город Омск |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А70-13927/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1269/2018) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.12.2017 по делу N А70-13927/2017 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "ЕВРАКОР" к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о признании недействительными решений от 27.09.2017 NN 082S19170005961, 082S19170005954 и 082S19170005955 о привлечении к ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от акционерного общества "ЕВРАКОР" - Долгов А.С. (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018),
установил:
Акционерное общество "ЕВРАКОР" (далее по тексту - заявитель, АО "ЕВРАКОР", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Управление) о признании недействительными решений от 27.09.2017 N N 082S19170005961, 082S19170005954 и 082S19170005955 о привлечении к ответственности.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.12.2017 по делу N А70-13927/2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия у Пенсионного фонда правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ, Закон индивидуальном (персонифицированном) учете), поскольку исходные сведения о застрахованных лицах были направлены АО "ЕВРАКОР" в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена страхователем путем направления корректирующих сведений.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статью 15, пункт 2.2 статьи 11, статью 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учёте, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция), указал на то, что страхователь имеет право без предъявления к нему санкций уточнить и дополнить сведения, информация о которых за данный отчетный период уже была представлена в территориальный орган в установленный законом срок. Если же страхователь впервые представил сведения о застрахованных лицах после истечения установленного срока, то имеет место состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и финансовые санкции в этом случае применяются.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель АО "ЕВРАКОР" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.
08.11.2016 АО "ЕВРАКОР" представил в уполномоченный орган Пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2016 года по форме СЗВ-М в отношении 103 застрахованных лиц. 30.03.2017 заявителем в уполномоченный орган Пенсионного фонда представлены сведения по форме СЭВ-М с типом "дополняющая" за октябрь 2016 года в отношении 3924 застрахованных лиц, сведенья о которых отсутствовали в исходной форме.
11.05.2017 заявитель в установленный законом срок представил в уполномоченный орган сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года в отношении 4 252 застрахованных лиц. 24.05.2017 Обществом в уполномоченный орган Пенсионного фонда представлены сведения по форме СЭВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2017 года в отношении 1 застрахованного лица, сведенья о котором отсутствовали в исходной форме.
13.03.2017 АО "ЕВРАКОР" в установленный срок представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года в отношении 73 застрахованных лиц. 31.03.2017 Обществом в уполномоченный орган Пенсионного фонда представлены сведения по форме СЭВ-М с типом "дополняющая" за февраль 2017 года в отношении 3 995 застрахованных лиц, сведенья о которых не отражены в исходной форме отчета.
В связи с поступлением формы СЗВ-М ("дополняющая") за октябрь 2016 года, апрель 2017 года и февраль 2017 года должностными лицами Пенсионного фонда в отношении АО "ЕВРАКОР" проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, по результатам которых составлены акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.08.2017 N 082S18170004621, N 082S18170004627 и N 082S18170004626.
В ходе проведённой проверки Пенсионным фондом был сделан вывод о том, что страхователь представил неполные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, апрель 2017 года и февраль 2017 года, что является нарушением пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По итогам указанных проверок Пенсионным фондом вынесены оспариваемые решения от 27.09.2017 N 082S19170005961, N 082S19170005954 и N 082S19170005955, в соответствии с которыми Общество привлечено к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафов в размере 1 962 000 руб., 500 руб. и 1 997 500 руб.
Не согласившись с указанными решениями, АО "ЕВРАКОР" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с рассматриваемым заявлением.
28.12.2017 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд РФ, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ АО "ЕВРАКОР" является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа (до 01.01.2017 не позднее 10-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем третьим статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения Обществу вменено предоставление им в определенные Законом N 27-ФЗ сроки неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, согласно оспариваемым решениям Пенсионного фонда в установленный законом срок:
- 08.11.2016 представлены сведения за октябрь 2016 года на 103 застрахованных лица и 30.03.2017 (с пропуском срока) представлены корректирующие сведенья в отношении 3924 застрахованных лиц;
- 11.05.2017 представлены сведения за апрель 2017 года на 4 252 застрахованных лица и 24.05.2017 (с пропуском срока) представлены корректирующие сведенья в отношении 1 застрахованного лица;
- 13.03.2017 представлены сведения за февраль 2017 года на 73 застрахованных лица и 31.03.2017 (с пропуском срока) представлены корректирующие сведенья в отношении 3 995 застрахованных лиц.
Вместе с тем, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях АО "ЕВРАКОР" нарушений положений пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по следующим основаниям.
Для представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом изложенного, сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах за отчетный октябрь 2016 года, апрель 2017 года и февраль 2017 года предоставляются страхователями не позднее 10.11.2016, 15.05.2017 и 15.03.2017.
В соответствии со статьей 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н.
Согласно нормам Инструкции N 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации указал на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Как выше сказано АО "ЕВРАКОР" первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) за октябрь 2016 года - 08.11.2016, за апрель 2017 года - 11.05.2017 и за февраль 2017 года - 13.03.2017, то есть, в установленный срок.
В связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных данных, 30.03.2017 Обществом направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 3 924 застрахованных лиц, 24.05.2017 на 1 застрахованное лицо и 31.03.2017 на 3 995 застрахованных лиц.
Осуществив проверку поданных 30.03.2017, 24.05.2017 и 31.03.2017 индивидуальных сведений, Управление пришло к выводу о представлении неполных сведений в отношении 3 924 застрахованных лиц за октябрь 2016 года, 1 застрахованного лица за апрель 2017 года и 3 995 застрахованных лиц за февраль 2017 года, в связи с чем, приняло решения от 27.09.2017 N N 082S19170005961, 082S19170005954 и 082S19170005955 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Имея в виду приведенное выше правовое регулирование, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что Управлением обозначенный выше факт предоставления Обществом неполных сведений за октябрь 2016 года, апрель 2017 года и февраль 2017 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен только после направления АО "ЕВРАКОР" формы СЗВ-М ("дополняющей"), что свидетельствует о том, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до момента обнаружения (выявления) такой ошибки Пенсионным фондом.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
Учитывая изложенное, приведенные выше нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), а также то, что в рассматриваемом случае Общество самостоятельно исправило допущенные ошибки до выявления их Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Пенсионного фонда достаточных правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Изложенные выше выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 24.11.2014 N 310-КГ14-4558 по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, и направлены на формирование единой правоприменительной практики по делам об оспаривании решений органов Пенсионного фонда Российской Федерации о привлечении к ответственности за правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, оспариваемые решения Пенсионного фонда от 27.09.2017 N N 082S19170005961, 082S19170005954 и 082S19170005955 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не соответствуют требованиям Закона N 27-ФЗ и нарушают законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заинтересованного лица, изложенную им в суде первой инстанции, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Пенсионный фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.12.2017 по делу N А70-13927/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.