2 апреля 2018 г. |
А79-6080/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паршикова Владимира Викторовича (142100, Московская область, г. Подольск; ОГРИП 3105074183000010, ИНН 5066000359880)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.11.2017
по делу N А79-6080/2016,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Паршикова Владимира Викторовича о признании незаконным бездействия администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики,
без участия лиц,
и установил:
индивидуальный предприниматель Паршиков Владимир Викторович (далее - ИП Паршиков В.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики (далее - администрации Ядринского городского поселения, орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии своевременных мер по заключению договора холодного водоснабжения и водоотведения с истцом, обязании предприятия заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения с истцом в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда, обязании предприятия заменить трубы, по которым осуществляется подача холодного водоснабжения через централизованные городские сети водоснабжения в здание ГРК РОБ "Ядринский" в соответствии с установленными условиями подключения (технологического присоединения) в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда; в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - водопроводных сетей водоснабжения и канализационных сетей водоотведения, проходящих через район промышленной эксплуатационной зоны г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.6, по земельным участкам с кадастровыми номерами N 21:24:120101:60, N 21:24:120101:61, N 21:24:120101:62, N 21:24:120101:63, N 21:24:120101:67, N 21:24:120101:68. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять меры по постановке на учет указанного имущества.
В рамках дела N А79-4690/2016 определением от 10.06.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии принял к производству заявление ИП Паршикова В.В.
Определением от 04.07.2016 по делу N А79-4690/2016 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии выделил в отдельное производство (настоящее дело N А79-6080/2016) требование Предпринимателя о признании незаконным бездействия администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, выразившегося в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - водопроводных сетей водоснабжения и канализационных сетей водоотведения, проходящих через район промышленной эксплуатационной зоны г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.6, по земельным участкам с кадастровыми номерами 21:24:120101:60, 21:24:120101:61, 21:24:120101:62, 21:24:120101:63, 21:24:120101:67, 21:24:120101:68. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять меры по постановке на учет указанного имущества
К участию в дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ядринское муниципальное производственное предприятие ЖКХ (далее - Ядринское ММП ЖКХ, Предприятие), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - ТУ ФАУГИ в ЧР), общество с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод" (далее - Ядринский машиностроительный завод), общество с ограниченной ответственностью "ЯМЗ-Энерго" (далее - ООО "ЯМЗ-Энерго"), общество с ограниченной ответственностью "Регион-Рост" (далее - ООО "Регион-Рост"), публичное акционерное общество "Вымпел -Коммуникации" (далее - ПАО "Вымпел -Коммуникации"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике" в лице его филиала (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета), открытое акционерное общество "Подольский электромеханический завод" (далее - ОАО "ПЭМЗ"), администрация Ядринского района Чувашской Республики, Прокуратура Чувашской Республики и Прокуратура Ядринского района Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.11.2017 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Ядринского городского поселения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения принять меры, необходимые и достаточные для постановки бесхозяйного имущества - водопроводных сетей водоснабжения и канализационных сетей водоотведения, проходящих через район промышленной эксплуатационной зоны г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6 по земельным участкам с кадастровыми номерами N 21:24:120101:60, N 21:24:120101:61, N 21:24:120101:62, N 21:24:120101:63, N 21:24:120101:67, N 21:24:120101:68 на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Паршиков В.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование заявленного требования Предприниматель указывает на ненадлежащую оценку судом первой инстанции бездействия администрация Ядринского городского поселения, выразившихся в длительном и непрекращающемся невыполнении требований действующего законодательства.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно выделил настоящее требование в отдельное производство, что привело к затягиванию судебного процесса.
Администрация Ядринского городского поселения в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, законных представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрации Ядринского района Чувашской Республики ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.12.2009 серии 21 АД N 610762 (N 21-21-13/029/2009-028) ИП Паршикову В.В. принадлежит на праве собственности здание гостинично-развлекательного комплекса.
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 2249 кв.м, кадастровый номер 21:24:120101:0060, по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6, который является собственностью Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись от 29.07.2008 N 21-21-13/010/2008-193.
