Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 июля 2018 г. N Ф10-2156/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А48-4492/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания": Ефимова С.П. - представитель по доверенности N ОГ-05/2018 от 09.01.2018;
от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Орла: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.12.2017 по делу N А48-4492/2017 (судья Клименко Е.В.), по заявлению публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" (ИНН 6829012680, ОГРН 1056882304489) о признании недействительным предписания Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (ИНН 5751201687, ОГРН 1145749004565) N272 от 22.03.2017, третьи лица: 1) Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области, 2) Администрация города Орла, 3) Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" (далее- ПАО "Квадра", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - ответчик, Управление) N 272 от 22.03.2017.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Квадра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что поскольку в настоящий момент в г. Орле отсутствует установленный в соответствующем порядке норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, то ПАО "Квадра" не имеет возможности использовать в расчетах размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" формулу 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354, в связи с чем, оспариваемое предписание, по мнению заявителя, является неконкретным и неисполнимым.
К материалам дела приобщены отзывы на апелляционную жалобу, поступившие от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного Орловской области и Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области.
Представитель публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание Управление государственной жилищной инспекции Орловской области, Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области, Администрация города Орла, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
10.03.2017 в Управление государственной жилищной инспекции Орловской области поступило обращение гр. Давыдовой С.В. от 10.03.2017 N 1465-Д, содержащее сведения о нарушениях обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по адресу: г.Орел, ул. Новикова, д.6.
Мотивированным представлением N 368 должностного лица органа государственного контроля (надзор) - начальника отдела надзора за начислением платежей Ивановой Н.В. от 22.03.2017 определено провести внеплановою документарную проверку в отношении ресурсоснабжающей организации ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" (т.1 л.д.54).
Приказом Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 22.03.2017 N 0490 (т.1 л.д.55-56) в отношении ПАО "Квадра" - "Орловская генерация" назначена внеплановая документарная проверка, по результатам проверки составлен Акт от 22.03.2017 N 515 (т.1, л.д.59-60).
Из Акта проверки следует, что ПАО "Квадра"-"Орловская генерация" осуществляет начисление размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению собственникам (нанимателям) жилых помещений N 15, 21 МКД N 6 по ул. Новикова в г. Орле в соответствии с формулой 4(1), указанной в Правилах от 06.05.2011 N 354, что является нарушением п. 42 Правил от 06.05.2011 N 354.
31.03.2017 Управлением в адрес филиал ПАО "Квадра - "Орловская генерация" выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 272.
Указанным предписанием Общество обязано в срок до 26.04.2017 произвести перерасчет собственникам (нанимателям) помещений N 15,21 многоквартирного дома N 6 по ул. Новикова в г.Орле размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с января 2017 года в соответствии с формулой 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354, а также производить с расчетного периода "апрель 2017" начисления размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с формулой 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила).
В приложении N 2 к вышеназванным Правилам содержатся формулы для расчета платы за различные виды коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение в зависимости от вида жилого дома, жилого помещения и иных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно п. 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления 8 коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Согласно Приказу Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2016 N 1737-т:
1. Определены ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в городе Орле долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, на 2017 - 2019 годы согласно приложению 1.
2. Установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в городе Орле с использованием имущества, субарендованного у ОАО "Орелгортеплоэнерго", с применением метода индексации для всех категорий потребителей с календарной разбивкой в соответствии с приложением 2.
Указанный приказ вступил в силу с 1 января 2017 года.
Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 23.12.2016 N 518 "О поэтапном переходе к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Орловской области" установлен на срок до 31 декабря 2019 года период поэтапного перехода к установлению единых нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении всех муниципальных образований, расположенных на территории Орловской области.
При этом, в настоящее время норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в Орловской области не утвержден.
20.12.2016 года Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области принят Приказ N 1736-Т от 20.12.2016 "Об утверждении производственной программы ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в городе Орле в сфере горячего водоснабжения", согласно приложения к которому рассчитано удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, равное 0,059 Гкал/куб.м для ПАО "Квадра"-"Орловская генерация".
Данная величина может быть использована ПАО "Квадра - Генерирующая компания" для расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителям в период до утверждения в установленном порядке норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения. Такие разъяснения содержатся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченного в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме исх. N 38051-00/04 от 20.10.2017 (т.2,л.д.12-14) сообщило, что размер платы за услуги горячего водоснабжения, предоставляемые потребителям многоквартирного дома с помощью централизованной системы горячего водоснабжения, определяется в соответствии с пунктами 26, 26(1) и 27 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по формулам 23, 23(1) и 24.
По указанным формулам объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению, определяется исходя из утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с Правилами N 354 в расчетах между исполнителями коммунальных услуг и потребителями, а также в расчетах между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями (с учетом положений абзаца 2 пункта 13 Правил N 354) не используются показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, измеряющих объем поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Независимо от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Таким образом, суд пришел к выводу, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду необходимо руководствоваться именно формулой 23(1) как это установлено в п. 42 Правил N 354.
Применение другого расчета цены коммунальной услуги по горячему водоснабжению в данном случае привело к ее необоснованному увеличению.
Установив, что общество при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению жителям указанного выше многоквартирного жилого дома не использовало формулу 23(1) (приложение N 2 к Правилам), хотя обязано было ее применять, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности выданного обществу предписания.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
ПАО "Квадра"-"Орловская генерация" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 10 от 11.01.2018 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.12.2017 по делу N А48-4492/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.