
Место совершения административного правонарушения - город Москва.
Время совершения административного правонарушения - 13.11.2016, день, следующий за последним днем окончания установленного срока для принятия решения по результатам рассмотрения заявки на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ПАО "ФСК ЕЭС" (ИНН: 4716016979, КПП: 772801001, дата регистрации в качестве юридического лица: 25.06.2002, адрес: 117630, г. Москва, Академика Челомея ул., д. 5А) заключается в неисполнении обязанности по принятию решения, предусмотренного Правилами недискриминационного доступа, по результатам рассмотрения Заявки в срок, установленный Правилами недискриминационного доступа.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ПАО "ФСК ЕЭС" обязанности по принятию решения, предусмотренного Правилами недискриминационного доступа, по результатам рассмотрения заявки ОАО "Кондопога" на заключение договора передачи электрической энергии в срок, установленный пунктом 20 Правил недискриминационного доступа, за которое предусмотрена ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Согласно части 3 указанной статьи производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственно сть.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ПАО "ФСК ЕЭС", не установлено.
В связи с указанными обстоятельствами начальником отдела контроля Московского за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Московского УФАС России в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" в присутствии представителя по доверенности от 18.10.2017, составлен протокол от 18.10.2017 N 53084/17 об административном правонарушении, предусмотренном ст. ст. ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
27.10.2017 заместителем руководителя Московского УФАС России вынесено постановление по делу N 4-9.21-1101/77-17 об административном правонарушении о привлечении ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.
Полагая постановление от 27.10.2017 незаконным, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления уполномоченными лицами в пределах компетенции.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) антимонопольным органом соблюден.
Извещение законного представителя общества о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении подтверждено представленными в материалы дела доказательствами - доверенностью от 18.10.2017 на участие в производстве по конкретному делу.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения антимонопольным органом доказан и подтвержден материалами дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ПАО "ФСК ЕЭС" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ПАО "ФСК ЕЭС" не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ПАО "ФСК ЕЭС", события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Административное наказание назначено заинтересованным лицом с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Оценивая доводы Общества о малозначительности правонарушения, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что вопрос о смягчении административного наказания и о малозначительности решается административным органом непосредственно в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении и решения самого вопроса о привлечении лица к административной ответственности.
При этом, назначая административное наказание в пределах минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, административный орган учел все значимые обстоятельства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с оценкой доказательств и толкованием норм права, отличающихся от изложенных судом, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ судебной коллегией, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.01.2018 по делу N А40-212168/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.