г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А56-100396/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Дмитриева И.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5288/2018) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2018 по делу N А56-100396/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга
заинтересованное лицо: ООО "ИНВАРСОФТ"
о взыскании штрафа
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ИНВАРСОФТ" (далее - заинтересованное лицо, Общество) о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2016 в сумме 5 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 29.01.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Управление обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
В отзыве на жалобу Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда было принято решение от 18.01.2017 N 202S19170002266 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в сумме 5 000 руб., также страхователю направлено требование от 15.02.2017 N 202S01170373073 об уплате штрафных санкций
В установленный в требовании срок финансовые санкции уплачены не были, что явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в период с 1 апреля 2016 года по 1 января 2017 года) страхователь обязан был представлять соответствующие сведения ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в названную норму Закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчетности применительно к дате, следующей за отчетным периодом, увеличен с 10-го до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением требований, суд первой инстанции ссылается на частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Апелляционный суд считает указанный вывод суда ошибочным, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует факт смягчения или устранения санкции, так как изменения срока предоставления отчета не повлекло изменения размера ответственности.
Таким образом, изменение сроков представления отчетности не является основанием для принятия решения об отмене штрафной санкции о привлечении к ответственности.
С учетом изложенного, вывод суда о том, на момент вынесения Управлением Пенсионного фонда решения от 18.01.2017 года N202S19170002266 и обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа совершенное Обществом деяние не образует состав правонарушения, является ошибочным.
Как видно из материалов дела, в форме СЗВ-М за октябрь 2016 страхователем представлены сведения на 10 застрахованных лиц.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, Управление при принятии решения от 18.01.2017 N 202S19170002266 не рассматривало вопрос о возможности снижения штрафа.
Закон N 212-ФЗ, действующий с 01.01.2015 в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", не предусматривает обязанность органа контроля за уплатой страховых взносов выявлять и учитывать при вынесении решения о привлечении страхователя к ответственности смягчающие его вину обстоятельства, влияющие на размер штрафа.
При этом Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
На основании статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд, учитывая незначительное количество дней просрочки представления отчетности (1 день), совершение правонарушения впервые, устранение нарушения по собственной инициативе, отсутствие вредных последствий для бюджета ПФР, установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств и считает возможным снизить штраф до 500 руб.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2018 по делу N А56-100396/2017 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ИНВАРСОФТ" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга штраф в размере 500 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.