город Омск |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А46-21735/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2192/2018) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 18.01.2018 по делу N А46-21735/2017 (судья Голобородько Н.А.), принятое
по заявлению Департамента
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, регистрирующий орган),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Закирова Эдуарда Газизовича,
о признании незаконной регистрации права собственности на объекты недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента - Емельянова Т.В. по доверенности N Исх-ДИО/15069 от 06.09.2017 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Росреестра по Омской области - Киргинцев К.А. по доверенности N 106 от 25.12.2017 сроком действия по 31.12.2018 (удостоверение);
от Закирова Э.Г. - Сторожко С.В. по доверенности N 55АА1747269 от 07.11.2017 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации),
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконной регистрации права собственности Закирова Эдуарда Газизовича на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:130101:6667 под номером 55:36:130101:6667-55/001/2017-1 от 01.08.2017, регистрации права собственности Закирова Э.Г. на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:130101:6669 под номером 55:36:130101:6669-55/001/2017-1 от 07.08.2017, регистрации права собственности Закирова Э.Г. на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:130101:6668 под номером 55:36:130101:6668-55/001/2017-1 от 04.08.2017.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.11.2017 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Закиров Эдуард Газизович (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.01.2018 в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентированы случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, и на то, что основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, поэтому в рассматриваемом случае третьим лицом на регистрацию предоставлены все необходимые документы, требующиеся для государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости, а Управление Росреестра по Омской области законно провело регистрацию права собственности третьего лица.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 18.01.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
При этом податель апелляционной жалобы настаивает на том, что Управление не имело законных оснований для регистрации права собственности на спорные объекты на основании только технического плана и договора аренды земельного участка, так как при совершении регистрационных действий Закировым Э.Г. не представлено разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию.
Департамент также ссылается на подпункт 3 пункта 3.2 договоров аренды земельных участков от 16.09.2016, которым предусмотрена обязанность арендатора (Закирова Э.Г.) получить технические условия на проектирование объекта, разработать и согласовать в установленном порядке проект объекта в соответствии с градостроительным планом земельного участка, и на подпункт 14 того же пункта договоров, которым предусмотрена обязанность арендатора предоставить арендодателю ввод в эксплуатацию объектов по окончанию работ.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу лицами, участвующими в деле, суду апелляционной инстанции не представлены.
В устном выступлении в судебном заседании представители Управления Росреестра по Омской области и Закирова Э.Г. выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между Департаментом (арендодатель) и Закировым Э.Г. (арендатор) 16.09.2016 заключены договоры аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городе Омске, под строительство, по результатам аукционов N Д-Кр-31-11295, N Д-Кр-31-11297, N Д-Кр-31-11298 (далее - Договоры аренды), по условиям которых арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 20 лет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городе Омске, относящиеся к категории земель населенных пунктов, площадью 800 кв.м; границы участка обозначены в кадастровом паспорте, прилагаемом к Договорам аренды и являющемся неотъемлемой частью Договоров аренды (л.д.52-55, 61-64, 70-73).
Кадастровые номера участков, предоставленных по Договорам аренды - 55:36:130101:6091, 55:36:130101:6080, 55:36:130101:6094 (пункты 1.1, 1.2 Договоров).
10.08.2017 Закиров Э.Г. обратился в Департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130101:6091, 55:36:130101:6080, 55:36:130101:6094 в собственность за плату без проведения торгов в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.46, 48, 50).
В обоснование наличия у Закирова Э.Г. прав на приобретение в собственность указанных выше земельных участков в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлениям о предоставлении земельных участков третьим лицом приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с которыми на соответствующих земельных участках находятся индивидуальные жилые дома с кадастровыми номерами 55:36:130101:6668, 55:36:130101:6669, 55:36:130101:6667, права собственности на которые зарегистрированы за Закировым Э.Г. (л.д.13-15, 21-23, 29-31).
Из сведений, отраженных в выписках из Единого государственного реестра недвижимости, следует, что основанием регистрации права собственности Закирова Э.Г. на жилые дома с кадастровыми номерами 55:36:130101:6668, 55:36:130101:6669, 55:36:130101:6667 послужили технические планы соответствующих объектов недвижимости и договоры аренды земельных участков, заключенные между Департаментом и Закировым Э.Г.
Полагая, что названные выше документы не являются достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав собственности на соответствующие объекты недвижимости (индивидуальные жилые дома), и что регистрация прав Закирова Э.Г. произведена Управлением Росреестра по Омской области неправомерно, Департамент обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании такой регистрации незаконной.
