город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2018 г. |
дело N А53-33445/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от истца - Сивковой А.С. по доверенности от 01.07.2018, от ответчика - Филоненко Л.М. по доверенности от 05.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2018
по делу N А53-33445/2017 (судья Губенко М.И.),
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
(ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922),
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс" (ИНН 6154569550, ОГРН 1116154000819),
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс" (далее - ООО "УК "Прогресс", ответчик) о взыскании задолженности за объем электроэнергии на ОДН (СОИД) за период с августа 2017 года по сентябрь 2017 года в размере 554 720,97 руб., пени за период с 19.09.2017 по 31.12.2017 в размере 18 560,25 руб., а также пени, начисленные на задолженность в размере 554 720,97 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по день фактической уплаты суммы долга, начиная с 01.01.2018 (с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2018 исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Прогресс" в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" взыскана задолженность в размере 554 720,97 руб., пени за период с 19.09.2017-31.12.2017 в размере 18 560,25 руб., пени, начисленные на задолженность в размере 554 720,97 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по день фактической уплаты суммы долга, начиная с 01.01.2018, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 201 руб.
ООО "Управляющая компания "Прогресс" обратилось с апелляционной жалобой, просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2018 и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что судом не учтен факт отсутствия договорных отношений между сторонами либо фактически сложившихся договорных отношений по снабжению ресурсом на общедомовые нужды. Истец не представил, а суд не истребовал первичные документы (акты съема показаний) на основании которых осуществлен расчет исковых требований. Истец не представил ответчику уточненные исковые требования. Истец не представил расчет цены иска с подробной расшифровкой показателей, в т.ч. площади мест общего пользования. Ответчик не является исполнителем коммунальной услуги, т.к. договоры заключены истцом непосредственно с гражданами, счета за потребленную электроэнергию ответчиком гражданам не выставляются. Не представлены доказательства проверки правильности представленных потребителями показаний приборов учета. Определить объем жилищного ресурса в целях содержания мест общего пользования невозможно без проведенной в соответствии с п.17 п.п. е (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 проверки состояния и снятия показаний индивидуальных приборов учета.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения. Истец указал, что оферта договора энергоснабжения N 270101024 получена ответчиком 15.03.2017. В связи с отсутствием в установленный 30 - дневный срок мотивированного ответа в соответствии с п.11 Правил N 124 договор считается заключенным с 15.03.2017. В приложении N 2 к договору определен перечень точек поставки, по которым производится контроль и расчет за отпущенную энергию. Расчет задолженности произведен путем определения разницы между объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ за расчетный месяц и объемом, который должны оплатить потребители за индивидуальное потребление за период август- сентябрь 2017. С 01.01.2017 в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" плата за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме, при управлении домом управляющей организацией не является платой за коммунальную услугу, а включена в плату за содержание жилого помещения. Факт управления общим имуществом МКД ответчик не отрицает. Пункт 21(1) Правил N 124 при наличии прямых действующих договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями с 01.01.2017 возлагает на управляющую компанию обязанность по оплате объема коммунального ресурса, потребленного на ОДН как в пределах, так и сверх установленного норматива. Заявление об уточнении исковых требований было получено ответчиком 10.01.2018 (в т.ч. детализированный расчет по каждому МКД, акты съема показаний), что подтверждается штампом общества. При расчете задолженности истец руководствовался нормативом потребления услуги по энергоснабжению в целях содержания общего имущества в МКД на 1 кв.м. общей площади, входящих в состав общего имущества, утвержденных Постановлением Региональной службы по тарифам РО от 24.08.2012 N 29/104, а также использовал значения площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, полученные с сайта "Реформа ЖКХ" в сети интернет. Ответчик не представил контррасчет, не представил опровергающих доказательств. Пунктами 2.1.10, 3.2.5 договоров управления МКД управляющая компания наделена правом организовать и проводить проверку правильности учета потребления ресурсов согласно приборам учета и обязанностью собственника жилого помещения обеспечить допуск управляющей компании для осмотра приборов учета и осуществления контроля за их эксплуатацией. Ответчик мог принять меры, направленные на установление полезного отпуска электроэнергии владельца помещений.
В дополнении к апелляционной жалобе и возражениях на отзыв ООО "УК "Прогресс" указало, что истцом и судом не была учтена оплата, поступившая на расчетный ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" через платежного агента за период август - сентябрь 2017 года в сумме 163 877,29 рублей; истец признал себя исполнителем коммунальных услуг, заключив с ответчиком договор на оказание услуг N 415/01/17 от 09.11.2017.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Прогресс" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс".
Согласно расчету истца объем ОДН за август 2017 года составил 78 056 кВт/ч. на сумму 358 169,46 руб.; объем ОДН за сентябрь 2017 года составил 45 650 кВт/ч. на сумму 196 551,51 руб.
Ответчик принятые на себя обязательства по оплате поставленной электроэнергии не выполнил.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить имеющуюся задолженность.
