Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 августа 2018 г. N Ф10-2935/18 настоящее постановление оставлено без изменения
03 апреля 2018 г. |
Дело N А83-562/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 апреля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мунтян О.И., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Калякиной О.О., лица, участвующие в деле явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года по делу N А83-562/2017 (судья Ищенко Г.М.) по иску Службы финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295051) к Государственному автономному учреждению Республики Крым "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" (пр-т Кирова, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295011); при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства культуры Республики Крым (пр-т Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) о взыскании ущерба в размере 723434,52 руб.,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с Государственного автономного учреждения Республики Крым "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" (далее - ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым") сумму причиненного бюджету Республики Крым ущерба в размере 723434,52 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы считает, решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Полагает, что суд, принимая решение, не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции относительно преждевременности направления в адрес заявителя предписания и требования о возмещении ущерба является не верным и необоснованным, поскольку прямо противоречит как нормам бюджетного законодательства так и нормам Положения N 170.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 апелляционная жалоба Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года по делу N А83-562/2017 оставлена без движения.
От Службы финансового надзора Республики Крым поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 14 час. 30 мин., 27.03.2018.
До начала судебного заседания от ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание 27.03.2018 лица, участвующие в деле, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
Согласно статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии апелляционной жалобы к производству, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом заявленного ходатайства, коллегия посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, служба финансового надзора Республики Крым, которая наделена функциями, полномочиями, правами и обязанностями, согласно нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым. Служба финансового надзора Республики Крым является новообразованным исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Положение), согласно которому Служба финансового надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
На основании приказа N 384 от 10.08.2016 руководителя Службы финансового надзора Республики Крым специалистами органа контроля проведена внеплановая проверка по вопросу расходования средств при проведении подрядчиком ООО "Южная строительно-клининговая компания" капитального и текущего ремонта здания в ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, результаты которой отражены в акте от 25.08.2016 N 06.2-05/2.
По итогам проверки Театру выдано предписание от 08.09.2016 N 06.2-14/3885 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
Из предписания следует, что в качестве ущерба квалифицирован факт невыполнения подрядчиком ООО "Южная строительно-клининговая компания" части работ по текущему ремонту здания по договорам от 09.12.2015 N 507 и от 14.12.2015 N 513 с ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым", принятых по актам выполненных работ формы КС-2 и оплаченных ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" из бюджетных средств, выделенных ему по соглашениям, заключенным с Министерством культуры Республики Крым, что, по мнению органа, привело к незаконным расходам денежных средств ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" на сумму 723 434,52 руб., а также завышению кредиторской задолженности по бухгалтерскому счету перед подрядчиком в сумме 143 727,36 руб.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Согласно предписанию в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации на ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр" возложена обязанность в порядке, установленном законодательством, обеспечить возмещение ущерба, причиненного Республике Крым в лице ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" вследствие незаконных расходов бюджета на общую сумму 723 434,52 рублей, принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений по расходованию средств бюджета при проведении текущего ремонта.
Не согласившись с предписанием, ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр" оспорил его в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2017 по делу N А83-7229/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.11.2017, исковые требования удовлетворены. Предписание Службы финансового надзора Республики Крым признано недействительным.
Судами установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым имеет полномочия на осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и на выдачу предписаний. Судом апелляционной инстанции установлено, что Службой финансового надзора Республики Крым не допущено нарушений процедуры проведения проверки.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Статьей 749 ГК РФ предусмотрено, что заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией).
Как следует, 14.12.2015 между ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" (далее - заказчик) и ООО "Южная строительноклининговая компания" (далее-подрядчик) был заключен договор на выполнение работ по текущему ремонту здания, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по текущему ремонту здания учреждения в соответствии с условиями договора и локальной сметой N 02-01-01 (пункт 1.1).
Оплата за выполненные работы производится заказчиком по безналичному расчету путем перечисления денежных средств в размере стоимости выполненных работ на расчетный счет подрядчика в течение 10 дней со дня подписания сторонами акта приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акта сдачи-приемки выполненных работ, предоставления счета на оплату и счета-фактуры, выставленных подрядчиком (пункт 2.3 договора).
Пунктом 2.4 договора предусмотрено авансирование работ в размере 60% сметной стоимости.
В акте проверки от 25.08.2016 N 06.2-05/2 Службой финансового надзора Республики Крым отмечено, что названный договор подряда заключен ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым" (далее-заказчик) с ООО "Южная строительноклининговая компания" (далее - подрядчик) в соответствии с требованиями Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым в 2015 году, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 04.02.2015 N 25.
