г. Томск |
|
4 апреля 2018 г. |
Дело N А03-17647/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инициатива 1" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.01.2018 по делу N А03-17647/2017 (судья Трибуналова О. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инициатива 1" (ИНН2222840727, ОГРН1152225020815), г.Барнаул, к Государственной инспекции Алтайского края, в лице Государственного жилищного надзора, г.Барнаул, о признании недействительным предписания N13-06/ку/618 от 20.06.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инициатива 1" (далее - истец, общество, ООО УК "Инициатива 1") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания N 13-06/ку/618 от 20.06.2017.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "Инициатива 1" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд в нарушение части 3 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при принятии решения руководствовался письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.04.2017 N 12368-АЧ/04, которое не является нормативно-правовым актом; в решении суда не указано, каким требованиям закона противоречит представленный в материалы дела договор управления; к спорным правоотношениям не подлежит применению статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); порядок определения размера платы за жилое помещение в многоквартирном доме и размера платы за коммунальный ресурс, использованный при содержании общего имущества в таком доме определяется в соответствие со статьей 156 ЖК РФ.
Инспекция в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с ходатайством о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие ее представителя.
В порядке части 1 статьи 266, частей 2 и 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 20.06.2017 на основании поступившей жалобы (вх.N 10-09/0-3143 от 26.05.2017) от жителя дома, расположенного по адресу: проезд Власихинский, 34 в г. Барнауле, Инспекцией была проведена документарная проверка в отношении общества, по результатам которой установлено, что жилой многоквартирный дом N 34, расположенный по адресу: проезд Южный Власихинский, г. Барнаул, общей площадью 1 424,6 м2 за исключением площади подвала, оборудован приборами учета на горячее и холодное водоснабжение. Обслуживание дома осуществляет ООО УК "Инициатива 1" на основании договора.
В результате проведенной проверки выявлено и зафиксировано в акте проверки от 20.06.2017 N 19-07/ку/1547, что обществом допущены нарушения требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), решения Управления по государственному регулированию цен и тарифов N 118 от 19.11.2014, что выразилось в следующем: исполнителем в январе - апреле 2017 года предъявлены сведения выше утвержденных нормативов на содержание общего имущества (по горячему водоснабжению - 196,45 куб.м., 131,49 куб.м., 268,61 куб.м., 250,66 куб.м., по холодному водоснабжению - 459,89 куб.м., 27,65 куб.м., 108,21 куб.м., 104,62 куб.м.); в январе и феврале 2017 года по холодному водоснабжению предъявлено на 183,424 куб.м. больше, чем по общедомовому прибору учета, в результате чего данный объем был счислен обществом с собственников помещений, а перерасчет отразился в платежных документах за июнь 2017 года.
Инспекцией обществу выдано предписание N 13-06/ку/618 от 20.06.2017, которым предписано устранить выявленные нарушения, в том числе: произвести счисление объемов по холодному водоснабжению в целях содержания общего имущества за январь 2017 года, по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества за январь, март, апрель 2017 года с учетом утвержденных нормативов на холодное и горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды. Предписанием установлен срок исполнения - 21.08.2017. Предписание в установленный срок общество не исполнило.
Общество, считая, что предписание Инспекцией вынесено неправомерно, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154, части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в том числе документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункты 24, 27 Правил N 491).
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017. При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 (часть 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" определено, что до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Разделом III Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в соответствии с которым такая плата определяется с учетом, в том числе, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 17 данного раздела, при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Указанные нормы также предусмотрены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.11.2014 N 118 (далее - Решение N 118), которым введены нормативы потребления горячего и холодного водоснабжения, относящегося на ОДН.
Согласно приложению N 2 к Решению, состав общего имущества в многоквартирном доме определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, в приложении N 2 к Решению дано понятие по определению суммарной площади общего имущества в многоквартирном доме, а также дан исчерпывающий перечень помещений общедомового имущества входящих в состав общего имущества дома, площадь которых учитывается при расчете суммарной площади помещений, при определении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, применяемые для расчета размера платы за потребленные коммунальные услуги населением, проживающим в многоквартирных домах на территории Алтайского края.
Из материалов дела следует, что норматив потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению ОДН для 10-ти этажного дома составляет 0,13 куб.м. на 1 кв.м. площади общего имущества. По предоставленной Исполнителем информации площадь общего имущества дома без учета площади подвала составляет 1424,6 кв.м., т.е. 0,13*1424,6=185,198 куб.м. норматив на горячее водоснабжение ОДН на дом. Норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению ОДН составляет 0,16* 1424,6=227,936 куб.м.
Исполнителем в январе-апреле 2017 года по горячему водоснабжению на СОИ предъявлено 196,45 куб.м., 131,49 куб.м., 268,61 куб.м. и 250,66 куб.м. соответственно. По холодному водоснабжению на СОИ предъявлено 459,89 куб.м., 27,65 куб.м., 108,21 куб.м. и 104,62 куб.м. Учитывая изложенное, по горячему водоснабжению на СОИ в январе, марте, апреле 2017 года и по холодному водоснабжению на СОИ в январе 2017 года предъявлено выше утвержденных нормативов на СОИ.
Инспекцией в ходе проверки также установлено, что в январе, феврале 2017 года по холодному водоснабжению предъявлено на 183,424 куб.м. больше, чем по общедомовому прибору учета. Данный объем счислен Исполнителем с собственников помещений, перерасчет отразился в платежных документах за июнь 2017 года.
В результате проверки Исполнителю выдано предписание произвести перерасчет размера платы по холодному водоснабжению на СОИ за январь 2017 года, по горячему водоснабжению на СОИ за январь, март, апрель 2017 года с учетом утвержденных нормативов на СОИ.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 26 приложения N1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Вопреки доводам общества приведенное толкование законодательства соответствует его содержанию и соотносится с целью регулирования отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, а также ресурсоснабжающими организации, направлено на обеспечение баланса интересов всех сторон затрагиваемых отношений, в том числе на обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущение возложения на физических лиц необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в многоквартирных жилых домах, наряду с необходимостью стимулирования развития профессиональной деятельности в области управления многоквартирными жилыми дома и реализации мероприятий по энергосбережению (путем повышения финансовой заинтересованности управляющих компаний в сокращении объемов ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ по содержанию общего имущества, с сохранением права на получение платы за содержание без изменения ее размера).
При таких обстоятельствах довод о необоснованной ссылке суда на письмо от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не принимается судом, учитывая, что вывод суда сделан на основе норм материального права, в частности, положений ЖК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание содержит законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, направленные на прекращение и устранение выявленного нарушения, и не может быть признано нарушающим права и охраняемые законом интересы, поскольку принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, предписание N 13-06/ку/618 от 20.06.2017 выдано в пределах компетенции Инспекции, соответствует требованиям ЖК РФ, направлено на устранение выявленных нарушений, в связи с чем является законным.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.01.2018 по делу N А03-17647/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17647/2017
Истец: ООО "Управляющая компания "Инициатива 1"
Ответчик: Государственная инспекция Алтайского края