г. Пермь |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А60-63764/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 января 2018 года по делу N А60-63764/2017,
вынесенное судьей С.Е. Калашником,
по заявлению Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" (ИНН 6659106560, ОГРН 1046603149240)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834)
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Газовые сети" (далее - ГУП СО "Газовые сети", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.11.2017 N 842, вынесенного Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент, административный орган).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2018 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным и отменено постановление департамента от 17.11.2017 N 842 о привлечении ГУП СО "Газовые сети" к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ в части наложения административного штрафа, превышающего 100 000 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ГУП СО "Газовые сети" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления департамента в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о недоказанности факта использования предприятием указанного в постановлении земельного участка, об истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Административный орган по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 31.08.2017 N 95-ЛН в период с 11.09.2017 по 06.10.2017 в отношении ГУП СО "Газовые сети" проведена внеплановая документарная проверка с целью выявления нарушений требований лесного законодательства при эксплуатации линейных объектов (линия газопровода), предусмотренных статьями 9 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в информации Управления Федеральной службы безопасности России по Свердловской области от 17.07.2017 N 120/6-6299-1 и подтвержденных в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков в рамках мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Документарная проверка основывалась на результатах акта планового (рейдового) обследования лесного участка от 21.08.2017 N 135.
В ходе обследования лесных участков на территории Режевского участка Режевского участкового лесничества ГКУ СО "Режевское лесничество" выявлено:
- в квартале N 42 в выделе 19 в границах ЛЭП проходит газопровод и расположен на поверхности земли шириной 2-м и протяженностью 800-м, на площади 0,16 га, состояние газопровода удовлетворительное;
- в квартале N 54 в выделе 24 в границах ЛЭП проходит газопровод и расположен на поверхности земли шириной 2-м и протяженностью 2200-м на площади 0,44 га, состояние газопровода удовлетворительное;
- в квартале 55 в выделе 11 в границах ЛЭП проходит газопровод и расположен на поверхности земли находится ЛЭП ширина 2-м и протяженностью 2100-м на площади 0,42 га, состояние газопровода удовлетворительное.
В ходе проверки установлен факт самовольного использования государственного лесного фонда (лесного участка) предприятием "Газовые сети" под размещение объектов в кварталах N 42 (выдел 19), 54 (выдел 24), 55 (выдел 11) Режевского участка Режевского участкового лесничества ГКУ СО "Режевское лесничество".
Так, проверкой установлено, что в кварталах N 42 (выдел 19), 54 (выдел 24), 55 (выдел 11) Режевского участка Режевского участкового лесничества ГКУ СО "Режевское лесничество" проходит газопровод Реж - Артемовский. Данный газопровод передан в хозяйственное ведение предприятия "Газовые сети" на основании постановления правительства Свердловской области от 27.05.2009 N 602-ПП, от 04.05.2010 N 713-ПП. Свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2010 N 66АД 349222.
Согласно справке ГКУ СО "Режевское лесничество" от 03.10.2017 N 213 на территории Режевского участка Режевского участкового лесничества ГКУ СО "Режевское лесничество" в кварталах N 42 (выдел 19), 54 (выдел 24), 55 (выдел 11) в границах просеки ЛЭП (ВЛ ПО кВ Бурлаки - Реж) проходит наземный газопровод. В материалах лесоустройства 2001 года линия газопровода, проходящая по лесным участкам, не указана. Разрешающие документы для эксплуатации линейных объектов (линия газопровода), предусмотренные статьями 9 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации в лесничестве, отсутствуют. Правоустанавливающие документы на использование лесного участка, расположенного в квартале 42 выдел 19, квартале 54 выдел 24, квартале 55 выдел 11 Режевского участка Режевского участкового лесничества ГКУ СО "Режевское лесничество", не представлены.
По факту выявленных нарушений департаментом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 01.11.2017 N 132-3/5 и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 17.11.2017 N 842, которым ГУП СО "Газовые сети" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения предприятия от административной ответственности; вместе с тем, счёл возможным снизить размер назначенного предприятию административного штрафа до 100 000 руб. и признал оспариваемое постановление незаконным в соответствующей части.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают лесные участки, право пользования ими.
