г. Москва |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А41-2699/18 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле в судебном заседании апелляционную жалобу ФССП РОССИИ на определение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2018 года по делу N А41-2699/18, принятое судьей Неяскиной Е.А., по исковому заявлению ООО "СМУ-2501" к ФССП РОССИИ, третьи лица: УФССП по МО, Одинцовский РОСП УФССП по МО о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СМУ-2501" обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 30 036 833,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 417 429,69 руб.
Арбитражный суд Московской области принял определение от 22 февраля 2018 года о передаче дела на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В апелляционной жалобе заявитель просит определение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на определение арбитражного суда о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда рассматривается без вызова сторон.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а определение суда отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду следующего.
Передавая настоящее дело на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик - Федеральная служба судебных приставов России, зарегистрирован в городе Москве.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Статьей 35 АПК РФ установлено общее правило территориальной подсудности споров, подведомственных арбитражному суду, согласно которому иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Место нахождения юридического лица согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом или учредительными документами не установлено иное.
В случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности, то, в силу пункта 3 части 2 статьи 39 АПК РФ, арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня.
В данном случае ответчиком по настоящему делу является Федеральная служба судебных приставов России.
В соответствии с частью 2 статьи 119 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
В пункте 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что вред, причиненный судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в случае признания судом требований истца обоснованными в соответствии с положениями статей 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием за счет соответствующей казны.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, в том числе по искам о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на ФССП России функций, согласно подпункту 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316) осуществляет Федеральная служба.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Из пункта 1.1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Минюста России от 21.05.2013 N 74, следует, что территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов (территориальный орган), действующее на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
В территориальный орган ФССП России входят аппарат управления территориального органа, а также структурные подразделения территориального органа ФССП России, к которым относятся районные, межрайонные и специализированные отделы (пункты 1.4.3 и 3.1 Типового положения).
Пунктом 1.4 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов России от 29.05.2012 N 256, также предусмотрено, что Федеральная служба судебных приставов России осуществляет деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
Пунктом 9.1 этого Регламента установлено, что для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации Федеральная служба судебных приставов России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в ее подчинении. Территориальные органы финансируются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также из других законных источников, имеют счета в кредитных организациях Российской Федерации и органах Федерального казначейства.
Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов России является Управление Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 9.7 Регламента структура территориального органа включает в себя руководство территориального органа: руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и заместителей руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, подразделения аппарата управления и структурные подразделения. Подразделениями аппарата управления и структурными подразделениями территориального органа являются отделы.
В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" иск о возмещении вреда, причиненного государственными органами (их должностными лицами), подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, причинившего вред (органа, должностным лицом которого причинен вред), если иное не предусмотрено законодательством.
Актуальность данных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сохраняется и в настоящий период (см., например: постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2016 по делу N А66-9538/16).
Поэтому в рассматриваемом случае, несмотря на указание заявителем в качестве ответчика Федеральной службы, иск о возмещении вреда, причиненного государственными органами (их должностными лицами), подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, причинившего вред (органа, должностным лицом которого причинен вред).
Из искового заявления по настоящему делу следует, что заявитель просит возместить убытки, причиненные ООО "СМУ-2501" в результате действий сотрудников Одинцовского РОСП УФССП России по Московской области, расположенное по адресу: 143050, Московская область, Одинцовский район, Большие Вяземы, стр. 3042/2.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения АПК РФ и разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исковое заявление ООО "СМУ-2501" по настоящему делу подано в Арбитражный суд Московской области с соблюдением правил подсудности. У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для передачи дела на рассмотрение другого арбитражного суда.
Руководствуясь статьями 266, 268, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 22 февраля 2018 года по делу N А41-2699/18 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.