г. Чита |
|
15 августа 2018 г. |
дело N А19-5146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2018 года по делу N А19-5146/2018 по иску администрации муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, 665708, обл. Иркутская, г. Братск, центральный, пр-кт Ленина, д 37) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, 664027, об. Иркутская, г. Иркутск, ул. Ленина, д 1, корпус а) о взыскании 1 980 000 рублей,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986),
(суд первой инстанции: судья Рыкова Н.В.,),
в отсутствие в судебном заседании участвующих в деле лиц,
установил:
Администрация муниципального образования города Братска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству финансов Иркутской области (далее - Минфин, ответчик) с иском о взыскании убытков, понесенных в связи с обеспечением инвалидов жилыми помещениями, в размере 1 980 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2018 года к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство соцразвития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2018 года исковые требования удовлетворены. Взысканы с Иркутской области в лице Минфина за счёт казны Иркутской области в пользу Администрации убытки в сумме 1 980 000 рублей.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался: статьями 45, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 31, 86, 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 13, 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - N 184-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением, Минфин РБ обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как необоснованного, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Министерство соцразвития в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает её доводы обоснованными. Просит обжалуемое решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Министерство соцразвития представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.01.2017 N 45 "О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Ладиш Алина Денисовна, 22.11.2003 года рождения принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как является инвалидом и страдает заболеванием, попадающего под перечень заболеваний, изложенных в постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Впоследствии, решением Братского городского суда от 31.05.2017, вступившим в законную силу 07.07.2017, на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Ладиш А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма в городе Братске жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям города Братка, общей площадью, не менее 32 кв.м.
На стадии исполнения указанного решения суда между Администрацией и Ладиш Л.Ф., действующей в интересах несовершеннолетней Ладиш А.Д., заключено мировое соглашение от 07.12.2017, утверждённое определением Братского городского суда от 21.12.2017, по условиям которого Администрация обязуется предоставить Ладиш А.Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, находящееся в границах города Братска Иркутской области, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное по адресу: г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Малышева, д. 22, кв. 4, общей площадью 30,6 кв. метра; Ладиш А.Д. отказывается от требований к Администрации предоставить ей во исполнение решения Братского городского суда Иркутской области от 31.05.2017 по гражданскому делу N 2-1846/2017 жилое помещение общей площадью в большем размере, чем жилое помещение, по адресу: г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Малышева, д. 22, кв. 4.
Во исполнение указанного судебного акта между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации и Ладиш А.Д заключен договор социального найма жилого помещения N 62/01/18 от 12.01.2018 о передаче в бессрочное владение и пользование муниципального изолированного жилого помещения, квартиры, общей площадью 30,60 кв.м., расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Малышева, дом 22, квартира 4.
Согласно данным отчета N 18-013/1 от 23.01.2018 по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Малышева, дом 22, квартира 4, составленного ИП Синициным А.А., итоговая величина стоимости объекта оценки по состоянию на 23.01.2018 составила 980 000 рублей.
Постановлением Администрации от 24.07.2017 N 364 "О принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Челомбиева Римма Петровна, 1933 года рождения принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как является инвалидом и страдает заболеванием, попадающего под перечень заболеваний, изложенных в постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Впоследствии, решением Братского городского суда от 21.09.2017, вступившим в законную силу 31.10.2017, на Администрацию возложена обязанность по предоставлению " Челомбиевой Римме Петровне во внеочередном порядке по договору социального найма в городе Братске жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям города Братка, общей площадью, не менее 32 кв.м.
На стадии исполнения указанного решения суда между Администрацией и Челомбиевой Р.П. заключено мировое соглашение от 08.12.2017, утверждённое определением Братского городского суда от 21.12.2017, по условиям которого, Администрация обязуется предоставить Челомбиевой Р.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, находящееся в границах города Братска Иркутской области, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное по адресу: г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Кирова, д. 19, кв. 18, общей площадью 31,3 кв. метра; Челомбиева Р.П. отказывается от требований к администрации предоставить ей во исполнение решения Братского городского суда Иркутской области от 21.09.2017 по гражданскому делу N 2-3371/2017 жилое помещение общей площадью в большем размере, чем жилое помещение, по адресу: г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Кирова, д. 19, кв. 18.
Во исполнение указанного судебного акта между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации и Челомбиевой Р.П. заключен договор социального найма жилого помещения N 63/01/18 от 12.01.2018 о передаче в бессрочное владение и пользование муниципального изолированного жилого помещения, квартиры, общей площадью 30,60 кв.м., расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Кирова, дом 19, квартира 18.
