г.Москва |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А40-142013/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Д.В.Каменецкого, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.11.2017, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (148-795)
по делу N А40-142013/17
по заявлению ПАО "ТНС энерго Ярославль"
к ФАС России
третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
о признании незаконным приказ от 27.07.2017 N 1001/17
при участии:
от заявителя: |
Хрящева С.Ю. по дов. от 20.12.2017; |
от ответчика: |
Овсянникова М.В. по дов. от 11.10.2017; Танащук Е.В. по дов. от 08.02.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ТНС энерго Ярославль" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Федеральной антимонопольной службы (далее также - ответчик, антимонопольный орган, ФАС России) от 27.07.2017 N 1001/17 "Об отмене приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30 июня 2017 года N 32-ви "О внесении изменения в приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2016 N 449-ээ/сбн".
Решением суда от 20.11.2017 заявленные требования удовлетворены, оспариваемый приказ признан судом недействительным.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что оспариваемый приказ принят с нарушением норм действующего законодательства, а также нарушает права законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. Указывает, что принятие оспариваемого приказа было осуществлено ФАС России в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что заявителем не доказано наличие нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным актом антимонопольного органа. Указывает также, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области не имеет полномочий по пересмотру в течение периода регулирования установленных на 2017 год сбытовых надбавок ПАО "ТНС энерго Ярославль", поскольку основания для такого пересмотра, установленные законодательством об электроэнергетике, отсутствовали.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в письменных объяснениях, представленных в порядке ст.81 АПК РФ, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на незаконность оспариваемого приказа антимонопольного органа.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и письменных объяснениях доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2016 N 449-ээ/сбн "Об установлении сбытовых надбавок публичному акционерному обществу "ТНС Энерго Ярославль" на территории Ярославской области на 2017 год" установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО "ТНС Энерго Ярославль" с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.06.2017 N 32-ви "О внесении изменения в приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2016 N 449-ээ/сбн" увеличена сбытовая надбавка для тарифной группы потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии" на второе полугодие 2017 года с 0,37011 до 0,58753 руб./кВт*ч, коэффициент параметров деятельности гарантирующего поставщика на второе полугодие 2017 года увеличен с 1,34 до 2,25.
27.07.2017 ФАС России издан оспариваемый приказ, которым Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области признан превысившим полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части пересмотра установленных на 2017 год сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ПАО "ТНС энерго Ярославль"; с 01.08.2017 приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.06.2017 N 32-ви отменен.
Не согласившись с данным приказом антимонопольного органа, ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа.
Согласно ч.1 ст.29.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) Федеральной антимонопольной службой (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)) установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 543 (далее также - Положение о государственном контроле).
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен ответчиком с нарушением норм указанного Положения.
Так, согласно п.4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 N 123, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 настоящих Правил.
Такие материалы должны быть получены одним из способов федерального государственного контроля, в противном случае отмена решения является произвольной вне исследования достаточного объема документов, материалов, объяснений, являющихся основанием для принятия решения.
Государственный контроль (надзор) в соответствии с п.4 Положения о государственном контроле осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике", настоящим Положением и актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятыми с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), определенных настоящим Положением.
Пунктом 5 Положения о государственном контроле установлено, что государственный контроль (надзор) осуществляется посредством: а) проверок, в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) - при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); г) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в силу п.п."в" п.6 Положения о государственном контроле в электроэнергетике является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, применения платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике, а также соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.
В силу п.14 Положения о государственном контроле в ходе проверок подконтрольных субъектов: а) запрашиваются необходимые объяснения, документы и материалы по вопросам, составляющим предмет проверки; б) рассматриваются документы, характеризующие деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; в) проводится экспертиза документов, характеризующих деятельность или исполнение полномочий подконтрольными субъектами, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, составляющим предмет проверки; г) проводится обследование объектов, связанных с предметом проверки.
Пунктом 18 Положения о государственном контроле установлено, что по результатам проверки составляется акт проверки по установленной форме в 2 экземплярах. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных экспертиз, объяснения работников подконтрольного субъекта, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Таким образом, как правильно отметил суд в своем решении, факт наличия нарушений должен быть зафиксирован в соответствующем акте проверки.
При этом меры по устранению последствий выявленных нарушений перечислены в п.30 Положения о государственном контроле.
Таким образом, принятие антимонопольным органом оспариваемого приказа вне рамок проверки, предусмотренной нормами Положения о государственном контроле, неправомерно. Данная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ N 305-КГ17-20593 от 22.02.2018.
В связи с изложенным, подлежит отклонению как необоснованный довод заявителя жалобы о том, что принятие оспариваемого приказа осуществлено ФАС России в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Относительно полномочий Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также - Департамент) необходимо отметить, что пересмотр сбытовой надбавки осуществлен им на основании п.7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1178 от 29.12.2011 (далее также - Правила государственного регулирования цен).
Указанным пунктом Правил предусмотрено, что пересмотр цен (тарифов) в течение периода регулирования допускается в связи с приведением цен (тарифов) в соответствие с законодательством РФ об электроэнергетике.
Пересмотр сбытовых надбавок гарантирующего поставщика произведен на основании обращения регулируемой организации письмом исх. N 02-1/1366 от 10.04.2017 в Правительство Ярославской области с просьбой пересмотреть размер сбытовых надбавок Общества с 01.07.2017.
При этом Департаментом было правомерно учтено, что деятельность ПАО "ТНС энерго Ярославль" является регулируемой; сбытовые надбавки ПАО "ТНС энерго Ярославль" как гарантирующего поставщика электрической энергии на 2017 год установлены приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.12.2016 N 449-ээ/сбн; после принятия указанного выше приказа изменилось законодательство об электроэнергетике, что существенно повлияло на ведение гарантирующим поставщикам регулируемой деятельности.
Согласно п.7 Правил государственного регулирования цен цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Действие данного пункта, как обоснованно указал суд в своем решении, не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.
В случае если пересмотр цен (тарифов) осуществляется в течение финансового года в целях приведения в соответствии с законодательством РФ, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами. При таких данных пункт 7 Правил государственного регулирования цен дает возможность пересмотреть тарифы в течение периода регулирования в связи с изменением законодательства во внесудебном порядке.
Учитывая изложенное, подлежит отклонению как необоснованный довод заявителя жалобы о том, что Департамент не имеет полномочий по пересмотру в течение периода регулирования установленных на 2017 год сбытовых надбавок ПАО "ТНС энерго Ярославль" в связи с отсутствием установленных законодательством об электроэнергетике оснований для такого пересмотра.
Что касается довода жалобы о недоказанности заявителем наличия нарушений его прав и законных интересов оспариваемым приказом ФАС России, то необходимо отметить, что данный приказ затрагивает экономические интересы Общества в части возмещения расходов, связанных с осуществлением регулируемого вида деятельности в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии, в связи с необоснованным уменьшением размера необходимой валовой выручки.
Так, на второе полугодие 2017 года регулирующим органом для ПАО "ТНС энерго Ярославль" утверждена величина необходимой валовой выручки, включая затраты в размере 370829 тыс. руб. В результате издания оспариваемого приказа размер необходимой валовой выручки не будет учитывать все обоснованные затраты по исполнению обязательств гарантирующего поставщика при осуществлении основной деятельности в 2017 году.
При таких обстоятельствах, удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый приказ ответчика принят с нарушением требований действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы ПАО "ТНС энерго Ярославль" в сфере предпринимательской деятельности.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2017 по делу N А40-142013/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Д.В.Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.