23.03.2011 ТУ ФАУГИ в ЧР (Арендодатель) и ИП Паршиков В.В. (Арендатор) заключили договор аренды N 237 находящегося в федеральной собственности земельного участка, согласно условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок площадью 2249 кв.м, кадастровый номер 21:24:120101:0060, категория - земель населенных пунктов, разрешенное использование - для содержания зданий и сооружений, по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6.
Распоряжением ТУ ФАУГИ в ЧР от 10.08.2016 N 208-р обозначенный земельный участок передан в собственность муниципального образования - Ядринское городское поселение.
С 02.07.2010 Предприниматель перезаключил ранее действующие договоры аренды, заключенные с Ядринским МПП ЖКХ и предыдущим владельцем здания ООО "Ядринский Форт".
Начиная с 2010 года, ИП Паршиков В.В. и Ядринское МПП ЖКХ заключили договор от 19.08.2010 N 277 на отпуск воды и договор от 01.09.2010 N 278 на прием сточных вод; договор от 27.12.2010 N 28/14 на отпуск воды и договор от 27.12.2010 N 1 на прием сточных вод; договор от 27.12.2011 N 28/14 на отпуск воды и договор от 27.12.2011 N 194 на прием сточных вод; договор от 12.12.2012 N 116 на водоотведение.
При последующей пролонгации и перезаключении договоров на водоснабжение и водоотведение здания гостинично-развлекательного комплекса между Предпринимателем и Ядринским МПП ЖКХ возникли разногласия в части:
- определения границы эксплуатационной ответственности: Предприятие ЖКХ в новом договоре изменило границы эксплуатационной ответственности, определенные ранее действующими договорами;
- обязательного включения в существенные условия договора водоснабжения в предмет договора гарантированного объема подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированного уровня давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения не менее 0, 03-0, 06 бар в соответствии с требованиями строительных норм и правил для городских водопроводных сетей, определенного в соответствии с техническими условиями, выданными при реконструкции здания ГРК N 250 от 06.09.2007) на подключение к централизованной системе водоснабжения (водопроводным сетям), а именно при диаметре подающего трубопровода ЦДН 63, целью сохранения гарантированной пропускной способности подающей водопроводной трассы определенной техническими условиями при согласовании проекта реконструкции здания гостиницы с СЭС и пожарными.
Посчитав незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - водопроводных сетей водоснабжения и канализационных сетей водоотведения, проходящих через район промышленной эксплуатационной зоны г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6, по земельным участкам с кадастровыми номерами 21:24:120101:60, 21:24:120101:61, 21:24:120101:62, 21:24:120101:63, 21:24:120101:67, 21:24:120101:68, ИП Паршиков В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал отсутствие со своей стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание Предпринимателя на то, что его аргументы о необоснованном выделении из дела N А79-4690/2016 в отдельное производство требований о признании незаконным бездействия администрации Ядринского городского поселения Ядринского района, выразившегося в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества - водопроводных сетей водоснабжения и канализационных сетей водоотведения, проходящих через район промышленной эксплуатационной зоны г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6, по земельным участкам с кадастровыми номерами 21:24:120101:60, 21:24:120101:61, 21:24:120101:62, 21:24:120101:63, 21:24:120101:67, 21:24:120101:68, не могут быть рассмотрены в рамках поданной апелляционной жалобы, поскольку определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.07.2016 выносилось в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках дела N А79-4690/2016 и могло быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в установленном законом порядке, именно в рамках того дела.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931), согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Из материалов дела следует, что 19.10.2009 между ЗАО "Ядринский машиностроительный завод" (Продавец) и Паршиков В.В. (Покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого Продавец обязался передать в собственность Покупателя, а Покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями договора следующее недвижимое имущество: здание пождепо, назначение - нежилое, площадь 796,49 кв.м, инвентарный N 213, литер - Н, этажность - 2, подземная этажность - 0, расположенное по адресу: Чувашская Республика, ул. 30 лет Победы, д.6, кадастровый (условный) N 21:24:12 01 01:0005:213 (далее - объект недвижимости).
