г. Томск |
|
5 апреля 2018 г. |
Дело N А45-34477/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В.,
Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г. без использования средств аудиозаписи
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 января 2018 года по делу N А45-34477/2017 (судья Нахимович Е. А.)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" филиала "ЗапСибаэронавигация" (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 77б, ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124)
к Государственному учреждению - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 61)
о признании незаконным и отмене приказа от 30.08.2017 N 5858,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "ЗапСибаэронавигация" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования от 30.08.2017 N 5858.
Решением от 26.01.2018 Арбитражного суда Новосибирской области требования заявителя удовлетворены.
Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить.
Указывает, что при установлении надбавки к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитывались итоги работы страхователя за три года, с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию.
Установление надбавки к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является своего рода мерой ответственности страхователя за ненадлежащую организацию охраны труда работников.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие считает доводы Фонда социального страхования несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились. От предприятия представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом филиала N 1 ГУ НРОФСС РФ от 30.08.2017 N 5858 филиалу "Аэронавигация Западной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год в размере 2%.
Полагая указанный выше ненормативный акт незаконным, предприятие обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление страхователю надбавки к страховому тарифу по месту нахождения филиала, который не является страхователем и юридическим лицом, а также самостоятельной классификационной единицей, является незаконным, нарушает права и интересы заявителя, так как возлагает на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 7 статьи 3, подпунктом 1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве являются, в том числе, юридические лица любой организационно-правовой формы.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 125-ФЗ в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, Закон N 125-ФЗ не содержит иного понятия страхователя кроме как юридическое лицо.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 N 27 утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Порядок регистрации).
В соответствии с настоящим Порядком обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подпункт 1 пункта 1 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Порядка, регистрируются в качестве страхователей в региональном отделении Фонда (Филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения данных обособленных подразделений.
Обособленные подразделения юридических лиц не наделяются статусом самостоятельного субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию и не могут являться страхователями в силу закона.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил).
В силу пункта 7 Правил страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, зарегистрирован в Минюсте РФ 20.02.2006 N 7522 (далее - Порядок).
Согласно пункту 7 Порядка, самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований:
- осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
- ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя с отражением соответствующих доходов в графе 3 таблицы, предусмотренной пунктом 9 приложения N 2 к настоящему Порядку, в том числе позволяющего обеспечить составление раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 156н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.03.2011 N 20129) (далее - форма 4-ФСС);
- представление в территориальный орган Фонда в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы 4-ФСС по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей;
- соответствие наименований видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением N 2 к настоящему Порядку, наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя;
- отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем, не погашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя, согласно приложению N 3 к настоящему Порядку в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Таким образом, законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных требований.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица и находится в г. Москве, согласно основному виду деятельности заявителя ОКВЭД 52.23.12 "Управление воздушным движением" определен 3 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,40 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу застрахованных лиц), в г. Новосибирске находится филиал предприятия "ЗапСибаэронавигация", который осуществляет основной вид деятельности предприятия, заявитель зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения о филиале "ЗапСибаэронавигация" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" филиал осуществляет деятельность, определенную Уставом предприятия в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании, обеспечении безопасности, экономичности и регулярности полетов воздушных судов.
При этом Фондом социального страхования не оспаривается, что филиал предприятия не осуществляет иных видов экономической деятельности, кроме основного, заявитель не представляет в территориальный орган Фонда раздел II формы 4-ФСС по каждому подразделению страхователя, заявления о выделении подразделения страхователя в самостоятельную классификационную единицу предприятием не подавалось.
Статус обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения, в частности, филиала заявителя самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, Фонд социального страхования в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие осуществление филиалом предприятия иных видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности предприятия.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные выше обстоятельства, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае филиал заявителя не является самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Фонда социального страхования правовых оснований для издания оспариваемого приказа.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что установление надбавки к страховому тарифу от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является своего рода мерой ответственности страхователя за ненадлежащую организацию охраны труда работников, признается судом несостоятельной, поскольку оспариваемый приказ возлагает на заявителя дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, в том числе в части направления уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что установление надбавки в размере 2% филиалу предприятия, который не является страхователем и юридическим лицом, является незаконным.
Ссылка Фонда социального страхования на не нарушение оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку установленная надбавка к страховому тарифу 2% (против страхового тарифа юридического лица в размере 0,40%), влечет для филиала увеличение размера страховых взносов и как не соответствующий закону не может не нарушать прав страхователя.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого приказа и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предприятием требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что Фондом социального страхования в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 января 2018 года по делу N А45-34477/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34477/2017
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ГУ - НОВОСИБИРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