г. Саратов |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А57-27572/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгаторг"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 января 2018 года по делу N А57-27572/2017 (судья Т.И. Викленко)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгаторг" (г.Саратов, ИНН 6453073167, ОГРН 1036405316584)
Заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Саратов, ИНН 6454009319, ОГРН 1036405508138) о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Волгаторг" - Феткулин М.Ф. по доверенности от 01.09.2018 N 2-юр, Чаплыгин А.Э. по доверенности от 11.10.2017 N 185
Государственного учреждения - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Моргункова Ю.В. по доверенности от 28.12.2017 N 175
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волгаторг" (далее- ООО "Волгаторг", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения фонда социального страхования РФ (далее- Филиал N 4 Отделения, Фонд, Учреждение) об отказе в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в отношении Игнатенко Т.А. на сумму 34521 руб. 20 коп., формализованное в решении Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения фонда социального страхования РФ N 69 от 14.08.2017 г., и в решении Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения фонда социального страхования РФ N 15 от 14.08.2017;
об обязании ГУ - Саратовское региональное отделение фонда социальною страхования РФ выделить, либо зачесть, средства на возмещение расходов на выплату страхового возмещения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 34 521, 20 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что у Фонда не имелось оснований для непринятия расходов к зачету или для отказа в возмещении средств, поскольку Обществом были соблюдены все условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, а именно: наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений, наступление страхового случая, подтвержденное листком нетрудоспособности, правильность произведенных расчетов пособия и факт выплаты пособия застрахованному лицу. Утверждает, что со стороны Общества нет злоупотребления правом, нарушений законодательства при трудоустройстве женщины и выплате в последующем причитающегося ей пособия.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Фонд представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Волгаторг" зарегистрировано в качестве страхователя в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Саратовской области.
29.06.2017 ООО "Волгаторг" обратилось в Филиал N 4 Отделения за выделением денежных средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с указанным обращением и на основании решения от 19.07.2017 N 69 была проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения.
В ходе проверки было выявлено необоснованное начисление пособие по беременности и родам Игнатенко Т.А. за счет средств Фонда социального страхования РФ.
По результатам данной проверки был составлен акт от N 21.07.2017 N 69 с/с., в соответствии с которым, на основании ст. 11 ФЗ "Об основах социального страхования", решено отказать в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 34521,20 руб.
Решением N 15 от 14.08.2017 Филиала N 4 Отделения не были приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 34521 руб. 20 коп., Решением от 14.08.2017 N69 ООО "Волгаторг" было отказано в выделении 34521 руб. 20 коп. на выплату страхового обеспечения Игнатенко Т.А, для осуществления расходов на обязательное социальное страхование других сотрудников было выделено 2192612 руб. 36 коп.
Филиал N 4 ГУ - СРО ФСС РФ пришел к выводу, что Обществом создана искусственная ситуация для получения пособий за счет средств Фонда, выразившаяся в преднамеренном трудоустройстве Игнатенко Т.А. на позднем сроке беременности (за 15 дн.).
Заявитель не согласился с указанным решением и обратился в суд с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что доводы проверяющего органа противоречат нормам трудового законодательства.
31.01.2018 Арбитражный суд Саратовской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 1 Закона N 165-ФЗ).
Как следует из части 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 Закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ.
Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Как следует из пунктов 1, 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, за счет средств фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства, пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании (не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов), к расходам фонда могут быть не приняты.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение требований части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ специалистами фонда была проведена камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию при обращении за выделением средств страхователя с истребованием документов.
Материалами проверки установлено, что Игнатенко Т.А. принята на работу в ООО "Волгаторг" на должность продавца-универсала с 03.02.2017 по трудовому договору от 03.02.2017 г. N 264 - за 15 рабочих дней (согласно табелю учета рабочего времени: 11 дней - февраль, 4 дня - март) до наступления отпуска по беременности и родам. С 09.03.2017 предоставлен листок нетрудоспособности по беременности и родам N 251429 334 312.
ООО "Волгаторг" указывает, что Игнатенко Т.А. была принята на работу и приступила к своим обязанностям с 03.02.2017.
Однако, как свидетельствуют записи в медицинской карте, 09.03.2017 - в 30 недель беременности, когда выдается листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, (начало отпуска по беременности и родам), Игнатенко Т.А. явилась на прием к врачу акушеру-гинекологу, сообщила о том, что не нуждается в листке нетрудоспособности, так как в трудовых отношениях не состоит, что следует из представленного акта проверки.
Следовательно, запись в медицинской документации опровергает наличие фактических трудовых отношений Игнатенко Т.А. в спорный период.
Согласно табелю учета рабочего времени за февраль 2017 г., у Игнатенко Т.А., принятой на работу с 03.02.2017, в этот день - 03.02.2017 и 04.02.2017 были выходные дни, 05.02.2017 - неявка.
Согласно табелю учета рабочего времени за март 2017 г., 09.03.2017 Игнатенко Т.А. работала и была занята на работе 10 часов. В медицинской документации беременной значится, что 09.03.2017 она была на приеме у врача и на исследованиях. Следовательно, запись в табеле учета рабочего времени не соответствует действительности.
Игнатенко Т.А., согласно записям в трудовой книжке, на момент трудоустройства в ООО "Волгаторг" 5 лет (с 09.08.2011) нигде не работала, трудовые отношения оформила за 1 месяц до ухода в отпуск по беременности и родам.
Кроме того, согласно записям в трудовой книжке Игнатенко Т.А. не имеет навыков и опыта работы в торговле.
Профессионального образования на принимаемую должность Игнатенко Т.А. также не имела, что не отрицает заявитель.
Довод заявителя о том, что Игнатенко Т.А. прошла обучение по бизнес-процессам, принятым в Обществе в учебном центре ООО "Волгаторг" по соответствующим должностям, не является доказательством профессионального образования, а также не подтверждает факт необходимости приема ее на работу на позднем сроке беременности.
Все перечисленные факты и противоречия в документах, представленных ООО "Волгаторг" свидетельствуют о том, что трудовые отношения с Игнатенко Т.А. были оформлены формально, с целью получения пособия за счет третьего лица - средств Фонда социального страхования РФ, что не допустимо, согласно ст. 10 ГК РФ, так как является злоупотреблением правом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Из чего следует, что именно на страхователя ложится обязанность и ответственность по выплате соответствующих сумм пособий при наступлении страхового случая, поскольку правоотношения возникли между работником и работодателем в силу трудовых отношений.
Ранее усматривается из материалов проверки, работодатель не подтвердил факт выплаты пособий, при этом последний ссылается на безусловную обязанность Фонда социального страхования выплатить застрахованному лицу соответствующие виды пособий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указанные выше доказательства, в своей совокупности, свидетельствуют о том, что обществом искусственно созданы условия, направленные на обязательное социальное страхование в сумме 34 521 руб 20 коп. за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Учитывая то, что в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности того факта, что страхователем сознательно учтены положения действующего законодательства для получения максимально возможного возмещения пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание Обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 января 2018 года по делу N А57-27572/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.