Продавец обязался передать покупателю объект недвижимости со всеми инженерно-техническими системами и оборудованием, установленными в нем, в том числе: системой холодного водоснабжения; системой канализации; системой пожаротушения (гидранты); системой водяного отопления; внутренними электрическими сетями; телефонной коммуникацией и прочим инженерно-технической системой и оборудованием.
Согласно пункту 1.3 договора от 19.10.2009 стоимость указанных инженерно - технических систем и оборудования входит в цену объекта недвижимости.
Из пункта 1.4 договора от 19.10.2009 следует, что объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 2249 кв.м, с кадастровым номером 21:24:12 01 01:0060, местоположение установлено относительно ориентира Ядринский машиностроительный завод филиал ОАО "Подольский электромеханический завод", расположенного в границах участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6; земельный участок находится на землях населенных пунктов и предоставлен для содержания зданий и сооружений.
По акту приема-передачи от 17.02.2010 ЗАО "Ядринский машиностроительный завод" передало Паршикову В.В. документы: копию договора на сдачу в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 27.05.2008 N 146/106; копию кадастрового плана земельного участка N 2416/07-1289; копию технического паспорта здания пождепо; типовой проект 164-17 Пожарное депо на 2 автомобиля без жилых помещений.
23.03.2011 ТУ ФАУГИ в ЧР (Арендодатель) и Паршиков В.В. (Арендатор) заключили договор N 237, по условиям которого Арендодатель на основании распоряжения от 23.03.2011 N 70-р предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 21:24:120101:0060 (реестровый N П11210000604), расположенный по адресу: установлено - относительно ориентира Ядринский машиностроительный завод филиал ОАО Подольский электромеханический завод", расположенного в границах участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6, для содержания зданий и сооружений в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью (приложение 1) (пункт 1.1. указанного договора).
Общая площадь передаваемого в аренду земельного участка составляет 2249 кв.м. (пункт 1.2 указанного договора).
В силу пунктов 2.1 и 2.2 договора от 23.03.2011 N 237, срок действия договора - до 22.03.2060. Условия настоящего договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения договора с 19.10.2009. Обозначенный земельный участок передан Арендатору по акту приема-передачи от 23.03.2011.
На основании распоряжения ТУ ФАУГИ в ЧР от 10.08.2016 N 208-р Ядринскому городскому поселению переданы в собственность земельные участки с кадастровыми номерами N 21:24:120101:60, N 21:24:120101:62, N 21:24:120101:63, N 21:24:120101:67, N 21:24:120101:68, N 21:24:120101:710, N 21:24:120101:709, категория земель: земли населенных пунктов.
Решением Собрания депутатов Ядринского городского поселения от 07.10.2016 N 2 приняты в муниципальную собственность Ядринского городского поселения, безвозмездно передаваемые из федеральной собственности земельные участки, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.6: с кадастровым номером 21:24:120101:60 площадью 2249 кв.м.; с кадастровым номером 21:24:120101:68 площадью 8264 кв.м.; с кадастровым номером 21:24:120101:62 площадью 18 010 кв.м.; с кадастровым номером 21:24:120101:63 площадью 21 199 кв.м.; с кадастровым номером 21:24:120101:67 площадью 25 818 кв.м; с кадастровым номером 21:24:120101:710 площадью 36 324 кв.м.; с кадастровым номером 21:24:120101:709 площадью 6127 кв.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.12.2016 правообладателем вышеуказанных земельных участков является Ядринское городское поселение.
Распоряжением администрации Ядринского городского поселения от 20.05.2013 N 122-р Ядринское МПП ЖКХ наделёно статусом гарантирующей организации по холодному водоснабжению и водоотведению г. Ядрин.
Постановлением администрации Ядринского городского поселения от 30.06.2014 N 178 Предприятие ЖКХ наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения. Зона деятельности гарантирующей организации устанавливается в соответствии с границами Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
30.12.2014 и 11.01.2016 Ядринское МПП ЖКХ (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Паршиков В.В. (абонент) заключили договоры холодного водоснабжения и водоотведения N 94 и N 48, соответственно, по условиям которых организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения по транзитным сетям ЗАО "Ядринский машиностроительный завод" холодную (питьевую) воду; абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее холодную воду), установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктами 1 и 2 вышеуказанных договоров граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенной в приложении N 1 и N 2 к договорам.
