г. Москва |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А41-78834/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кирсановой Е.Ю. на решение Арбитражного суда Московской области от 12.01.2018 по делу N А41-78834/17, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Кирсановой Е.Ю. к администрации Дмитровского муниципального района Московской области о признании незаконным действия, третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Кирсановой Е.Ю. - Мальков А.Б. по доверенности от 24.08.2017,
от администрации Дмитровского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился,
от Главного управления по информационной политике Московской области - Лалаян К.В. по доверенности от 10.04.2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кирсанова Евгения Юрьевна (далее - ИП Кирсанова Е.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным действий Администрации Дмитровского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) по исключению из Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области рекламных мест, имеющих адрес "А104 (ФАД Москва-Дубна) 46 км + 500 м (справа)" (номер по Схеме до исключения - 60, на земельном участке с кадастровым N 50:04:0070310:1108), адрес "Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д. Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева)" (номер по схеме до исключения - 125, на земельном участке с кадастровым N 50:04:0100201:176) и адрес "а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа)" (номер по схеме до исключения - 104, на земельном участке с кадастровым N 50:04:0020102:102), состоявшие в утверждении новой Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016;
о признании незаконным приложения к постановлению администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области в новой редакции" в части невнесения в данное приложение (Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области) рекламного места по адресу "А 104 (ФАД Москва-Дубна) 46 км + 500 м (справа)", расположенного на земельном участке с кадастровым N 50:04:0070310:1108, рекламного места по адресу "Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д. Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева)", расположенного на земельном участке с кадастровым N 50:04:0100201:176, и рекламного места по адресу "а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа)", расположенного на земельном участке с кадастровым N 50:04:0020102:102, имевшихся в предшествующей редакции схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области, утвержденной Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района от 27.03.2015 N 1508-П;
об обязании Администрацию Дмитровского муниципального района Московской области включить в Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области, ранее имевшиеся в ней (до принятия постановления администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016) рекламные места по адресам: "А104 (ФАД Москва-Дубна) 46 км + 500 м (справа)" (на земельном участке с кадастровым N 50:04:0070310:1108); "Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д. Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева)" (на земельном участке с кадастровым N 50:04:0100201:176); и "а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа)" (на земельном участке с кадастровым N 50:04:0020102:102).
Одновременно ИП Кирсанова Е.Ю. просила суд восстановить пропущенный срок на подачу настоящего заявления.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.01.2018 по делу N А41-78834/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Кирсанова Е.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Заявитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание не явился представитель администрации Дмитровского муниципального района Московской области, в материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
08.06.2016 ИП Кирсанова Е.Ю. обратилась в Администрацию с заявлениями о выдаче трех разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: А104 (ФАД Москва-Дубна) 46 км + 500 м (справа), на земельном участке с кадастровым номером N 50:04:0070310:1108, номер по схеме на дату обращения - 60; г. Дмитров, ш. Ковригинское (Дмитровско-Ярославское шоссе), поворот на д. Внуково (МБК-108 3 км + 000 м) (слева), на земельном участке с кадастровым номером N 50:04:0100201:176, номер по схеме на дату обращения - 125; а/д "Яхрома-Красная горка" 5 км + 700 м (справа), на земельном участке с кадастровым номером N 50:04:0020102:102, номер по схеме на дату обращения - 104.
Письмом N 2638 от 18.09.2017 Администрация сообщила ИП Кирсановой Е.Ю., что три вышеуказанных рекламных места исключены из Схемы в результате утверждения Администрацией новой редакции Схемы, путем принятия постановления N 8358-П от 23.11.2016.
Считая действия Администрации по исключению из Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области спорных рекламных мест путем утверждении новой Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016 незаконными, а также незаконным приложение к постановлению администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016, ущемляющими права предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны судом недействительными, в случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ документы, имеющиеся в материалах дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований полагать, что оспариваемые действия, а также приложения к постановлению администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016, не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам.
Пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Согласно части 5.8. статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций утвержден постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Императивной нормы, запрещающей органу местного самоуправления, вносить изменения в схему размещения рекламных конструкций, исключая ранее существовавшие места, срок действия разрешений на установку которых не истек, не имеется. При этом положения действующего законодательства не ставят в зависимость внесение изменений в схему размещения рекламных конструкций от ранее выданных разрешений.