Объективной стороной правонарушения является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, то есть в фактическом его владении.
Под самовольным занятием лесного участка понимается пользование чужим лесным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Под использованием лесных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей (виды использования определены в статье 25 Лесного кодекса РФ) без специальных разрешений на использование указанных участков понимается осуществление указанных действий при отсутствии разрешительной документации, предусмотренной законодательством РФ, при использовании лесного участка.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов отнесены к одному из видов использования лесов.
Частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу части 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1, 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со ст. 81 - 84 Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Наличие нарушения, выразившегося в самовольном (без разрешающих документов) использовании лесного участка, расположенного в кварталах N 42 (выдел 19), 54 (выдел 24), 55 (выдел 11) Режевского участка Режевского участкового лесничества ГКУ СО "Режевское лесничество" под размещение газопровода, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: актом проверки от 06.10.2017, схемой места нарушения, актом планового (рейдового) обследования лесного участка от 21.08.2017 N 135, актом проверки от 06.10.2017 N 70, справкой ГКУ СО "Режевское лесничество" от 03.10.2017 N 213, протоколом об административном правонарушении от 01.11.2017 N 132-3/5 и обществом данный факт не опровергнут.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности установить соотношение расположения указанного в постановлении лесного участка с трассой прохождения принадлежащего предприятию газопровода Реж - Артемовский опровергаются представленными в материалы дела схемами расположения указанного газопровода на территории Режевского участкового лесничества, составленными ГКУ СО "Режевское лесничество". Доказательств наличия правоустанавливающих документов на использование лесного участка на всем протяжении газопровода Реж - Артемовский в границах Режевского участка Режевского участкового лесничества ГКУ СО "Режевское лесничество" заявителем в материалы дела не представлено.
Ссылки заявителя на необходимость согласования схем расположения газопровода с ГУП СО "Газовые сети" или другими газораспределительными организациями судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку на законе не основаны.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины предприятия в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы апеллянта об истечении срока давности привлечения к административной ответственности являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом с указанием на то, что совершенное предприятием правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ), то есть с даты, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административной правонарушении исходя из характера конкретного правонарушения и обстоятельств его совершения, выявило факт совершения этого правонарушения.
Судом верно отмечено, что в данном случае с момента получения административным органом сведений о наличии спорного газопровода в хозяйственном ведении предприятия "Газовые сети", отсутствии у данного лица разрешительной документации, что отражено в справке ГКУ СО "Режевское лесничество" от 03.10.2017 N 213 и зафиксировано в акте проверки от 06.10.2017 государственным лесным инспектором, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, которым и был составлен протокол об административном правонарушении от 01.11.2017. Результаты планового осмотра, проведенного 21.08.2017, не могут служить основанием для исчисления с указанной даты срока давности привлечения к ответственности.
В данном случае, учитывая выявления факта совершения правонарушения предприятием датой акта проверки от 06.10.2017, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, оценивая выводы административного органа в части назначения предприятию наказания, учитывая обстоятельства совершения им правонарушения, приняв во внимание, что предприятие получило в хозяйственное ведение уже готовый построенный зарегистрированный объект, суд первой инстанции, пришел к выводу, что мера административного взыскания в виде штрафа в размере 200 000 руб. не соответствует принципам справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, в связи с чем, руководствуясь ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного штрафа до 100 000 руб. и на основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ признал оспариваемое постановление незаконным в соответствующей части.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Приведенные в жалобе доводы заявителя выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная заявителем по платежному поручению N 430 от 31.01.2018 государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 3000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2018 года по делу N А60-63764/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" - без удовлетворения.
Возвратить Государственному унитарному предприятию Свердловской области "Газовые сети" (ИНН 6659106560, ОГРН 1046603149240) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению N 430 от 31.01.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.