Из представленных в материалы дела актов о разграничении балансовой принадлежности следует, что границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, является колодец на выпуске из здания, который находится в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства, а сам выпуск из здания до колодца находится в хозяйственном ведении абонента.
Материалы дела содержат акты от 19.03.2016 N 1, от 20.03.2016 N 2, от 21.03.2016 N 3, от 05.04.2016 N 4, от 09.04.2016 N 5, от 13.04.2016 N 6, от 21.04.2016 N 7, от 27.04.2016 N 8, от 02.05.2016 N 9, от 09.05.2016 N 10, от 20.05.2016 N 11, от 21.05.2016 N 12 об отсутствии питьевой воды на кухне N 1 гостиницы и засорении канализации в связи с заполнением колодцев и воспрепятствовании его предпринимательской деятельности на рыболовно - охотничьей базе Ядринский Форт, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д.6.
Как выяснил суд первой инстанции, указанные Предпринимателем водопроводные и канализационные сети на земельных участках с кадастровыми номерами 21:24:120101:60, 21:24:120101:61, 21:24:120101:62, 21:24:120101:63, 21:24:120101:67, 21:24:120101:68 не поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается письменными пояснениями Кадастровой палаты, имеющимися в материалах дела.
Согласно договору от 09.02.2007 N 1 администрация Ядринского городского поселения (собственник) передала Ядринскому МПП ЖКХ (пользователю) на праве хозяйственного ведения, в соответствии с уставной деятельностью и условиями настоящего договора, имущественный комплекс Ядринского муниципального производственного предприятия ЖКХ, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 22, и отраженный на балансе, а также за балансом пользователя.
Состав имущества, находящегося у пользователя на праве хозяйственного ведения, на момент заключения настоящего договора определяется приложением к настоящему договору актом приема - передачи, который является неотъемлемой частью договора, а также иными материальными и финансовыми средствами, отраженным на балансе, а также за балансом пользователя (пункт 1.2 указанного договора).
На основании акта приема-передачи муниципального имущества от 09.02.2007 орган местного самоуправления передал Предприятию ЖКХ в хозяйственное ведение для использования в соответствии с уставной деятельностью муниципальный имущественный комплекс Ядринского МПП ЖКХ, состав которого отражен в балансе Предприятия по состоянию на 01.10.2006.
Неотъемлемой частью акта являются баланс Ядринского МПП ЖКХ по состоянию на 01.10.2006; инвентаризационная опись основных средств, материальных запасов и малоценных, быстроизнашивающихся предметов.
Проанализировав представленные в материалы дела перечень объектов основных средств, учтенных в реестре Ядринского МПП ЖКХ по состоянию на 01.10.2006 (приложение к акту приема-передачи от 08.11.2006), инвентарные карточки учета объекта основных средств от 20.04.2017 N 500127, N 500128, N 500132, N 500126, N 600023, N 600036, N 600036-1, N 600096, инвентаризационные описи основных средств от 15.11.2012, от 01.11.2013 N 00000041, от 01.12.2014 N 00000078, от 01.12.2014 N 00000079, от 01.12.2014 N 00000081, от 01.12.2014 N 00000080, от 01.11.2015 N 00000078, от 25.11.2016 N 00000027, от 18.11.2014, от 29.10.2012, от 01.11.2013 N 00000035, от 01.12.2014 N 00000092, от 01.12.2014 N 00000094, от 01.12.2014 N 00000091, от 01.11.2015 N 00000077, от 01.11.2016 N 00000026, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что Ядринскому МПП ЖКХ не были переданы водопроводные сети водоснабжения и канализационные сети водоотведения, проходящие через район промышленной эксплуатационной зоны г. Ядрин, ул. 30 лет Победы, д. 6, по земельным участкам с кадастровыми номерами 21:24:120101:60, 21:24:120101:61, 21:24:120101:62, 21:24:120101:63, 21:24:120101:67, 21:24:120101:68.