В соответствии со статьей 749 ГК РФ учреждение (заказчик) 18.12.2015 заключило договор N 524 с ООО "Крымспецмонтаж" (исполнитель) об оказании услуг по техническому надзору, по условиям которого исполнитель взял на себя обязательства вести надзор за качеством выполнения работ по текущему ремонту здания, за проведением ремонтно-строительных работ до 100% завершения, в том числе по договору от 14.12.2015 N 513.
В связи с выполнением работ по договору от 14.12.2015 N 513 в полном объеме на общую сумму 4179277,16 руб., подписанием актов о приемке выполненных работ от 24 и 29 декабря 2015 г., справок КС-3, комиссионно с участием представителей подрядчика, заказчика, исполнителя по договору об оказании услуг по техническому надзору, представителя проектной организации акта освидетельствования скрытых работ согласно которому работы выполнены в полном объеме в соответствие с проектно-сметной документацией - локальной сметой 02-01-01, учреждение произвело оплату подрядчику за выполненные работы.
Обнаружив в дальнейшем некачественность некоторых выполненных работ по договору от 14.12.2015 N 513 и проведя строительно-техническую экспертизу, которая подтвердила ненадлежащее исполнение подрядчиком договора, и не получив от ООО "Южная строительноклининговая компания" ответа на требование устранить недостатки выполненных работ, учреждение обратилось с жалобой на подрядчика в прокуратуру. Прокуратура переслала жалобу учреждения в Службу финансового надзора Республики Крым
Усмотрев в действиях учреждения "нарушения законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных актов", Служба финансового надзора Республики Крым обязала учреждение обеспечить возмещение ущерба, причиненного вследствие незаконных расходов бюджета на сумму 723434,52 руб.
Незаконными расходами бюджета Служба финансового надзора Республики Крым посчитала оплату учреждением подрядчику (ООО "Южная строительноклининговая компания") части работ по текущему ремонту здания по договору от 14.12.2015 N 513, некачественность выполнения (или невыполнение) которых в дальнейшем установлено учреждением.
Судами установлено, что при заключении и выполнении договора подряда и договора об оказании услуг по техническому надзору учреждение действовало в соответствии с условиями договоров и требованиями действующего законодательства. Тем более, что у учреждения не утрачено право на обращение в суд с иском к подрядчику и исполнителю по договорам от 14.12.2015 N 513 и от 18.12.2015 N 524.
Как установлено судами квалификация тех или иных фактов хозяйственной деятельности, как ущерба, причиненного бюджету (то есть наступления публично-правовой ответственности) возможна только по результатам установления всех элементов деликтной ответственности бюджетополучателя, что следует из положений главы 59 ГК РФ.
При наличии договорных отношений надлежащим способом восстановления бюджетных средств является разрешение гражданско-правового спора, в которых кредитор - заказчик (в отношениях подряда), в данном случае, ГАУ РК "Государственный академический музыкальный театр Республики Крым", должно реализовать свое право, потребовав надлежащего исполнения договорных обязательств, применив к должнику по обязательству соответствующие меры договорной ответственности или расторгнуть договор. Такой спор разрешается в судебном порядке, правом самостоятельной квалификации тех или иных фактов, как нарушений обязательств, при отсутствии соответствующего решения суда орган Служба финансового надзора Республики Крым не наделен.
Таким образом, оснований для выдачи предписания у Службы финансового надзора Республики Крым не имелось, орган контроля преждевременно, в отсутствие решения суда сделал выводы о наличии финансовых нарушений со стороны заявителя.
При таких обстоятельствах констатация факта ненадлежащего неисполнения договора в нарушение положений статьи 1064 ГК РФ неправомерно квалифицирована как ущерб бюджету и на заявителя неправомерно возложена обязанность оспоренным предписанием возместить ущерб в размере 723 434,52 рублей.
Согласно ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом, адресатом предписания является кредитор по обязательству - заказчик (который, как следует из сути представления, должен себе же возместить ущерб), а не должник - подрядчик, что противоречит правовой природе обязательств (статья 307 ГК РФ, договора (статья 420 ГК РФ) и сути финансового контроля, который должен предусматривать адекватные меры реагирования и адресовать их надлежащим субъектам.
Учитывая изложенное выше, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, которые свидетельствуют об обоснованности заявленных требований о взыскании ущерба в размере 723434,52 руб., суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Службы финансового надзора Республики Крым.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Оснований для безусловной отмены принятого судом первой инстанции судебного акта коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 ноября 2017 года по делу N А83-562/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.