В соответствии с Порядком согласования схем размещения рекламных конструкций, Схема направляется в Главное управление по информационной политике Московской области совместно с документом под названием "Адресная программа", который является ее неотъемлемой частью. К Схеме прилагаются фотоматериалы, содержащие фотопривязку рекламной конструкции к местности. Данные документы сопоставляют номер по Схеме с конкретным адресом (пикетажем) устанавливаемой конструкции, дают понимание внешнего облика конструкции и территории, на которой планируется установка конструкции. Также в Адресной программе указывается собственник и категория земельного участка, на котором планируется установка конструкции. Впоследствии информация о собственнике земельного участка, на котором располагается рекламное место, указывается в договоре на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также в разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В Схеме размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района, утвержденной в 2014 году, в соответствии с Адресной программой, находились исключительно места размещения рекламных конструкций, расположенные на земельных участках, находящихся либо в собственности администрации Дмитровского муниципального района, либо государственная собственность на которые не разграничена.
В 2010 году рекламные места, на которых были установлены рекламные конструкции, указанные в заявлениях (NN по схеме 60, 104, 125), разыгрывались на торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. По итогам данных торгов были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком действия до 09.09.2015.
На основании данных договоров были выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В данных разрешениях и договорах собственником земельных участков, на которых устанавливались данные рекламные конструкции, была указана Администрация Дмитровского муниципального района.
В связи с тем, что были предоставлены новые сведения относительно собственников земельных участков, возникла необходимость согласования новых данных. Документация, приложенная к заявлениям ИП Кирсановой Е.Ю. о выдаче разрешений, была направлена в Главное управление по информационной политике Московской области письмом администрации городского поселения Дмитров N 1609-02д от 13.09.2016 с целью внесения данных изменений в Схему и появления возможности выдачи разрешений в соответствии с предоставленными данными. Во избежание путаницы рекламным местам, указанным в обращении, были присвоены новые номера по Схеме. Прежние номера (NN 60, 104 и 125), в отношении которых в Адресной программе собственником земельных участков была указана администрация Дмитровского муниципального района, были впоследствии исключены из Схемы Постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от 23.11.2016 N 8358-П "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области в новой редакции". Таким образом, как установил суд первой инстанции, в качестве промежуточного этапа осуществления услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с заявлениями, администрацией фактически был подан запрос в Главное управление по информационной политике Московской области о включении новых мест размещения рекламных конструкций в Схему.
В связи со сменой информации о владельцах земельных участков и до согласования внесения соответствующих изменений в Схему Главным управлением по информационной политике Московской области, разрешения на конструкции, указанные в обращении, не могут быть выданы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое действие Администрации по исключению из Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области рекламных мест, путем утверждения новой Схемы размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016, а также приложение к постановлению администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П от 23.11.2016, не могут быть признаны незаконными.
Оснований для вывода о том, что оспариваемые решения и действия не соответствуют закону у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
На основании статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными, и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Заявитель в своем ходатайстве о восстановлении процессуального срока ссылается на то, что ему стало известно о нарушении его прав исключением трех рекламных мест из Схемы только 18.09.2017 (дата окончательного ответа заинтересованного лица, выраженного в письме N 2638 от 18.09.2017).
Суд первой инстанции посчитал, что течение срока обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, с учетом предмета спора, началось с момента принятия Администрацией постановления от 23.11.2016 N 8358-П.
В любом случае о совершении оспариваемых действий заявитель должен был узнать не позднее 13.02.2017, т.е. с даты изготовления решения суда по делу N А41-78160/16 в полном объеме. При этом для вывода об осведомленности заявителя о нарушении, согласно его правовой позиции, его прав и законных интересов оспариваемыми решениями и действиями не имеет правового значения дата вступления данного решения суда в законную силу.
В арбитражный суд с рассматриваемым заявлением ИП Кирсанова Е.Ю. обратилась 28.09.2017, то есть с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Довод заявителя о том, что только ответ от 18.09.2017 является окончательным ответом, которому предшествовала переписка, свидетельствующая о намерении Администрации урегулировать спор во внесудебном порядке, документально не подтвержден.
В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока обращения в суд.
Пропуск заявителем срока на обжалование ненормативного правового акта, а также действий (бездействий), установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, и отсутствие причин к восстановлению данного срока, являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.01.2018 по делу N А41-78834/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.