Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2018 г. N Ф09-9899/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А76-4094/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Забутыриной Л.В., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысуевой А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.01.2018 по делу N А76-4094/2016 (судья Пашкульская Т.Д.).
В заседании принял участие представитель Министерства финансов Челябинской области - Суркова Ю.В. (доверенность от 09.01.2018 N 02/3-23/5).
Администрация города Челябинска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в размере 1 266 000 руб.
Определением арбитражного суда от 31.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Маркина Ольга Владимировна.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.07.2016, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2016, с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 1 260 000 руб. убытков.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2017 судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
При новом рассмотрении определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.08.2017 в качестве соответчика привлечена Челябинская область в лице Министерства финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области, ответчик) (л.д.46-47 т.3).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.01.2018 иск Администрации удовлетворен, с Челябинской области в лице Минфина Челябинской области в пользу Администрации взысканы убытки в заявленном размере, в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Минфина России отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Минфин Челябинской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, их неполное выяснение, а также неправильное применение норм материального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Минфину Челябинской области.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что в силу статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 Российская Федерация наделила Челябинскую область полномочиями только порядка и формы обеспечения жильем инвалидов, принятых на учет до 1 января 2005 года, за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. Таким образом, Челябинская область определила порядок реализации указанных мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии для приобретения жилья, исходя из объема поступающих субвенций из расчета на одного инвалида для обеспечения его жилым помещением по договору социального найма, что опровергает вывод суда о наличии бездействия со стороны ответчика.
Судом также не в полном мере исследованы и не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о недостаточности субвенций федерального бюджета, размер которых из расчета рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Челябинской области в 3-4 квартале 2013 года - 29 050 руб., на одно жилое помещение составлял 522 900 руб., в то время как стоимость жилья, предоставленного Маркиной И.Ю. составила 1 266 000 руб. Ссылаясь на разъяснения пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчик считает, что Российская Федерация не предоставила необходимого финансового обеспечения, поэтому требования истца ошибочно удовлетворены судом за счет казны Челябинской области, а не за счет казны Российской Федерации.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие условий наступления ответственности ответчика по статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменений, полагая обжалуемые ответчиком выводы суда законными и обоснованными.
Администрация, Минфин России, третьи лица, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Челябинска от 29.08.2012 по делу N 2-2862/2012 на администрацию города Челябинска возложена обязанность предоставить Маркиной И.Ю. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Челябинска, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. (л.д. 58-64 т.1).
Данным судебным актом установлено, что Маркина И.Ю., 1994 г.р., является инвалидом 2 группы с детства, страдает психическим заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, а также в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Маркина И.Ю. с 16.08.2002 состоит на учете в администрации Ленинского района г. Челябинска в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; включена в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, который формируется в той же последовательности, в которой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Во исполнение вышеназванного судебного решения администрацией города Челябинска принято распоряжение N 4055 от 15.07.2013 о предоставлении жилого помещения Маркиной И.Ю. (л.д. 17 т.1).
17.09.2013 главой администрации Тракторозаводского района г.Челябинска, действующим от имени муниципального образования "Город Челябинск" (наймодатель), и Маркиной И.Ю. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 606-д, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящее в муниципальной собственности, - однокомнатную квартиру общей площадью 32,2 кв. м, расположенную по адресу: г. Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 65-а, кв. 60, для проживания в нем (л.д. 18-19 т.1).
Квартира передана Маркиной И.Ю. по акту от 17.09.2013 (л.д. 20 т.1).
Согласно отчету об оценке N 13/4 от 12.11.2013, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Эксперт", рыночная стоимость указанной квартиры по состоянию на 28.10.2013 составляет 1 266 000 руб. (л.д. 21-57 т.1).
Ссылаясь на то, что вследствие исполнения судебного решения - предоставления инвалиду Маркиной И.Ю. квартиры, муниципальное образование понесло убытки в размере 1 266 000 руб., составляющие стоимость квартиры, которые ему за счет средств федерального бюджета не компенсированы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Челябинской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом N 181-ФЗ.
Согласно статье 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
При этом обеспечение жильем детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года (второй абзац статьи 17).
Согласно статье 28.2 данного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
С учетом обстоятельств дела, обеспечение жилым помещением Шишкиной Л.А., являясь расходным обязательством Российской Федерации, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации - Челябинской области. Данный подход сформулирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2017 N 309-ЭС16-20165.
В случае возложения на субъект Российской Федерации государственного социального обязательства именно он является лицом, ответственным за возмещение расходов, понесенных органом местного самоуправления.
При возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений предполагается компенсация из государственного бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность субъекта Федерации по возмещению расходов обусловлена самим фактом обязания Администрации предоставить жилое помещение определенному в законе лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение или невозможность распоряжения помещением.
Соответственно понесенные Администрацией расходы на исполнение государственных социальных гарантий, влекут обязанность их возмещения Челябинской областью.
Возражения ответчика были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Материалами дела подтверждается, что Российская Федерация исполнила обязанность по перечислению Челябинской области субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жильем инвалидов, а также отсутствие у области претензий в отношении объема субвенций.
Вопросы же государственного межбюджетного регулирования, полноты бюджетного финансирования субъекта Российской Федерации подлежат самостоятельному урегулированию.
Несмотря на то, что расходные обязательства возникли именно у Российской Федерации, доказательств невозможности возместить расходы в порядке, предусмотренном в статье 28.2 Закона N 181-ФЗ, в дело не представлено.
Поскольку действующими нормативными правовыми актами Челябинской области порядок исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жилыми помещениями, не установлен, и субъектом не предпринято мер по разработке и внедрению внесудебных механизмов реализации прав таких граждан, но имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права инвалида защищены и реализованы за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены, суд обосновано посчитал, что Челябинская область, проявив бездействие, способствовала возникновению у органа местного самоуправления (истца по делу) необоснованных бюджетных расходов (по существу - убытков) в размере 1 266 000 руб.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Минфина Челябинской области основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Заявитель жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.01.2018 по делу N А76-4094/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.