Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2018 г. N Ф06-35311/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А55-21037/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант" - представителя Гусевой О.В. (доверенность от 10.01.2018),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - представителя Пономарева Н.Е. (доверенность от 29.12.2017),
от третьего лица: министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 марта 2018 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2017 года по делу N А55-21037/2017 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант", Самарская область, г.Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Самарская область, г.Тольятти, третье лицо: министерство имущественных отношений Самарской области, г.Самара,
о признании недействительным решения N 25929 от 22.06.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант" (далее - ООО "Инвест-Гарант", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уточнения заявленных требований (л.д. 45) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств N 25929 от 22.06.2017. Также заявитель просил взыскать с инспекции понесенные им судебные расходы по уплате госпошлины по делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2017 года в заявленных требованиях отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность того, что решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика вынесено на законных основаниях. Инспекция применила недействующие нормативно-правовые акты - приказы от 30.11.2015 N 3033 и от 25.12.2015 N 3265, что привело к приостановлению операций по счетам заявителя, создало препятствия в свободном осуществлении предпринимательской деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Самарской области было принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - ООО "Инвест-Гарант" в банке, а также переводов электронных денежных средств от 22.06.2017 N 25929. Поводом для принятия указанного решения послужило непредставление заявителем налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления (30.03.2017).
Решением УФНС России по Самарской области от 27.07.2017 N 20-15/28098@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Установлено, что заявитель применяет упрощенную систему налогообложения. Заявитель имеет на праве собственности объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 5 и г. Тольятти, ул. Революционная, д.5/, пом.1 со следующими кадастровыми номерами: 63:09:0101160:3480, 63:09:0101160:3346, 63:09:0101160:3226, 63:09:0101160:3481, 63:09:0101160:3479, 63:09:0101160:3482, 63:09:0101160:3477. Перечисленные объекты недвижимости включены в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Инспекцией было выявлено, что ООО "Инвест-Гарант" не исчисляло налог на имущество организаций по данным объектам и не представляло декларацию по налогу на имущество организаций за 2016 год.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе -налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ с 01.01.2014 законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны исчислять налог на имущество в отношении только тех объектов, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом Самарской области от 23.11.2015 N 116-ГД в Закон Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", с 2016 года на территории Самарской области введено исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении определенных объектов недвижимого имущества, перечисленных в подпунктах 1 -4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно ст.378.2 НК РФ объекты, перечисленные в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости при условии включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено что, уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 -го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период указанный перечень, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Данным пунктом не предусмотрено опубликование указанного перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2013 N 03-05-0401/51779 указано, что при рассмотрении вопроса, связанного с применениями п.7 ст. 378.2 НК РФ, следует принимать во внимание, что срок официального размещения Перечня прямо установлен законодательством о налогах и сборах как "не позднее установленного числа", а именно: не позднее 1 -го числа очередного налогового периода по налогу. При этом перечень соответствующих объектов недвижимости формируется в соответствии с критериями, установленными в ст.378.2 НК РФ, носит вторичный, информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков и сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" полномочия по определению перечня возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со ст.378.2 НК РФ и постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" 30.11.2015 министерством имущественных отношений Самарской области принят приказ N 3033 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", который опубликован 30.11.2015 на сайте министерства имущественных отношений Самарской области в сети Интернет (http://mio.samregion.ru). Пунктом 1 указанного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265 "О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" был размещен на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области в сети Интернет (www.mio.samregion.ru.) в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия. Указанный приказ министерства имущественных отношений Самарской области является действующим.
Данный вывод соответствует правовой позиции арбитражных судов по аналогичному спору по делу N А55- 21096/2017.
Довод заявителя о нарушении требований Закона Самарской области от 10.05.1995 N 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" судом первой инстанции не принят. Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрен специальный порядок опубликования перечня, который министерством соблюден.
Решением Самарского областного суда от 17.08.2017 по делу N А3а-599/2017 об оспаривании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015N 3033 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" по заявлению ООО "Восточный дублер" также установлен факт официального опубликования оспариваемого приказа в соответствии с установленным законом порядком специальным способом. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2018 года данное решение Самарского областного суда оставлено без изменения.
Ссылка заявителя на нарушение ст.5 НК РФ также является ошибочной. По смыслу п.2, 7 ст.378.2 НК РФ, перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций. Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Исходя из положений ст.1, ст.372 НК РФ по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах. Указанная правовая позиция содержится в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 N 32 -АПГ16-14.
Законность включения в перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих ООО "Инвест-Гарант", в судебном порядке не оспаривалась.
По настоящему делу предметом оспаривания является признание незаконным решения налогового органа от 22.06.2017 N 25929 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, однако фактически налогоплательщиком оспаривается нормативный правовой акт, рассмотрение которого относится к компетенции суда общей юрисдикции.
ООО "Инвест-Гарант" является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресам: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 5 и г.Тольятти, ул. Революционная, д. 5/, пом.1 со следующими кадастровыми номерами: 63:09:0101160:3480, 63:09:0101160:3346, 63:09:0101160:3226, 63:09:0101160:3481, 63:09:0101160:3479, 63:09:0101160:3482, 63:09:0101160:3477. Право собственности на данные объекты возникло у заявителя до 2015 года (в отношении соответствующих объектов 02.08.2007, 12.07.2007, 27.12.2007, 30.05.2014, 02.02.2006, 18.07.2007).
Данные объекты недвижимого имущества включены в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Таким образом, с 01.01.2016 ООО "Инвест-Гарант" обязано было исчислять налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости и представить декларацию по налогу на имущество организаций за 2016 год.
Согласно п.3 ст.386 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода по налогу на имущество организаций представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.3 ст.76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
В данном случае приостановление операций по счетам не требует обозначения в решении конкретной суммы, в пределах которой действует указанная мера воздействия. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись требования от 07.06.2016 N 04-26/1195, от 26.12.2016 N 04-26/3931 о предоставлении пояснений по факту непредставления налоговой отчетности по налогу на имущество за отчетный период 2016 год.
Согласно пояснениям ООО "Инвест-Гарант" от 19.01.2017 вх. N 01-46/002568 оно не считает себя обязанным представлять налоговую отчетность по налогу на имущество.
Изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о наличии у ООО "Инвест-Гарант" обязанности по предоставлению указанной налоговой отчетности, а также о правомерности решения налогового органа от 22.06.2017 N 25929 о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Налоговый орган на законных основаниях принял решение от 22.06.2017 N 25929 о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке, а также переводов электронных денежных средств в связи с непредставлением налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
С учетом вышеизложенного оспариваемое решение инспекции суд первой инстанции признал законным и обоснованным и оснований для признания его недействительным не усмотрел, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности того, что решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика вынесено на законных основаниях, несостоятельны, основаны на неверном понимании им требований законодательства, предъявляемых к процедуре опубликования правовых актов, принимаемых в области налоговых правоотношений.
Ссылка заявителя на то, что инспекция применила недействующие нормативно-правовые акты - приказы министерства от 30.11.2015 N 3033 и от 25.12.2015 N 3265, несостоятельна, так как данные приказы были опубликованы в установленном порядке и подлежали применению к рассматриваемым отношениям.
При таких обстоятельствах приостановление инспекций операций по счетам заявителя является правомерным, в связи с чем права и законные интересы общества при осуществлении им предпринимательской деятельности не были нарушены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 27 декабря 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2017 года по делу N А55-21037/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.