Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2018 г. N Ф07-5856/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А56-84598/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Колосовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лужинской В.А. (до и после перерыва)
при участии:
от заявителя: представитель Коваль В.А. по доверенности от 01.05.2017 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: представитель Денисов В.В. по доверенности от 28.12.2017 (до и после перерыва)
от 3-го лица: представитель Денисов В.В. по доверенности от 27.12.2017 (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-404/2018) ООО "Выборг-Карго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2017 по делу N А56-84598/2017 (судья Васильева Н.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Выборг-Карго"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
3-е лицо: администрация муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области"
о признании действий незаконными,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Выборг-Карго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (далее - Комитет, заинтересованное лицо) в подготовке и согласовании схемы расположения земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации объектов недвижимого имущества общества в количестве 77 штук, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Гончаровское сельское поселение, поселок Вещево, выраженный в письме от 27.07.2017 N А-4637; просило обязать Комитет подготовить и согласовать схему расположения земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации указанных объектов недвижимого имущества; обязать Комитет предварительно согласовать предоставление земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации указанных объектов недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (далее - администрация, третье лицо).
Решением от 06.12.2017 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленного требования отказал.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в законе не содержится прямого указания об обязанности лица, обращающегося в уполномоченный орган с заявлением, разработать и подготовить схему расположения земельного участка. Общество полагало, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, регламентируется статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом процедура подготовки схемы расположения земельного участка не регламентирована главой VI Земельного кодекса Российской Федерации, указанный порядок содержится в главе I.1 Кодекса.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Комитет возразил против доводов общества, поддержал решение суда, полагая апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Комитет указал, что объекты недвижимости не используются заявителем, не являются единым комплексом, частично разрушены и не пригодны для использования. Данные тезисы подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2016 по делу N А56-58113/2013. По мнению Комитета, схема, предусмотренная пунктами 3, 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, должна утверждаться отдельно в отношении земельных участков, занятых каждым из 77 объектов.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в её отсутствие; отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объявил перерыв в судебном заседании 07.02.2018. После окончания перерыва апелляционный суд в том же составе суда 14.02.2018 при участии представителей участвующих в деле лиц завершил рассмотрение дела.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как указал заявитель при обращении в арбитражный суд в обоснование своих требований, обществу принадлежат на праве частной собственности объекты недвижимого имущества (здания, сооружения) в количестве 77 штук, расположенные по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Гончаровское сельское поселение, поселок Вещево. Часть объектов заявителя расположена на земельном участке с кадастровым номером 47:01:1122001:1479; часть объектов заявителя - за пределами этого земельного участка на землях, не прошедших государственный кадастровый учет, что не оспаривается обществом.
Общество обратилось в администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением (зарегистрировано 03.07.2017 N 4860, лист дела 42 - 43) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, разработке и утверждении схемы расположения земельного участка для последующего предоставления в собственность без проведения торгов. По мнению общества, земельный участок необходим для использования в целях размещения и эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества общества в количестве 77 штук по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, Гончаровское сельское поселение, поселок Вещево. Общество просило подготовить решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Комитет письмом от 27.07.2017 N А-4631 (лист дела 57) отказал заявителю в подготовке и согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что для оформления земельного участка заявитель обязан самостоятельно подготовить и предоставить схему расположения земельного участка.
Полагая, что данный отказ является незаконным, поскольку собственники объектов недвижимого имущества вправе, но не обязаны разрабатывать схему расположения земельного участка для целей его выкупа, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.
Проверив доводы сторон во взаимосвязи с подлежащими применению нормами действующего законодательства, суд первой инстанции счел требования общества не подлежащими удовлетворению.
Исследовав доказательства, обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, апелляционный суд полагает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований суд первой инстанции исходил из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют в силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду без проведения торгов
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Уполномоченный орган принимает в силу части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Довод подателя жалобы, мотивированный ссылкой на право, а не обязанность собственника недвижимого имущества разработать схему расположения земельного участка для целей выкупа, отклонен судом апелляционной инстанции в силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из смысла которой лицо, имеющее интерес к земельному участку в рамках настоящего спора, обязано подготовить схему расположения земельного участка.
Руководствуясь нормами земельного и процессуального законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания решения Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области незаконным и необоснованным.
Если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку суд первой инстанции установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. Следовательно, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его изменения, удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 декабря 2017 года по делу N А56-84598/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.