Оставление претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в суд с настоящим иском.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых;. в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее-исполнители) на основании пункта 21,1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч.12 ст.161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст.157 ЖК РФ, договор ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Оферта договора энергоснабжения N 270101024, направленная истцом, получена ответчиком 15.03.2017. В связи с тем, что ответчик не направил в установленный 30-дневный срок ответ о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, согласно п. 11 Правил N 124, договор считается заключенным с 15.03.2017.
В Приложении N 2 к договору определен перечень точек поставки (отдачи) по которым производится контроль и расчет за отпущенную электроэнергию. По указанным в Приложении N 2 адресам истец просит взыскать задолженность за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.
На основании вышеизложенного судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии договорных отношений между сторонами по снабжению ресурсом на общедомовые нужды.
Кроме того, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения (правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда российской Федерации от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем электроэнергии за спорный период, фактически поставленной в многоквартирные дома, подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета ОДПУ и ИПУ МКД.
Факт поставки электрической энергии на объем сверхнормативного ОДН в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами, которые оценены судом первой инстанции с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Однако ответчиком обязательства по оплате задолженности за электрическую энергию, потребленную за период август-сентябрь 2017 года, не исполнены, задолженность за указанный период составила 554 720,97 рубля (уточненные требования).
Поскольку ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им взятых на себя обязательств по оплате задолженности за объем потребления электрической энергии за период август-сентябрь 2017 года, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению в полном объеме в сумме 554 720,97 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не истребовал, а истец не представил первичные документы (акты съема показаний), на основании которых осуществлен расчет исковых требований, истец не представил ответчику уточненные исковые требования и расчет цены иска с подробной расшифровкой показателей, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В материалах дела имеются акты снятия показаний средств учета за август и сентябрь 2017 г. по спорным домам (т.д. 1 л.д. 99-129,138-147, т. д. 2, л.д. 1-21).
При расчете задолженности общество руководствовалось нормативом потребления услуги по энергоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на 1 кв.м. общей площади, входящих в состав общего имущества, утвержденных Постановлением Региональной службы по тарифам РО от 24.08.2012 г. N 29/104, а также использовал значения площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, полученные с сайта "Реформа ЖКХ" в сети Интернет (www.reformagkh.ru).
Техническая документация, опровергающая расчет истца, в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлена.
Заявление об уточнении исковых требований от 10.01.2018 N 27/003-95 с приложением, истребованных судом первой инстанции документов (в том числе детализированный расчет задолженности по каждому МКД), согласно штампу ООО "УК "Прогресс" получено ответчиком 10.01.2018, в Арбитражный суд Ростовской области указанное заявление сдано 11.01.2018.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на то, что управляющая организация не обязана платить за сверхнормативный объем ОДН по жилым домам, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном понимании и толковании заявителем норм материального права. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что собственниками помещений в спорных многоквартирных домах принимались решения о распределении потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в размере превышения потребления исходя из нормативов потребления, в связи с чем, у исполнителя коммунальных услуг имеется обязанность по оплате сверхнормативного объема электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды. Наличие этой обязанности усматривается и из формул, приведенных в пункте 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124. Следовательно, ответчик, как исполнитель в отношении собственников и владельцев помещений многоквартирных домов, обязан оплачивать стоимость поставленной в дома электрической энергии на содержание общедомового имущества.
Довод ООО "УК "Прогресс" о том, что им была произведена оплата за электрическую энергию, поставленную в августе-сентябре 2017 года, в размере 163 877,29 рублей, которая необоснованно не была учтена судом первой инстанции при принятии решения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с условиями договора N 270101024 от 01.04.2017 (п. 6.10) при поступлении платежей без указания назначения платежа, гарантирующий поставщик вправе полученным платежом погасить задолженность покупателя в порядке календарной очередности.
Поскольку в платежных поручениях указано назначение платежа "Коммунальный ресурс по эл. энергии в целях содер-я общего имущ-ва в МКД по реестру от УК (доп. соглаш. от 16.01.2017)" без указания периода погашения задолженности, денежные средства, поступившие на расчетный истца, были учтены в счет погашения задолженности за более ранние периоды, наличие которой ответчиком не оспорено и документально не опровергнуто.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени, начисленной в результате просрочки оплаты поставленного ресурса за период август-сентябрь 2017 года в размере 18 560,25 руб. за период с 19.09.2017 по 31.12.2017.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как следует из абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Кроме того, статьей 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов.
Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок суммы.
По смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Представленный истцом уточненный расчет пени за период 19.09.2017 по 31.12.2017 судом проверен и признан арифметически и методологически верным, ответчиком контррасчет не представлен. Требование о взыскании пени обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Истец заявил требование о взыскании пени с 01.01.2018 по день фактической оплаты задолженности. Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", по смыслу статей 330, 395, 809 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
На основании изложенного, истцом правомерно заявлены требования о взыскании пени, начисленные на сумму 554 720,97 рублей на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" начиная с 01.01.2018 года по день фактической оплаты задолженности.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.01.2018 по делу N А53-33445/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33445/2017
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРОГРЕСС"