г. Самара |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А72-9810/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу N А72-9810/2017 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, г.Ульяновск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1177325006231, ИНН 7325153348), г.Ульяновск,
о признании недействительными и отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - заявитель, УМВД России по Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительными и отмене решений от 23.06.2017 N 08S19170003881 об уплате штрафа 500 руб., N 08S19170003882 об уплате штрафа 1 000 руб., N 08S19170003883 об уплате штрафа 2 000 руб., N 08S19170003884 об уплате штрафа 500 руб., N 08S19170003885 об уплате штрафа 1 500 руб., N 08S19170003886 об уплате штрафа 500 руб., N 08S19170003887 об уплате штрафа 1000 руб., N 08S19170003888 об уплате штрафа 4 000 руб., N 08S19170003889 об уплате штрафа 1 500 руб., N 08S19170003890 об уплате штрафа 500 руб., N 08S19170003891 об уплате штрафа 500 руб. (в части одного застрахованного лица Кириллова Антона Радионовича), N 08S19170003892 об уплате штрафа 500 руб. (т.1 л.д.4-6)
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2017 по делу N А72-9810/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 23.06.2017 N 083S19170003881, N 083S19170003882, N 083S19170003883, N 083S19170003884, N 083S19170003885, N 083S19170003886, N 083S19170003887, N 083S19170003888, N 083S19170003889, N 083S19170003890, N 083S19170003892 и N 083S19170003891 в части назначения штрафа 500 руб. (в отношении застрахованного лица Кириллова Антона Радионовича) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) принять меры к восстановлению прав и законных интересов заявителя (т.4 л.д.126-128).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что в данном случае не было необходимости устранять какие-то расхождения и корректировать данные лицевых счетов, поскольку сведения первоначально не сдавались.
В противном случае в статье 17 Закона N 27-ФЗ не было бы такого состава правонарушения, как представление неполных сведений.
Соответственно, представление сведений не на всех застрахованных лиц не подпадает под понятие ошибок, которые можно исправить без привлечения к ответственности.
Сведения о застрахованных лицах не были указаны страхователем в форме СЗВ-М "исходная", то есть фактически были представлены впервые в СЗВ-М "дополняющая".
Таким образом, представленные первоначально сведения по форме СЗВ-М "исходная" персонифицированного учета являлись неполными.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом непредставление страхователем в срок, либо представление неполных или недостоверных сведений в отношении своих работников -застрахованных лиц, влечет правовые последствия по необоснованным выплатам пенсии в увеличенном размере (с учетом индексации) (т.4 л.д.132-133).
УМВД России по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, УМВД России по Ульяновской области зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
06.06.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Май 2016 года, 05.07.2016 - дополняющую форму.
05.07.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Июнь 2016 года, 09.08.2016 - дополняющую форму.
09.08.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Июль 2016 года, 19.08.2016, 16.11.2016 и 18.11.2016 - дополняющие формы.
09.09.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Август 2016 года, 13.09.2016, 16.11.2016 и 18.11.2016 - дополняющие формы.
07.10.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Сентябрь 2016 года, 07.11.2016 и 16.11.2016 - дополняющие формы.
07.11.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Октябрь 2016 года, 16.02.2017 - дополняющая форма.
07.12.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Ноябрь 2016 года, 16.02.2017 - дополняющая форма (в части застрахованного лица Кириллова А.Р.).
19.05.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в отношении УМВД России по Ульяновской области составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 083S18170003368, 083S18170003369, 083S18170003370, 083S18170003372, 083S18170003371, 083S18170003373, 083S18170003375, 083S18170003374, 083S18170003377, 083S18170003376, 083S18170003384, 083S18170003378.
23.06.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в отношении УМВД России по Ульяновской области вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 083S19170003881, 083S19170003882, 083S19170003883, 083S19170003885, 083S19170003884, 083S19170003886, 083S19170003888, 083S19170003887, 083S19170003890, 083S19170003889, 083S19170003892, 083S19170003891.