В ходе рассмотрения настоящих правоотношений установлено, что под N 19 в перечне объектов основных средств указана канализационная сеть, проходящая по улицам Молодежная и Садовая - инв. N 500127, под N 20 -канализационная сеть, проходящая по улицам К. Маркса и Некрасова - инв. N 500128, под N 25 - канализационная сеть, проходящая по улицам Молодежная и Садовая - инв. N 500132, под N 107 - водопроводная сеть, проходящая по улице 30 лет Победы до городского стадиона - инв. N 500126, под N 113 - водопроводная сеть, проходящая по улице 30 лет Победы (от стадиона) до сельхозхимии - инв. N6 00023, под N 116 - водопроводная сеть, проходящая по улице 30 лет Победы (от МПП ЖКХ) до РСУ (Кушнира) - инв. N 600036, под N 117 - водопроводная сеть, проходящая по улице 30 лет Победы (от стадиона) до хлебзавода - инв. N 600036-1, под N 124 - водопроводная сеть, проходящая по улицам 30 лет Победы и Садовая - инв. N 600096, что подтверждается письменными пояснениями Предприятия ЖКХ от 24.04.2017.
Постановлением администрации Ядринского городского поселения от 27.06.2014 N 174 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
Согласно разделу 8 Схемы водоснабжения и водоотведения Ядринского городского поселения на 2014-2029 г.г. постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признание в судебном порядке права муниципальной собственности на указанные объекты осуществляется структурным подразделением Ядринского городского поселения, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности. Бесхозяйные объекты в системе централизованного водоснабжения Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики выявлены не были.
В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2).
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении). Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно Приложению "А" к СП 32.13330.2012 "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85" ("Основные термины и определения"), "Система канализации: совокупность взаимосвязанных сооружений, предназначенных для сбора, транспортирования, очистки сточных вод различного происхождения и сброса очищенных сточных вод в водоем-водоприемник или в подачу на сооружения оборотного водоснабжения. Включает в себя канализационные сети (в том числе снегоплавильные пункты и сливные станции), насосные станции, регулирующие и аварийно-регулирующие резервуары, и очистные сооружения...".
В силу пунктов 4 и 6 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), согласно пункту 14 которых к договору водоснабжения прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 167 границей эксплуатационной ответственности является линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон, граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела элементов систем водоснабжения и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
В рассматриваемом случае граница раздела канализационных сетей установлена в договорах на отпуск воды и водоотведения 2010-2012 годов, заключенных между Ядринским МПП ЖКХ и ИП Паршиковым В.В.
Однако спорные объекты водоснабжения и водоотведения на балансе Предпринимателя не числятся и в материалах дела отсутствуют доказательства передачи водопроводных и канализационных сетей собственнику здания на том или ином вещном праве.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Установив фактические обстоятельства по делу, исследовав представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению об отсутствии правовых оснований для возложения на Паршикова В.В. функции по содержанию обозначенных водопроводных и канализационных сетей, не относящихся к его имуществу и не находящихся на его территории.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал обратного.
Следовательно, обозначенные объекты - сети водоснабжения и канализации, являются бесхозным имуществом и подлежат постановке на учет.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что администрация Ядринского городского поселения допустила незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно удовлетворил требование Предпринимателя.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Предпринимателя.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд удовлетворил требование заявителя, он правомерно взыскал с органа местного самоуправления в пользу Предпринимателя понесенные им по делу судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта не допущено.
Апелляционная жалоба Паршикова В.В. признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.11.2017 по делу N А79-6080/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.11.2017 по делу N А79-6080/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паршикова Владимира Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6080/2016
Истец: ИП Паршиков Владимир Викторович
Ответчик: Администрация Ядринского городского поселенияЯдринского района Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Ядринского района ЧР, Межрегиональное территориальное управление Федарального агенства по управлению госуд. имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, ЧР и Пензенской области, МУП Ядринское ЖКХ, ОАО "ПЭМЗ" -Подольский электромеханический завод", ООО "Регион-Рост", ООО "Ядринский машиностроительный завод", ООО "ЯМЗ-Энерго", ПАО "Вымпел Коммуникации", ПАО "Вымпел-Коммуникации", Прокуратура ЧР, Прокуратура Ядринского района ЧР, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР" в лице его филиала, Ядринское муниципальное предприятие ЖКХ, Глава Администрации Ядринского городского поселения