18.01.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае Департаментом заявлены требования о признании незаконной регистрации прав собственности Закирова Эдуарда Газизовича на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:130101:6667 под номером 55:36:130101:6667-55/001/2017-1 от 01.08.2017, на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:130101:6669 под номером 55:36:130101:6669-55/001/2017-1 от 07.08.2017, на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:130101:6668 под номером 55:36:130101:6668-55/001/2017-1 от 04.08.2017 (индивидуальные жилые дома) по основанию непредоставления Закировым Э.Г. при совершении регистрационных действий достаточных документов, являющихся основанием для регистрации права собственности на указанные объекты.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи друг с другом и с нормативными положениями действующего законодательства, соглашается с доводами Управления Росреестра по Омской области и третьего лица, правильно поддержанными судом первой инстанции, о том, что представленные Закировым Э.Г. на государственную регистрацию документы являются достаточными для проведения регистрации права собственности в соответствии с требованиями законодательства, и о том, что регистрация, осуществленная Управлением, является законной, по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрены главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. В числе таких документов - оснований указаны, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае для осуществления государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости - индивидуальные жилые дома с кадастровыми номерами 55:36:130101:6668, 55:36:130101:6669, 55:36:130101:6667 - Закировым Э.Г. в Управление Росреестра по Омской области представлены заключенные с Департаментом договоры аренды земельных участков, на которых расположены обозначенные дома, и технические планы зданий (см. отметки в сведениях об основных характеристиках объектов - л.д.14, 23, 30).
При этом частью 7 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что до 1 марта 2018 года (в редакции Федерального закона от 28.02.2018 N 36-ФЗ - до 1 марта 2020 года) основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 названного Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
При таких обстоятельствах, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130101:6091, 55:36:130101:6080, 55:36:130101:6094, на которых возведены индивидуальные жилые дома с кадастровыми номерами 55:36:130101:6668, 55:36:130101:6669, 55:36:130101:6667, расположены на землях населенных пунктов и имеют разрешенное использование - для строительства индивидуальных жилых домов (см. кадастровые паспорта земельных участков - л.д.16, 24, 32), постольку Управление Росреестра по Омской области, с учетом приведенных выше положений части 7 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, обоснованно ссылается на то, что представленные Закировым Э.Г. документы на регистрацию права собственности на спорные объекты недвижимости являлись достаточными для осуществления такой регистрации.
При этом ссылки Департамента на то, что государственная регистрация права собственности на объекты с кадастровыми номерами 55:36:130101:6668, 55:36:130101:6669, 55:36:130101:6667 могла быть осуществлена Управлением только на основании разрешений на ввод соответствующих объектов в эксплуатацию, правильно отклонены судом первой инстанции, как не основанные на нормах закона и сформулированные без учета положений части 7 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Так, суд первой инстанции правильно исходил из того, что буквальное толкование нормы части 7 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не предполагает определение каких-либо случаев осуществления государственной регистрации объектов индивидуального жилищного строительства, при которых требуется предоставление не только документов, указанных в такой норме (технический план и договор аренды), но и иных документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем, ссылки Департамента на часть 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и на статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание в качестве изменяющих основания регистрации права собственности, определенные частью 7 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и учтенные регистрирующим органом при принятии решений по соответствующим заявлениям Закирова Э.Г. о государственной регистрации прав собственности.
По аналогичным основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки подателя апелляционной жалобы на подпункты 3, 14 пункта 3.2 договоров аренды земельных участков от 16.09.2016, поскольку соответствующие условия договоров аренды сами по себе не изменяют основания и порядок осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, установленный действующим законодательством.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в материалах настоящего дела имеются выданные Закирову Э.Г. разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:130101:6091, 55:36:130101:6080, 55:36:130101:6094 (л.д.104-115).
При таких обстоятельствах, учитывая, что документы, представленные Закировым Э.Г. на регистрацию его прав собственности в отношении объектов с кадастровыми номерами 55:36:130101:6668, 55:36:130101:6669, 55:36:130101:6667, соответствовали требованиям части 7 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, и обратное заявителем не доказано, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что регистрация соответствующих прав третьего лица, осуществленная Управлением Росреестра по Омской области, не может быть признана незаконной или нарушающей права и законные интересы Департамента по причинам, указанным заявителем, то есть ввиду отсутствия достаточных документов для осуществления такой регистрации.
Как следствие, учитывая установленные выше обстоятельства и сформулированные выводы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для удовлетворения требований, заявленных Департаментом.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.01.2018 по делу N А46-21735/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.