Согласно данным отчёта N 18-013/2 от 23.01.2018 по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Кирова, дом 19, квартира 18, составленного ИП Синициным А.А., итоговая величина стоимости объекта оценки по состоянию на 23.01.2018 составила 1 000 000 рублей.
Администрация полагая, что расходы в размере 1 980 000 рублей, связанные с приобретением жилых помещений Ладиш А.Д. и Челомбиевой Р.П., подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации, обратилась в адрес Министра финансов Иркутской области с требованиями о возмещении затрат муниципального образования города Братска.
Письмами от 02.03.2018 Минфин указало на отсутствие оснований для возмещения из областного бюджета расходов, понесенных муниципальным образованием города Братска.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правильными, исходя из следующего.
Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков.
Лицо, право которого нарушено согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления в силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Указанные нормы, устанавливающие особый (льготный) порядок реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлены на защиту указанной категории граждан, а потому согласуются с положениями части 3 статьи 40 и части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Ладиш Алина Денисовна, 22.11.2003 года рождения, и Челомбиева Римма Петровна, 1933 года рождения, признаны нуждающимися в предоставлении жилья и поставлены на соответствующий учёт после 01.01.2005.
Решениями Братского городского суда от 31.05.2017, от 21.09.2017, на администрацию муниципального образования города Братска возложена обязанность по предоставлению Ладиш А.Д. и Челомбиевой Р.П. во внеочередном порядке по договору социального найма в городе Братске жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенного применительно к условиям города Братка, общей площадью, не менее 32 кв.м. каждой.
Определениями Братского городского суда от 21.12.2017 утверждены мировые соглашения, заключенные между сторонами спора, согласно которым Администрация обязалась предоставить жилые помещения меньшей площадью.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 N 1563-0-0, Закон N 131-ФЗ, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Из положений статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 Закона N 131-ФЗ следует, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьей 17 и статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в силу статьи 17 Закона N 181-ФЗ принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению названных мер социальной поддержки.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в т.ч по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот
Анализ указанных выше норм права позволяет прийти к выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 01.01.2005, не подлежит финансированию за счёт средств федерального бюджета. Отнесение таких расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений непосредственно следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств 10 федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что социальная защита (социальное обеспечение) инвалидов находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, а обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов установлены федеральным законодателем, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что в данном конкретном случае, компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жильем по договорам социального найма инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, должна производиться за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные выводы суда соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, от 21.12.2015 N 309-ЭС15-11320, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12721, от 29.01.2016 N 303-ЭС15-12441, от 14.02.2017 N 309-ЭС16-21200, от 10.04.2018 N 302-ЭС18-2813 и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод ответчика о том, что предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации должно производиться за счёт средств Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, возмещение расходов администрации на обеспечение жильем не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения лицу, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение третьему лицу, истец в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этим жилым помещением, поскольку оно обременено жилищными правами гражданина и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Значит, в результате предоставления жилого помещения по договору социального найма лицу, которому жильё подлежит предоставлению за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, администрация муниципалитета утрачивает возможность в последующем распоряжаться данным жилым помещением, то есть несёт убытки, которые подлежат возмещению.
В отношении цены жилого помещения в целях установления стоимости затрат по приобретению квартиры инвалиду действует установленный пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип полного возмещения причиненных убытков.
Согласно данным отчётов от 23.01.2018 N 18-013/1, N 18-013/2 по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Малышева, дом 22, квартира 4; Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Кирова, дом 19, квартира 18, составленных ИП Синициным А.А., итоговая величина стоимости объектов оценки по состоянию на 23.01.2018 составила 980 000 рублей и 1 000 000 рублей соответственно.
Следовательно, общий размер убытков Администрации составил 1 980 000 рублей.
При этом факт того, что оценка стоимости объектов определена по состоянию на 23.01.2018, тогда как договоры социального найма жилого помещения и акты приёма-передачи жилых помещений к договорам датированы 12.01.2018, судом первой инстанции принят во внимание, однако с учётом небольшого временного промежутка между этими датами и отсутствием доказательств того, что стоимость спорных квартир является меньшей, чем указано в отчётах, суд первой инстанции верно признал данное обстоятельство не имеющим существенного правового значения и не влияющим на выводы суда.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме за счёт казны Иркутской области.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2018 года по делу N А19-5146/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.