город Омск |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А75-12525/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-869/2018) акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 декабря 2017 года по делу N А75-12525/2017 (судья Кубасова Э.Л.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1169658018386, ИНН 6679087475) к акционерному обществу "Югорская территориальная энергетическая компания" (ОГРН 1048600001141, ИНН 8601022317), при участии в деле в качестве третьих лиц: Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, открытого акционерного общества "Служба заказчика", об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "Управление ЖКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к акционерному обществу "Югорская территориальная энергетическая компания" (далее - АО "ЮТЭК", ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения: принятии в редакции истца пунктов 2.2; 3.1.2; 3.1.8; 3.2.4; 3.3.2; 3.3.35; 3.3.36; 3.3.48; 3.4.1; 3.4.5; 3.4.6; 3.4.7; 3.4.10; 4.1; 5.1; 5.2; 5.16; 7.1, приложения N 5 "Договорные величины электрической энергии (мощности) на 2017 год" ( с учетом заявления об уточнении исковых требований, л.д. 19-40 т.8).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, открытое акционерное общество "Служба заказчика" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 декабря 2017 года по делу N А75-12525/2017 исковые требования удовлетворены частично. Пункты 2.2, 3.2.4, 3.4.1, 5.1, 5,2, 5.16, приложение N 5 "Договорные величины электрической энергии (мощности) на 2017 год" приняты в редакции ООО "Управление ЖКХ", пункты 3.1.2, 3.2.7, 3.3.2, 3.3.48, 3.4.6, 4.1, 7.1 договора приняты в редакции АО "ЮТЭК". Исключены из договора пункты 3.1.8; 3.3.35, 3.3.36, 3.4.5, 3.4.7, 3.4.10. В удовлетворении остальной части иска отказано. С АО "ЮТЭК" в пользу ООО "Управление ЖКХ" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины 6 000 руб.
Возражая против принятого по делу судебного акта, АО "ЮТЭК" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что поскольку собственники и пользователи помещений многоквартирных домов в г. Югорске находятся на прямом сбытовом обслуживании у АО "ЮТЭК", не расторгли указанные договоры в установленном законом порядке, у АО "ЮТЭК" отсутствуют основания и возможность (право) заключить с ООО "Управление ЖКХ" договор энергоснабжения на поставку всего коммунального ресурса по вводу в дом. В соответствии с положениями действующего жилищного законодательства РФ, с 01.01.2017 обязанность по покупке и оплате электрической энергии, потребляемой в процессе обслуживания общего имущества в многоквартирном доме, всецело возлагается на лиц, осуществляющих содержание внутридомовых инженерных сетей и общего имущества собственников многоквартирного дома. Ресурсоснабжающая организация вправе самостоятельно выставлять собственникам жилых помещений в многоквартирном доме платежные документы на оплату в индивидуальном жилом помещении, а с управляющей компании требовать оплаты объема ресурса, потребленного в процессе обслуживания общего имущества в многоквартирном доме.
В письменном отзыве на жалобу ООО "Управление ЖКХ" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что Администрацией г. Югорска проведен конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом. ООО "Управление ЖКХ" на основании протокола N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе признано победителем по лотам 3,8,10.
ООО "Управление ЖКХ" обратилось к гарантирующему поставщику (АО "ЮТЭК") с заявлением о заключении договора энергоснабжения, а также протоколом разногласий к договору энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг, размещенному на официальном сайте АО "ЮТЭК" в сети Интернет (письмо от 12.05.2017).
По итогам рассмотрения указанного протокола ответчиком направлен истцу протокол согласования разногласий к договору энергоснабжения, в соответствии с которым ответчик согласовал спорные пункты договора в редакции АО "ЮТЭК".
Недостижение сторонами согласия по ряду условий договора энергоснабжения, подтвержденное представленной в материалы дела перепиской, послужило основанием обращения ООО "Управление ЖКХ" в суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статьи 421, 422 ГК РФ).
В силу правил статьи 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно частям 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу положений абзаца 3 пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), абзаца 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), статьи 155, части 1 статьи 161, статьи 162 ЖК РФ, на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах коммунальными услугами.
Согласно условиям проведённого конкурса договор управления заключается на условиях предоставления управляющей организацией коммунальных услуг (л.д. 83-87 т.8).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании пункта 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения N 442), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (часть 7 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пунктам 27, 28, 32 Основных положений N 442; частям 1, 3 статьи 426, статье 539 ГК РФ, статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" энергоснабжающая организация не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, с любым, обратившимся к ней потребителем, соответствующим действующим требованиям, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Пунктом 14 Правил N 354 определено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что при наличии в многоквартирном доме избранной в установленном порядке управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. При этом абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией и, следовательно, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая организация. В свою очередь потребители коммунальных услуг (собственники помещений в многоквартирном доме) оплачивают эти услуги исполнителю коммунальных услуг.
Доводы жалобы АО "ЮТЭК" о том, что ввиду наличия у ответчика прямых договоров энергоснабжения с собственниками жилых помещений, договор энергоснабжения с ООО "Управление ЖКХ" может быть заключен лишь на поставку электроэнергии на общедомовые нужды, апелляционным судом отклоняются.
Из положений пункта 9 Правил N 354 следует, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как указано выше, договор управления заключен на условиях предоставления собственникам коммунальных услуг.
Исходя из пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354, в том числе, ресурсоснабжающая организация.
При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Таким образом, Правилами N 354 предусмотрены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем соответствующей коммунальной услуги (соответствующих коммунальных услуг) и определяется период времени, в течение которого такой статус сохраняется.
Как указано выше, положениями статей 161, 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Частью 17 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу Закона N 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В соответствии с частью 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Между тем, непосредственное управление собственниками помещений многоквартирным домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ) как способ управления не тождественен прямым расчетам собственников за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Положениями части 7.1 статьи 155 ЖК РФ собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме предоставлено право принять решение о внесении платы непосредственно ресурсоснабжающим организациям за все или некоторые поставляемые коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Закрепление решением общего собрания собственников многоквартирного дома указанного порядка внесения платы за коммунальные услуги влечет установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
В то же время, принятие собственниками помещений в доме указанного выше решения не изменяет субъектного состава и существа правоотношений между управляющей компанией как исполнителем коммунальных услуг, обязанным заключить договор на приобретение всего объема коммунальных ресурсов для многоквартирного дома, и ресурсоснабжающей организацией.
По смыслу приведенных норм, внесение платы собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации не исключает обязанности управляющей организации по обеспечению предоставления собственникам помещений коммунальных услуг путем заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Решение о сохранении ранее сложившегося порядка предоставления коммунальных услуг не исключает необходимости заключения договора энергоснабжения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
Учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства принятия собственниками помещений многоквартирных домов, управляемых истцом, решения о сохранении какого-либо сложившегося ранее порядка предоставления и оплаты коммунальных услуг, основания для вывода о продлении собственниками соответствующего порядка взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией отсутствуют.
В силу части 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ указанные выше решения могут приниматься при принятии собственниками помещений решений об изменении способа управления домами или о выборе управляющей компании, что в настоящем случае не было.
В апелляционной жалобе АО "ЮТЭК" не приведены доводы, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 декабря 2017 года по делу N А75-12525/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.