УМВД России по Ульяновской области не согласилось с решениями Пенсионного фонда и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Материалами дела подтверждается, что 06.06.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Май 2016 года, 05.07.2016 - дополняющую форму.
05.07.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Июнь 2016 года, 09.08.2016 - дополняющую форму.
09.08.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Июль 2016 года, 19.08.2016, 16.11.2016 и 18.11.2016 - дополняющие формы.
09.09.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Август 2016 года, 13.09.2016, 16.11.2016 и 18.11.2016 - дополняющие формы.
07.10.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Сентябрь 2016 года, 07.11.2016 и 16.11.2016 - дополняющие формы.
07.11.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Октябрь 2016 года, 16.02.2017 - дополняющая форма.
07.12.2016 УМВД России по Ульяновской области представило в Пенсионный фонд Ленинского района сведения по форме СЗВ-М (исходная) за Ноябрь 2016 года, 16.02.2017 - дополняющая форма (в части застрахованного лица Кириллова А.Р.).
19.05.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в отношении УМВД России по Ульяновской области составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 083S18170003368, 083S18170003369, 083S18170003370, 083S18170003372, 083S18170003371, 083S18170003373, 083S18170003375, 083S18170003374, 083S18170003377, 083S18170003376, 083S18170003384, 083S18170003378.
23.06.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в отношении УМВД России по Ульяновской области вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 083S19170003881, 083S19170003882, 083S19170003883, 083S19170003885, 083S19170003884, 083S19170003886, 083S19170003888, 083S19170003887, 083S19170003890, 083S19170003889, 083S19170003892, 083S19170003891.
Правонарушение выразилось в следующем: в исходной форме СЗВ-М за спорные отчетные периоды, представленные страхователем 06.06.2016, 05.07.2016, 09.08.2016, 09.09.2016, 07.10.2016, 07.11.2016 и 07.12.2016, сведения на застрахованных лиц, указанные в дополняющих формах от 05.07.2016, 09.08.2016, 19.08.2016, 16.11.2016, 18.11.2016, 13.09.2016, 07.11.2016, 16.02.2017, отсутствовали. УМВД России по Ульяновской области изначально представило неполные сведения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что УМВД России по Ульяновской области самостоятельно выявило ошибку и подало в Пенсионный фонд уточненные индивидуальные сведения на своих работников.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в судебном заседании в суде первой инстанции пояснил, что уведомления об обнаружении ошибки в адрес УМВД России по Ульяновской области не направлялись.
На момент составления актов проверки от 19.05.2017 УМВД России по Ульяновской области уже представило уточненные сведения (05.07.2016, 09.08.2016, 19.08.2016, 16.11.2016, 18.11.2016, 13.09.2016, 07.11.2016, 16.02.2017) о начисленных страховых взносах за Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь и Ноябрь 2016 года.
В соответствии с пунктом 34 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (действующей в период спорных правоотношений)", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшая на дату направления отчетов), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
Согласно пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 указанной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из вышеизложенного следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, то основания для привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отсутствуют.
Формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции сделал правильный вывод, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, в последствие самостоятельно исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы УМВД России по Ульяновской области в соответствии с действующим законодательством. В данном случае состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствует, решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 23.06.2017 N 083S19170003881, N 083S19170003882, N 083S19170003883, N 083S19170003884, N 083S19170003885, N 083S19170003886, N 083S19170003887, N 083S19170003888, N 083S19170003889, N 083S19170003890, N 083S19170003892 и N 083S19170003891 в части назначения штрафа 500 руб. (в отношении застрахованного лица Кириллова Антона Радионовича) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются незаконными, заявленные УМВД России по Ульяновской области требования подлежат удовлетворению.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 01.02.2017 по делу N А72-7929/2017, от 28.11.2017 по делу N А12-3595/2017, от 01.02.2018 по делу N А12-22851/2017, от 18.01.2018 по делу N А12-22848/2017, от 29.01.2018 по делу N А12-22850/2017, а так же в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 по делу N А72-11128/2017.
В целях восстановления прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) принять меры к восстановлению прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования УМВД России по Ульяновской области подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу N А72-9810/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.